Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального п

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными имеет свою специфику, которая требует теоретического осмысления и исследования с позиций социальной работы. Социальный работник может стать ключевым звеном мультипрофессиональной команды, специалистом, который осуществляет многолетнее сопровождение пациента, координирует действия членов команды специалистов, определяет приоритет решения проблем, прогнозирует их возникновение[20]. Таким образом, роль социального работника является крайне актуальной для развития теории и практики социальной работы с данной категорией клиентов, поскольку в процессе реализации принципа мультипрофессионального подхода интегрирующая и организующая функция социального работника выступает на первый план.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Ошибка! Закладка не определена.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ . 10
1.1.Методологические основы мультипрофессионального подхода. 10
1.2. Теоретические основы мультипрофессионального подхода в социально-медицинской работе с ВИЧ инфицированными. 16
1.3.Возможности современной нормативно-правовой базы социально-медицинской работы с ВИЧ инфицированными для реализации принципа мультипрофессиональнного подхода: проблемы и перспективы. 23
Глава 2 Ошибка! Закладка не определена.
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ В ГБУЗ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ» 38
2.1. Организационные основы реализации принципа мультипрофессионального подхода 38
2.2. Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального подхода 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Работа содержит 1 файл

мультидисциплинарная команда.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Также на этом этапе социальная работа изучает особенности семьи, группы людей, степень и направленность влияния микросреды на ВИЧ – инфицированного. Хотя ВИЧ-инфекция и является инфекционным заболеванием, но она не передается ни бытовым, ни воздушно-капельным путями, поэтому ВИЧ не представляет в быту и при обычных контактах опасности даже для близко общающихся людей. То есть ВИЧ-инфицированные в быту никакой опасности для окружающих не представляют, и дискриминация их только на основании поставленного им диагноза – полное нарушение их прав и свобод.

ВИЧ-инфицированным в  Свердловском областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными  заболеваниями предоставляются  бесплатно все виды квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а так же медикаменты для лечения в амбулаторных или стационарных условиях. Обеспечивается бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации, при этом ВИЧ-инфицированные пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Особую область работы мультипрофессиональных команд Центра представляет работа с несовершеннолетними. Она базируется на соответствующем  федеральном законодательстве. Родители несовершеннолетних детей (не достигших 18-летнего возраста), в случае выявления ВИЧ-инфекции у ребенка, уведомляются о результатах обследования (ст.13 ФЗ № 38 от 30.03.95). Они также имеют право [37]:

- совместно пребывать  с ВИЧ-инфицированными детьми  в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за все это время пособий по государственному социальному страхованию;

- на предоставление  бесплатного проезда одному из  родителей при сопровождении  к месту лечения и обратно несовершеннолетнего ВИЧ-инфицированного в возрасте до 16 лет;

- на сохранение непрерывного  трудового стажа за одним из  родителей ВИЧ-инфицированного в  возрасте до 18 лет в случае  увольнения по уходу за ним  и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста;

- на предоставление  вне очереди жилых помещений  в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий (ст. 18 ФЗ № 38 от 30.03.95).

ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетним, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом (ст. 19 ФЗ № 38 от 30.03.95).

Согласно законодательству, социальная работа подразумевает организацию  специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях развития ВИЧ-инфекции, оказание им социальной поддержки и психологической помощи.

Слабая социальная и  психологическая защищенность больных  ВИЧ неблагоприятно влияет на прогноз  заболевания и ухудшает качество жизни ВИЧ-инфицированных. В этом случае социальная работа в Центре предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов разных профессий – врачей, психологов, социальных работников.

Социальная работа в  области ВИЧ-инфекции  в Центре основывается на системе мероприятий постоянного психологического сопровождения самого больного и членов его семей. Данная особенность делает необходимым создание различных групп поддержки не только для самих ВИЧ-инфицированных, но так же их родных и близких.

Важным условием организации  полноценной работы с ВИЧ-инфицированными  для мультипрофессиональной команды Центра является организация работы таким образом, чтобы в итоге у клиента выработалась способность самоподдержки и саморегуляции. Подобных результатов команда добивается за счет организации тренингов, психологических игр, психологической работы и пр. Важным условием в организации работы становится привлечение к ней в качестве консультантов самих ВИЧ-положительных, успешно адаптировавшихся в связи со своим новым статусом. ВИЧ-положительные клиенты делятся опытом переживания, рассказывают как им удалось пережить ту или иную ситуацию, дают советы с позиции равного. При общении с ними у клиента не возникает отторжения в связи с уверенностью, что ВИЧ-отрицательный человек не сможет понять и осознать проблемы ВИЧ-положительного.

Важной задачей социальной работы является создание кабинета социальной и психологической реабилитации для ВИЧ-инфицированных, а также их ближайшего окружения, оказывающего медико-социальную помощь семьям, имеющим больных ВИЧ на всех этапах лечения и диспансерного наблюдения. Его задачи – выявление, учёт, патронаж семей, члены которых являются вирусоносителями; анализ и поиск путей решения социальных и психологических проблем больных и их семей; информирование заболевших и семей ВИЧ-инфицированных о социальных льготах: контроль за соблюдением гарантированных прав больных ВИЧ-инфекцией и их семей; организация групп психологической поддержки для данного контингента больных и семей, переживающих утрату родственников [7, с.58].

Одним из успешных опытов работы в рамках социально – психологического направления является организация группы поддержки. В данной группе ВИЧ-инфицированные либо их близкие совместно могут обсудить возникающие у них проблемы, выговориться, найти взаимоподдержку, получить совет или рекомендацию. Основополагающим аспектом успешности подобных групп является их лидер, который может являться членом мультипрофессиональной команды. Желательно, чтобы данным членом становился консультант, к которому будет возникать больше доверия в связи с тем, что он сам имеет статус ВИЧ-положительного.

Весьма успешными направления  в работе Центра так же являются и такие, как психологическое консультрирование, индивидуальная работа, семейная психотерапия и пр.

Особую роль в организации  социальной работы с ВИЧ-инфицированным играет работа с его семьей. Семья страдает  в не меньшей степени, чем сам заболевший и так же нуждается в поддержке. При оказании помощи семье работники мультипрофессиональной команды руководствуются следующими принципами:

- предоставление возможности  семьи получать достаточные знания о развитии болезни, питании и особенностях препаратов для ВИЧ – инфицированных;

- предоставление знаний  о предотвращении заражения ВИЧ-инфекцией  членов семьи (опасность наркозависимости);

- объединение семей,  столкнувшихся с ВИЧ в группы  поддержки, группы взаимопомощи, психотерапевтические группы;

- знание законов для  того, чтобы защищать человеческие  права ВИЧ-инфицированных и членов  их семей;

- использование способности  семьи побудить ВИЧ-инфицированного  искать и принимать медицинскую  помощь, посещать программы по замедлению развития ВИЧ-инфекции.

Значимым направлением работы социального работника является помощь клиенту в обеспечении возможности пользоваться услугами органов социальной защиты. Социальный работник в данном направлении информирует клиента о наличие льгот, которыми ВИЧ-инфицированный может воспользоваться, выплат по временной нетрудоспособности, пенсий и пр. Так же социальный работник может организовать для клиента адресную помощь или срочную помощь в виде денежных выплат.

Необходимость материальной помощи является одним из основополагающих аспектов в работе социального работника. Как правило, получив статус ВИЧ-инфицированного человек сразу или постепенно теряет возможность вести полноценную трудовую жизнь и уровень его доходов заметно снижается. Значительная часть заболевших оказываются в статусе безработного. В связи с этим социальная помощь порой становится жизненно необходимой и актуальной.

Так же социальный работник занимается просвещением ВИЧ-инфицированных об их правах. Особенно актуальной данная проблема становится при поддержке несовершеннолетних клиентов, родители которых нередко сталкиваются с общественным неприятием их ребенка в связи с наличием у него ВИЧ-положительного статуса.

Российские законы предоставляют  ВИЧ-инфицированным те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ – инфицированных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках действующего законодательства, согласно которому ВИЧ- инфицированный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или школу, равно как и исключения из них. Долг социального работника донести это до родителей [23, c.318].

Значительную роль в  работе мультипрофессиональной команды  играет просветительская работа с населением, которая позволяет сделать общество более толерантным к ВИЧ-инфицированным и предотвратить новые случаи заражения. Данная работа организуется при помощи специальных программ, тематических передач по телевиденью, лекций, бесед, выпуском пособий и пр. Чем более информировано общество в данной сфере, тем более успешной становится интеграция ВИЧ-инфицированных в социум и тем успешнее предотвращение неприятия со стороны окружающих в отношении ВИЧ-инфицированных.

Таким образом. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными клиентами  в мультипрофессиональном подходе представляет собой деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи заболевшему и его ближайшему окружение, организацию групповой работы и повышению уровня толерантности со стороны общества в отношении ВИЧ-инфицированных.

 

2.3. Ведущая роль специалиста  по социальной работе в реализации  принципа мультипрофессионального подхода в работе с ВИЧ инфицированными

 

Для эффективной работы мультапрофессиональной команды очень  важно распределение обязанностей и отсутствие дублирования функций. Поскольку возможны пересечения  в квалификациях специалистов (например, социальный работник может иметь значительный опыт в психологическом консультировании), необходимо чёткое установление межпрофессиональных границ. Отчасти это может быть достигнуто созданием чётких должностных инструкций для членов команды. Другим моментом является необходимость проведения командного строительства, тренингов внутрикомандной деятельности и деловых игр, направленных на повышение эффективности распределения обязанностей в команде. Ответственность за эту работу возлагается на руководителя команды, который привлекает к работе по внутрикомандному строительству психолога-консультанта [25].

Во многом сплочённость, а значит, и эффективность усилий команды зависит от стадии её развития, зрелости. Можно выделить 5 стадий (на высшие 4, 5 уровни выходят не все):

1. «Притирка» — члены команды приглядываются друг к другу и показывают свои возможности и потребности, определяются в правильности выбора. Решающую роль играет руководитель.

2. «Конфликтная» —  проявляются и оцениваются сильные  и слабые стороны, создаются  группировки, возможна силовая борьба за лидерство и поиск компромиссов. Возможно противодействие между руководителем и подчиненными.

3. «Экспериментирование»  — потенциал группы вырастает,  но она часто работает рывками, возрастает интерес к поиску различных методов и средств.

4. «Успешное решение  проблем» — реалистичное и  творческое. Функции лидера могут  переходить от одного члена команды другому, каждый гордится своей принадлежностью к команде.

5. «Прочные связи»  внутри команды — отношения  складываются, в основном, неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения [26, с. 122].

Обычно мультипрофессиональная рабочая группа с ВИЧ - инфицированными  включает в себя врача, медицинскую  сестру, психолога, социального работника, «равного консультанта». У каждого из сотрудников есть своя задача в отношении клиента:

- у врача – данные  медицинского обследования, устновка диагноза.

- у социального работника  — изучение окружения клиента: есть ли работа, учёба, жильё, каковы взаимоотношения в семье, с друзьями, коллегами, соседями.

- у медицинской сестры  — каково состояние клиента,  какой образ жизни ведёт (здоровый или нет), выполняет ли указания врача, принимает ли лекарства.

- у психолога —  по данным психодиагностики: состояние,  особенности личности, совместимость, способности.

- у «равного консультанта»  — состояние клиента с точки  зрения человека, знающего проблему «изнутри», основанная на сопоставлении своего опыта совладения с болезнью, взаимодействия с помогающими структурами, семьёй и ситуацией клиента.

Во внимание принимается  мнение всех участников группы. Необходимо поддерживать возможность диалога  в группе и смелость вносить трудные  для обсуждения вопросы.

Единым подходом к  работе с клиентом является подход «на равных», в режиме диалога. Ведущий метод — ориентированная на решение проблемы позитивная терапия как метод совместного решения проблем, исходя из целей и интересов клиента. Любая цель, предлагаемая клиентом, оговаривается совместно с сотрудником. Сотрудничество с клиентом рассматривается как ключ к совместному решению проблем.

Приверженность лечению  возможна только при сотрудничестве пациента и команды. Установление доверительных  отношений становится главным требованием.

Деятельность социального  работника — это профессиональное вмешательство, направленное на изменение жизненной ситуации пациента с целью сохранения или улучшения его здоровья. Она может отвечать конкретному запросу пациента или включаться в цепочку общей мультипрофессиональной работы.

Первая встреча с  пациентом — испытание на доверие, без которого сотрудничество невозможно. Формируя контакт важно:

- развеять страхи, сомнения, обеспечить поддержку; 

- выяснить все потребности; 

- определить последовательность  продвижения к результату;

- предупредить возможные препятствия;

Информация о работе Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального п