Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального п

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными имеет свою специфику, которая требует теоретического осмысления и исследования с позиций социальной работы. Социальный работник может стать ключевым звеном мультипрофессиональной команды, специалистом, который осуществляет многолетнее сопровождение пациента, координирует действия членов команды специалистов, определяет приоритет решения проблем, прогнозирует их возникновение[20]. Таким образом, роль социального работника является крайне актуальной для развития теории и практики социальной работы с данной категорией клиентов, поскольку в процессе реализации принципа мультипрофессионального подхода интегрирующая и организующая функция социального работника выступает на первый план.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Ошибка! Закладка не определена.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ . 10
1.1.Методологические основы мультипрофессионального подхода. 10
1.2. Теоретические основы мультипрофессионального подхода в социально-медицинской работе с ВИЧ инфицированными. 16
1.3.Возможности современной нормативно-правовой базы социально-медицинской работы с ВИЧ инфицированными для реализации принципа мультипрофессиональнного подхода: проблемы и перспективы. 23
Глава 2 Ошибка! Закладка не определена.
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ В ГБУЗ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ» 38
2.1. Организационные основы реализации принципа мультипрофессионального подхода 38
2.2. Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального подхода 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Работа содержит 1 файл

мультидисциплинарная команда.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств, а разные стороны одного и того же. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.

Неразложимым компонентом личности являются свойства. «Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности и характера, и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков»[8]. Таким образом, структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности.

В отличие от теории личности  Б.Г.Ананьева, теория В.С.Мерлина соединяет индивидуальность с социально-типичными отношениями присущей личности, которые определяют характер индивидуальности. Оценка свойств личности и влияние на индивидуальность социально-типичных отношений могут помочь специалистам мультипрофессиональной команды в определении тактики ведения ВИЧ-инфицированного больного.

Теория системного подхода - это подход,  «при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь»[4]. Это наиболее сложный подход. Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение  системного подхода включает также  обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

системно-элементного  или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить  компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления  внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени  возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные  науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом материале.

Мультипрофессиональная  команда специалистов использует принципы системного подхода в работе с ВИЧ- инфицированными путем отношения к пациенту как к большой и сложной системе (болезнь) и, одновременно, как к элементу более общей системы (эпидемия). Системный подход определяет использование различных специалистов для решения задач медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

Важнейшим теоретическим  обоснованием мультипрофессионального подхода в работе с ВИЧ-инфицированными является социетальная концепция социальной работы разработанная Воробьевой Э.Л.

Модель социального  обслуживания основывается на использовании  понятия «сервисная социализация»[6], в результате которой совокупный индивид, социальная группа приобретают социальную субъектность. Особенность сервисной социализации заключается в том, что на первое место по влиянию на клиентов социальных служб, имеющих разную начальную степень социальной субъектности, выходят технологии социального обслуживания, задача которых состоит в изменении форм и механизмов реализации взаимодействия индивида (группы) с социальной средой; решают которую - профессиональные специалисты, использующие комплексные методы, разработанные на основе достижений разных социальных наук (философии, педагогики, психологии, экономики и др.); целостность системы социального обслуживания обеспечивается совокупностью взаимодополняющих функций и свойствами социальной структуры. Развитие системы социального обслуживания происходит по мере развития потребностей и способностей человека, формируемых благодаря совокупности качеств, других социальных систем социальной среды, и их внешнего взаимодействия;

- социальное обслуживание  проявляет себя в различных формах: как система, институт и вид профессиональной деятельности;

- институт социального  обслуживания возникает в результате  объективных потребностей людей;  специфика его формирования определяется, с одной стороны, социетальным  характером его развития, а с другой, личностной ориентацией, что не только стимулирует становление личности, но и позволяет более органично соединять личные и общественные потребности;

- институционализация  социального обслуживания рассматривается  как с точки зрения классического, так и современного (институционально-средового) подходов, т.е. преобразование социального явления в устойчивый воспроизводящийся институт проходит через процесс становления социального законодательства, организационно-управленческих и кадровых основ, формирование системы ценностей, институциональной этики и сознания, зависящий от социальной среды и межинституционального взаимодействия с институтами общества в целом и социализирующейся личностью в частности.

Таким образом, все эти  теории объединяют принципы поведенческих изменений, но при этом выделяются разные механизмы их реализации. Стратегии работы в области ВИЧ-инфекции, основанные на описанных теориях, могут привести к изменениям на различных уровнях: на уровне поведения индивидов, сетевых структур и норм, а также на уровне более широких общественных структур. Они представляют собой основу мультипрофессионального подхода к работе с пациентами, разработки высокоэффективных программ профилактики ВИЧ и рискованного поведения, формирования приверженности, которые охватывают не только уровень индивида, но и небольшие группы, и общество в целом.

1.3.Возможности  современной нормативно-правовой  базы   
социально-медицинской работы с ВИЧ инфицированными для реализации принципа мультипрофессиональнного подхода: проблемы и перспективы

 

В прошедшие десятилетия эпидемии многие страны мира прошли трудный  путь по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей положение ВИЧ-инфицированных лиц, включающей систему льгот и ограничений, защиту от дискриминации. Российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции включает:

-Конституция Российской Федерации.

-Федеральное законодательство.

-Федеральный закон № 38-ФЗ от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.), гарантирующий универсальный доступ граждан к полноценному комплексу услуг при ВИЧ-инфекции

-Основы законодательства  об охране здоровья граждан

-Закон «Об основах  социального обслуживания населения  Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

-Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи "

-Федеральный закон  от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

-Федеральный закон  от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном  обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

-Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

-Федеральный закон  от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных»

-Закон Свердловской  области от 07.03.2006 № 10-03 «О социальном  обслуживании населения в Свердловской области»

-Постановление Правительства  Свердловской области от 10.06.2008 № 572-ПП « Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи, и срочного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты»

-Постановление Правительства  Свердловской области от05.07.2011 № 856-ПП « О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Свердловской области»

-Постановление Правительства  Свердловской области от 06.09.2006 №  767-ПП «О предоставлении материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке»     

  -Нормативные правовые акты субъектов и муниципальных   образований

Одним из первых нормативных  правовых актов, касающихся проблемы распространения  ВИЧ, в нашей стране был Приказ Минздрава СССР N 776 от 10 июня 1985 г. «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИД». Следует отметить, что данный Приказ был издан еще до появления первого инфицированного ВИЧ гражданина СССР и предусматривал ряд превентивных мер , без прогноза распространения инфекции и определения мер по противодействию эпидемии.

В 1987 г. вышел Приказ Минздрава  СССР N 1002 от 4 сентября 1987 г. «О мерах  профилактики заражения вирусом СПИД». Данный нормативный правовой акт уже вводил ряд норм, направленных на предотвращение распространения инфекции среди населения. Приказ определял круг лиц подлежащих обязательному освидетельствованию на ВИЧ, способы выявления ВИЧ-инфицированных. Предусмотренные меры носили преимущественно административный характер и были связаны с ограничением прав лиц различных групп в интересах общества в целом. Так лица,  «в отношении которых имеются основания предполагать,  что они заражены вирусом СПИД, в случае уклонения от освидетельствования в добровольном порядке могут быть принудительно доставлены в лечебные учреждения органами внутренних дел». Советские  граждане,  возвращающиеся из зарубежных (свыше 1месяца) командировок,  направляются  на освидетельствование в учреждения здравоохранения организациями  и учреждениями,  командировавшими этих граждан. Устанавливаются и меры наказания за распространение ВИЧ. «Заведомое  поставление  другого  лица   в опасность заражения  заболеванием  СПИД  -  наказывается  лишением свободы на срок до пяти лет. Заражение другого  лица  заболеванием  СПИД  лицом,  знавшим о наличии у него этой болезни,  - наказывается лишением  свободы  на срок до восьми лет».

Следующий документ принят 23 апреля 1990 г.  Закон СССР «О профилактике заболевания СПИД», рассматривающий ситуацию распространения ВИЧ-инфекции как социальное явление и впервые в СССР вводящий систему правовых гарантий и льгот.  Обеспечено право на медицинское обследование на ВИЧ (в том числе анонимное), предусмотрен ряд мер по контролю над распространением инфекции, обеспечивается гарантии сохранения конфиденциальности и врачебной тайны в отношении ВИЧ-инфици-рованных, заражение ВИЧ при исполнении медицинскими работниками служебных обязанностей признается профессиональным заболеванием.

Вступивший в силу в августе 1995 года Федеральный закон  «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» обозначил начало нового этапа развития государственной политики борьбы с ВИЧ инфекцией в России. Шести лет оказалось достаточно, чтобы подход к вопросу радикально изменился: от криминализации проблемы, то есть стремления адресовать заболевание в основном тем, кто попадал под действие Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшего ответственность за потребление наркотиков, проституцию и притонодержательство, – к гуманной политике защиты конституционных прав и социальной поддержки граждан, живущих с ВИЧ/СПИДом. Достаточно обширные социальные гарантии и соблюдение прав ВИЧ-инфицированных определенных законом по своей сути является основой политики Российской Федерации в области ВИЧ/СПИДа. Он определяет главные направления деятельности государства в данной области. Отныне государством гарантируется регулярное информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, а также производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях. Государством обеспечивается доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации. Рассматриваемым федеральным законом гарантирована социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство, обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции. В целом закон на тот период был достаточно прогрессивным и соответствовал стандартам ВОЗ.

Основные положения  о порядке обеспечения ВИЧ-инфицированных граждан лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецепту врача, определены приказом Минздравсоцразвития от 5 декабря 2005 года №757 «О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией». В соответствии с данным приказом обеспечению лекарственными средствами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции. Обеспечение ВИЧ-инфицированных граждан лекарственными средствами осуществляется по назначению врача Центра СПИД или ЛПУ с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения. Выдача лекарственных средств пациентам осуществляется центрами СПИД, ЛПУ или аптечными учреждениями на основании рецептов врачей. Центр СПИД и ЛПУ информируют пациента о возможности получения лекарственных средств в аптечных учреждениях, осуществляющих обеспечение лекарственными средствами больных ВИЧ-инфекцией.

Информация о работе Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального п