Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа
Социальная работа с ВИЧ-инфицированными имеет свою специфику, которая требует теоретического осмысления и исследования с позиций социальной работы. Социальный работник может стать ключевым звеном мультипрофессиональной команды, специалистом, который осуществляет многолетнее сопровождение пациента, координирует действия членов команды специалистов, определяет приоритет решения проблем, прогнозирует их возникновение[20]. Таким образом, роль социального работника является крайне актуальной для развития теории и практики социальной работы с данной категорией клиентов, поскольку в процессе реализации принципа мультипрофессионального подхода интегрирующая и организующая функция социального работника выступает на первый план.
Введение. 3
Глава 1. Ошибка! Закладка не определена.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ . 10
1.1.Методологические основы мультипрофессионального подхода. 10
1.2. Теоретические основы мультипрофессионального подхода в социально-медицинской работе с ВИЧ инфицированными. 16
1.3.Возможности современной нормативно-правовой базы социально-медицинской работы с ВИЧ инфицированными для реализации принципа мультипрофессиональнного подхода: проблемы и перспективы. 23
Глава 2 Ошибка! Закладка не определена.
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ В ГБУЗ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ» 38
2.1. Организационные основы реализации принципа мультипрофессионального подхода 38
2.2. Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального подхода 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Лечение граждан осуществляется в соответствии с рекомендованными стандартами медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, в том числе с использованием лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года №2343-р. Обеспечение лекарственными средствами центров СПИД, ЛПУ, аптечных учреждений осуществляется на основании заявки, составленной в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и представляемой ежегодно в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Данные нормативные акты законодательно закрепляют право граждан России на получение бесплатной терапии при ВИЧ-инфекции. На сегодняшний день Россия одна из немногих стран мира декларирует такие государственные гарантии. В реальной жизни далеко не все пациенты могут получать специфическую терапию. Это связано и с организационными и с ресурсными проблемами, но из года в год ситуация меняется к лучшему.
Кроме этого закона, на
современном этапе организация
Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) определяет понятия и принципы социального обслуживания населения, структуру социальных служб, принципы социального обслуживания, государственные стандарты социальной помощи, права граждан на получение социального обслуживания. При условии его соблюдения Закон вполне соответствует международным нормам и по некоторым пунктам даже превосходит их. В настоящее время готовиться к принятию новая редакция закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Проект был вынесен на общественное обсуждение и вызвал большой интерес граждан. С максимальной активностью обсуждались вопросы об индивидуальной нуждаемости в социальных услугах, основаниях предоставления услуг, обеспечении доступности социального обслуживания, о признании граждан находящимися в трудной жизненной ситуации, об основных принципах социального обслуживания, о правах поставщиков социальных услуг.
Таким образом, социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом основывается на нормативно-правовой базе, которая определяет социальный статус, права и обязанности данного контингента. Расширение перечня нормативно-правовых актов и уточнение их содержания связано с ростом численности заболевания, а так же осознанием необходимости оказания социальной и медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом лицам.
Формирование и отработка механизма взаимодействия социальных служб и СПИД-сервисных организаций на том или ином этапе предоставления помощи, объективно снижает риск распространения случаев ВИЧ-инфекции и находит отражение в последних нормативно-правовых документах.
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и другие нормативные акты по данной проблеме в основных своих положениях соответствуют международным рекомендациям и содержат широкий круг гарантий, обеспечивающих права людей, живущих с ВИЧ, и направленных на профилактику распространения ВИЧ-инфекции среди населения страны.
Основные направления, объемы финансирования, целевые индикаторы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции определены в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Финансирование мероприятий осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также из внебюджетных источников.
В настоящее время принято считать, что борьба с ВИЧ-инфекцией остается одним из государственных приоритетов в сфере здравоохранения. В частности, задача по снижению числа новых случаев ВИЧ-инфекции была поставлена в начале реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также при разработке Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007–2011 гг.) Реализация программы в Свердловской области позволяет привлечь значительные ресурсы для организации противодействия распространению ВИЧ-инфекции.
В последние годы органы государственной власти субъектов Российской Федерации активно разрабатывают собственные нормативные акты с учетом местной специфики и масштабов эпидемии. Наряду с существующими декларативными документами появляются практически значимые нормативные акты. Одним из таких документов является совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты Свердловской области
«Об организации взаимодействия системы органов социальной защиты населения с органами и учреждениями здравоохранения по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Свердловской области» ( №918-П от 19.09.2011г.)
В приказ е проведен анализ эпидемической обстановки. «Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются на всей территории Свердловской области. В 22 муниципальных образованиях отмечен чрезвычайно высокий уровень пораженности (более 1.5% населения). ВИЧ-инфекция затрагивает преимущественно граждан репродуктивного возраста. Свыше 90% новых случаев ВИЧ-инфекции выявляется среди лиц 15-30 лет. Каждый 25-й в этой возрастной категории ВИЧ-инфицирован». Проведен анализ ситуации с организацией помощи ВИЧ-инфицированным пациентам. «Сложный процесс организации лечения и наблюдения ВИЧ-инфицированных, в том числе беременных и детей, сопряжен с большим количеством немедицинских проблем, решение которых лежит вне сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения, а относится к компетенции иных органов и учреждений, в том числе социальной защиты населения. Большинство ВИЧ-инфицированных, относятся к категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся одновременно как в медицинской, так и в социальной поддержке.» Обозначается необходимость межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения распространения эпидемии ВИЧ-инфекции и целесообразность мультипрофессионального принципа медико-социальной поддержки ВИЧ-инфицированных граждан. «Распространение ВИЧ-инфекции зачастую связано с девиантным поведением (употребление психоактивных веществ, беспорядочные половые связи и т.д.) и социальной уязвимостью отдельных групп населения. С другой стороны, распространение ВИЧ-инфекции влечет за собой тяжелые социальные последствия - снижение качества жизни, в том числе за счет снижения трудоспособности и, как следствие, - материального благосостояния, дискриминации ВИЧ-инфициро-ванных граждан, что формирует трудную жизненную ситуацию и потребность в социально-психологических, социально-правовых, социально-трудо-вых и других социальных услугах. Оказание комплексной медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным, направленной на поддержку семьи, профилактику социального сиротства, крайне важно в условиях нарастающей эпидемии и вовлечения в эпидпроцесс женщин».
Особенностью эпидемии ВИЧ-инфекции последних лет является нарастание числа больных с поздними тяжелыми стадиями ВИЧ-инфекции, нуждающихся в специфической антиретровирусной терапии и паллиативном уходе, что может привести к увеличению объема оказания медико-социальной помощи, как со стороны учреждений здравоохранения, так и со стороны учреждений социального обслуживания населения.
На начало 2011 года
в Свердловской области нуждалось
в специфической антиретровирус
На сегодняшний день, на областном уровне координаторами и организаторами межведомственного взаимодействия в сфере оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным и предотвращения распространения ВИЧ-инфекции являются Координационная комиссия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Свердловской области (утвержденная распоряжением Правительства Свердловской области от 29.01.2008г. №44-РП).
Данный приказ является одним из первых совместных нормативных актов субъекта Российской Федерации (Министерство здравоохранения Свердловской области и Министерство социальной защиты населения Свердловской области),определяющий межведомственную схему взаимодействия в вопросах борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.
Приказ предписывает:
1. Рекомендовать к исполнению схему взаимодействия при оказании медицинской помощи и социальных услуг ВИЧ-инфицированным гражданам Свердловской области .
2. Назначить ответственными
за организацию методической
работы и мониторинг эффективно
3. Рекомендовать
руководителям органов
1) координацию
мероприятий по обучению
2) взаимодействие
с администрацией
3) назначение ответственных лиц по межведомственной работе в части оказания медицинской помощи и социальных услуг больным ВИЧ-инфекцией.
4. Рекомендовать
руководителям органов
1) организацию работы в соответствии с рекомендуемой схемой взаимодействия
2) назначение ответственных и доверенных специалистов (врачи кабинетов
инфекционных заболеваний,
клинико-диагностических
3) своевременное выявление больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в социальных услугах, в том числе беременных женщин, женщин с детьми;
4) предоставление информации ВИЧ-инфицированным пациентам об учреждениях социального обслуживания населения и возможности получения социальных услуг по месту жительства;
5) оформление информированного
согласия ВИЧ-инфицированного
6) проведение лабораторной
диагностики на наличие ВИЧ-
7) диспансерное наблюдение с участием всех необходимых специалистов, исследование на вирусную нагрузку, иммунный статус, клинические и биохимические исследования крови, назначение и выдачу антиретровирусных препаратов ВИЧ-инфицированным клиентам учреждений стационарного социального обслуживания по территориальному принципу;
8) назначение ответственных лиц за обучение специалистов учреждений здравоохранения, технологии проведения до- и послетестового консультирования с последующим контролем
9) обеспечить
10) оказание паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.
5. Руководителям учреждений
социального обслуживания
1) организацию работы
в соответствии со схемой
2) назначение ответственных
специалистов по
3) оказание социальных услуг больным ВИЧ-инфекцией, находящимся в социально опасном положении;