Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа
Социальная работа с ВИЧ-инфицированными имеет свою специфику, которая требует теоретического осмысления и исследования с позиций социальной работы. Социальный работник может стать ключевым звеном мультипрофессиональной команды, специалистом, который осуществляет многолетнее сопровождение пациента, координирует действия членов команды специалистов, определяет приоритет решения проблем, прогнозирует их возникновение[20]. Таким образом, роль социального работника является крайне актуальной для развития теории и практики социальной работы с данной категорией клиентов, поскольку в процессе реализации принципа мультипрофессионального подхода интегрирующая и организующая функция социального работника выступает на первый план.
Введение. 3
Глава 1. Ошибка! Закладка не определена.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ . 10
1.1.Методологические основы мультипрофессионального подхода. 10
1.2. Теоретические основы мультипрофессионального подхода в социально-медицинской работе с ВИЧ инфицированными. 16
1.3.Возможности современной нормативно-правовой базы социально-медицинской работы с ВИЧ инфицированными для реализации принципа мультипрофессиональнного подхода: проблемы и перспективы. 23
Глава 2 Ошибка! Закладка не определена.
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МУЛЬТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВИЧ ИНФИЦИРОВАННЫМИ В ГБУЗ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ» 38
2.1. Организационные основы реализации принципа мультипрофессионального подхода 38
2.2. Технологические и методические основы социальной работы с ВИЧ инфицированными в условиях реализации принципа мультипрофессионального подхода 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Методология мультипрофессионального подхода базируется на известных философских воззрениях - философии всеединства, холизме, синергетике, антропологическом подходе к определению сущности человека.
Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены выдающимся русским философом В.Соловьевым. «Всеединство есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия»[3]. Истинное или положительное всеединство то, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия. Ложное или отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, и само оказывается таким образом пустотой. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”. Акт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание рассматривается именно в качестве воссоединяющей активности, работы воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого. Само по себе всеединство - сложный и многоступенчатый процесс. Это преодоление множественности, конечности и разобщенности, хаоса всего сущего. Первичной реальностью в философии всеединства является "собирательное целое" человечества, а не отдельное лицо и общество есть дополненная и расширенная личность, а личность - снятое или сосредоточенное общество. Всеобщая солидарность, согласно Соловьеву, есть истинное общественное благо, она "ощущается как любовь и осуществляется как справедливость"[3]. Через нее в мире утверждается совершенный нравственный порядок. Цель философии единства - создание цельного мировоззрения в виде органического синтеза науки, философии и религии. Создание мультипрофессиональной команды на основе объединенных усилий в решении проблем пациента можно рассматривать как форму истинного положительного всеединства. Работа каждого специалиста команды должна дополнять и гармонизировать работу всего коллектива, тем самым повышая ее эффективность.
Развитие естественных и гуманитарных наук в XXI веке продолжает появившуюся в XX веке тенденцию синтеза знаний, внимания к феномену знания как таковому (в отличие от информации), вниманию к процессу, спонтанному и направленному развитию, к динамике, а не фиксированному результату. В сфере наук и практических подходов, имеющих отношение к человеку, это проявляется в реализации принципа холизма (целостности).
Холизм как философское учение был основан Дж. Холдейном, а как понятие введен южно-африканским философом Я. Смэтсом в 1925г. Холизм есть учение о целостности мира во всеохватывающем понимании. Физическая, социальная, культурная, экономическая действительность являются лишь обособлениями, фрагментами этой целостности. Холизм (целостность) означает преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов. Отличительной особенностью холистической методологии является примат предмета над методом. Метод должен соответствовать изучаемому предмету и тем более, не должен его искажать. Сущность предмета исследования определяет наиболее приемлемый для интерпретации, понимания и объяснения метод. Общность понимания реальности заключается в восприятии ее как единого целого. Человеческое общество всегда находится в развитии. Отношения между людьми структурируются традициями, культурными и правовыми нормами, которые возникают в результате осознанной деятельности людей и оказывают влияние на принимаемые ими решения. Части системы одновременно определяют целое и определяются им. Элемент системы всегда рассматривается во взаимосвязи в другими элементами и с системой в целом. Никакая часть системы не может быть интерпретирована или объяснена в отрыве от включающего ее целого. Взаимодействие частей и целого всегда происходит в динамике. Действительность является процессом эволюционных изменений, управляемым динамическим взаимодействием частей и целого. Метод построения холистической теории называется «методом наблюдателя-участника»[11]. Отличительной особенностью данного метода является социализация исследователя. Исследователь одновременно является «участником», он принимает нормы и категории той социальной системы, которую исследует. Предметом исследования является одиночная самоподдерживающаяся социальная система. Размеры системы не имеют значения, акцент делается на уникальности данной системы, представляющей собой единое целое. Холистический принцип в медицине это не отдельная «снятая» информация, не только констатация, диагноз, но динамика и развитие, человек, его личность во всей сложности, системности его устройства. В приложении к мультипрофессиональному подходу принцип холизма заключается в приоритетности интересов пациента над методами используемыми командой. Работа каждого специалиста команды (части) определяет ее эффективность (целое), каждый профессионал рассматривается как неотъемлемая часть коллектива, взаимосвязанного и объединенного задачей решения проблем пациента.
Синергетика- Синергетика (от гр.. synergetikos – общий, обоюдно действующий) – направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах. Один из основоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкий исследователь Герман Хакен считает, что «для нахождения общих принципов, управляющих процессами самоорганизации, необходим комплекс самых разнообразных дисциплин»[21]. В науке уже существуют общие закономерности возникновения пространственно-временных структур разных систем, их самоорганизации и функционирования. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения упорядоченных структур в сложных динамических системах, находящихся в состояниях, далеких от равновесия, вблизи особых точек - бифуркаций. В этих точках система под воздействием малейших действий (флуктуаций) может качественно изменить свое состояние. Этот переход характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Благодаря недавним результатам в области синергетики (теории самоорганизации) начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятием, наукой и философией, в частности диалектикой.
Синергетика дает возможность объединения в мультипрофессиональной команде знаний специалистов различных областей - медицины, психологии, социальной работы, юриспруденции и как результат получить достижение единой цели команды специалистов.
Современный антропологический подход к определению сущности личности является методологической основой мультипрофессиионального подхода.
Антропологический подход заключается в стремлении к изучению целостной личности. Современная социальная (культурная) антропология рассматривает личность в единстве ее жизненных форм, выраженных в той или иной культуре, и структурных характеристик, которые порождены и обусловлены этой культурой. Антропологический подход всегда ищет корни различных социокультурных явлений, проникая в глубинные слои внеинституциональной реальности, которые отличаются диффузным, доструктурным и во многом бессознательным характером. Данный подход позволяет обнаружить за внешним фасадом той или иной социальной организации обособившиеся комплексы синкретически связанных действий, переживаний и мыслительных актов людей. Антропологический подход включает в себя большое разнообразие методов. Это - исторический и эволюционный, сравнительный и типологический, функциональный и структурный методы анализа. Большинство из них имеет «смешанную», количественно-качественную природу. Таким образом, антропологический подход к исследованию личности ориентирован в познавательном смысле на интеграцию, с одной стороны, объективно существующих жизненных форм, в рамках которых формируется индивид, а, с другой, культурно обусловленных структурных и типологических особенностей личности.
Будучи сложным многогранным социальным явлением, личность требует к себе системного, междисциплинарного подхода. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Кроме этого, биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальный «контекст» личности обусловливается влиянием культуры и структуры сообществ, в которых человек был воспитан и в которых он принимает участие. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. «Человек» - понятие биосоциальное; с одной стороны, это существо биологическое, владеющее языком, способностью работать, с другой - человек является существом общественным, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Следовательно, человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального, это система, в которой физическое и психическое, природное и социальное образуют неразрывную цепь.
Мультипрофессиональная команда, на наш взгляд, должна рассматривать ВИЧ-инфицированного пациента именно как единство биологической, социальной и духовной составляющих личности человека. Каждый профессионал в команде занимается своим разделом работы, а команда в целом охватывает максимально возможные составляющие личности пациента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных нами в первом параграфе методологических основ, являет собою специфическую познавательную парадигму, позволяющую рассматривать предмет нашего исследования под особым, присущим лишь ей углом зрения. Следовательно, интегрированный мультипарадигмальный подход дает возможность получить достаточно полную и объемную картину предмета исследования и позволяет осуществить максимально объективный анализ поставленных в работе проблем.
У человека с диагнозом «ВИЧ – инфекция» возникает множество проблем не только медицинского, но и социального характера, которые влияют на его качество жизни, отношение к себе и окружающим. Сохранение здоровья и улучшение качества жизни ВИЧ – инфицированных через комплексную медико-социальную помощь является целью деятельности специалистов мультидисциплинарной команды.
Теоретические основы мультипрофессионального подхода базируются на интегральных психологических теориях личности, объясняющих структуру и мотивацию личности ВИЧ-инфицированного, столь важных для эффективного лечения и социальной поддержки.
Основные теории личности и социальной помощи, используемые в теоретическом обосновании мультипрофессионального подхода в работе с ВИЧ-инфицированными:
Теория личности Б.Г.Ананьева рассматривает индивидуальность как продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, соединяет свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. «Если личность – "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и субъекта»[1]. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.
Сама суть мультипрофессионального подхода предполагает рассмотрение ВИЧ-инфицированного пациента как многогранную индивидуальность, способную к развитию. Признание неразрывности биологического и социального компонента личности дает возможность разработки эффективных программ медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.
Концепция личности К. К. Платонова - яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, «развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции»[14].
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:
• отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
• внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
• каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
• объективно существующая
иерархическая зависимость
• исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.
Именно динамика личности, способность изменения состава ее элементов, может дать возможность специалистам мультирофессиональной команды, в процессе работы с ВИЧ-инфицированными пациентами, положительно влиять на часто снижающиеся мотивацию и приверженность к терапии.
Теория интегральной индивидуальности B.C.Мерлин определяет подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности – взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе.
Свойства каждого
для нейродинамического уровня – показатели силы и динамичности нервных процессов
для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность
для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения
Во всякой характеристике любого иерархического уровня есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии личности – определение соотношения социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.
Индивидуальные, качественные особенности
психических процессов