Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Как видно из таблицы 8, что студенты-юристы вполне удовлетворены качеством получаемого образования. Около 70% опрошенных оценили преподавание на оценку 4 и 5 «по содержанию», по «увлекательности» и по «практической значимости». Недовольные качеством образования составили около 4% в среднем по указанным показателям.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что в Приднестровских учебных заведениях (ТЮИ и ПГУ) студенты в общем удовлетворены качеством преподавания, а это является важным условием их интереса к учёбе, что создаёт возможность для повышения качества юридического образования и формирования нравственных качеств личности. Существенным показателем достигнутого уровня эффективности учебно-воспитательного процесса в этом направлении является отношение студентов – будущих юристов к закону, соблюдению правовых норм, составляющих основную социальную функцию их профессиональной деятельности. Некоторые представления об этом дают результаты опроса, содержащиеся в таблице №9.
Таблица №8
Мнения студентов-юристов о нарушениях закона
Допустимо ли для юриста в целях установления истины нарушать закон | Частота | Процент от числа ответивших |
Нет, при расследовании не должно быть никаких нарушений норм права | 106 | 44,3 |
Все решает ситуация | 85 | 35,6 |
Это личное дело человека если он считает, что так будет справедливо, то пусть нарушает | 22 | 9,2 |
Да, ведь небольшие нарушения приносят большую пользу и не наносят существенного вреда | 26 | 10,9 |
Итого | 239 | 100,0 |
Из таблицы №8 видно, что 44,3% студентов придерживаются принципиальной позиции о полной недопустимости нарушения закона. А больше половины опрошенных всё таки считают, что могут быть жизненные обстоятельства, вынуждающие человека отступить от своего гражданского долга соблюдать закон. Следовательно, такие студенты не дают ещё себе отчёта, что это прямой путь к процветанию в обществе взяточничества, коррупции и насилия. Изначальная направленность студентами на материальную сторону при выборе профессии в дальнейшем перерастает в правовой нигилизм, то есть в злоупотребление своими полномочиями.
Это
предположение подтверждается и
тем, что каждый пятый-четвёртый
из опрошенных считает нормальным использование
взятки как одного из средств решения
личных проблем (см. таблица №9).
Таблица №9
Мнение студентов-юристов о роли взяток в повседневной жизни
Приемлемо ли для Вас использование взятки для решения проблемы? | Учебное заведение | ||
ТЮИ | ПГУ | ||
Процент от числа ответивших | |||
Да | 20 | 27 | |
Нет | 80 | 73 | |
Итого | 100 | 100 |
Следует при этом заметить, что такое мнение не обусловлено бедностью. По данным опроса можно судить, что подавляющее большинство студентов удовлетворены материальным положением своей семьи: более 80% считают, что они живут на уровне высокого и среднего достатка, лишь 4,2% относят себя к бедным (см. таблица 12). В то же время 20-27% допускают возможность использования взяток.
Таблица №10
Материальное
положение семей
респондентов
Частота | Процент от числа ответивших | |
Высокое | 2 | 0,8 |
Среднего достатка | 191 | 79,9 |
Ниже среднего | 10 | 4,2 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 8,4 |
Профессия юриста требует от человека, стремящейся к ней воспитания в себе высоких нравственных качеств, способности и решимости всегда стоять на страже закона, противостоять не только попыткам прямого подкупа со стороны преступников, но и влиянию личных связей, дружеских чувств. Как показано в следующей таблице, более чем трети опрошенных личные дружеские чувства могут повлиять на строгое выполнение профессионального долга. Они выразили готовность при выполнении своих служебных обязанностей помогать другу, смягчить приговор.
И лишь 10% респондентов считают, что следует провести объективное расследование даже, если на скамье подсудимых будет их лучший друг (см.таблица№11).
Таблица №11
Распределение ответов на вопрос «Вы судья, и Вам необходимо провести судебное следствие по делу, по которому проходит в качестве обвиняемого Ваш лучший друг. Ваши действия?»
Ваши действия | Частота | Процент от числа ответивших |
1.Не
стану вести следствие по |
128 | 53,6 |
2. Проведу объективное расследование, и мой друг получит по закону | 24 | 10,0 |
3. Помогу своему другу выбраться из создавшейся ситуации | 59 | 24,7 |
4.
Проведу расследование, но |
28 | 11,7 |
Итого | 239 | 100,0 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что начало двадцать первого века — это новый этап, новая эпоха социального развития. И образование в целом, и юридическое образование в частности — выступают важнейшим фактором воспроизводства современного общества и условием его прогрессивного существования.
Мы выяснили, что сегодняшнее юридическое образование должно идти нога в ногу с изменениями, происходящими в обществе. И должно быть направленно на своевременную подготовку новых специалистов, способных эффективно работать в изменившихся общественных отношениях.
Наше исследование показывает, что в Приднестровских высших учебных заведениях, а именно ТЮИ и ПГУ достаточно высокий уровень подготовки студентов – юристов к будущей профессиональной деятельности. Мы выяснили, что юридическое образование представляет собой высокую социальную ценность, то есть оно способствует развитию образования, воспитания, а также способствует выработке и развитию гражданских качеств у студентов юридических специальностей.
В ходе проведённого исследования выяснилось, что основными мотивами выбора юридической специальности у студентов в-первую очередь является желание знать законы для обеспечения защиты прав человека, а во-вторых, это желание иметь высокие доходы. Следовательно, исходя из мотивов выбора специальности, можно судить о реальном содержании профессионального выбора студентами-юристами. Они в большей степени направлены на высоко оплачиваемые профессии. В ходе исследования мы выяснили, какие именно специальности предпочитают выбирать сегодняшние студенты. Это такие как следователь, адвокат, нотариус. Их мотивирует стремление извлечь, пользуясь служебным положением дополнительные блага и выгоду от работы юристом, а также их привлекает в профессии возможность осуществления властных полномочий.
Также можно судит о содержании профессионального выбора исходя из анализа ценностных компонентов, которые показывают, что в приоритете у студентов находятся ценности: «счастливая семейная жизнь», «свобода» и «материально обеспеченная жизнь».
Данные исследования подтверждают то, что в условиях социальной нестабильности ценностные ориентации студентов характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи, материально обеспеченной жизни.
Становление личности происходит прежде всего под влиянием образования. Ведь личность — это активное, деятельностное существо, а не пассивный продукт влияния среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде.
В ходе образовательного процесса наши студенты обеспечены в полной мере условиями, средствами и содержательным материалом для ценностного самоопределения.
В начале исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
Отвечая на поставленные задачи в ходе проведённого исследования мы выяснили, что основными мотивами поступления на юридический факультет являются, желание изучения законов для того, чтобы уметь защищать права человека, а также студентов привлекает в этой специальности возможность получения высоких доходов, в том числе и из неофициальных источников.
Для выполнения следующей задачи необходимо было осуществить типологию студентов по ценностным ориентациям. В ходе исследования выяснились основные типы, такие как: индивидуалисты, конформисты и альтруисты. А также одна часть студентов относится к ценностям «самоутверждения» (независимость и образованность), а другая к ценностям «принятия других людей» (самоконтроль, честность и терпимость).
В ходе выполнения следующей задачи исследования «Проанализировать факторы, влияющие на ценностную ориентацию студентов» выяснились факторы, которые в процессе становления личности влияют на ценностную ориентацию студентов-юристов. Это такие факторы как качество образования и воспитания студентов, материальная база родителей студентов, благоприятная среда в коллективе, высококомпетентный преподавательский состав, наличие практических занятий и многие другие факторы. Но главный упор мы делали на рассмотрении влияния качества образования. Ведь чем выше качество образования в учебном вузе, тем быстрее и качественней происходит становление личности в студенческие годы.
Также нами были выдвинуты гипотезы:
1.Исходя из высокой степени распространения социально отрицательных явлений в микросреде (коррупция, взяточничество, злоупотребление своими полномочиями и т. д.), можно предположить значительное несоответствие между идеальной моделью студента - юриста и фактической.
2.Система формирования профессионально значимых личностных качеств студентов юридических специальностей может стать более эффективной при условии более полного учёта в учебно-воспитательном процессе мотивов выбора студентами юридической специальности.
Исходя из первой гипотезы, идеальная личность юриста – это компетентный, честный, сознательный, настойчивый, ответственный, самокритичный, дисциплинированный, коммуникабельный, наблюдательный, умеющий отстаивать свою точку зрения, целеустремлённый, проницательный человек.
На деле мы выяснили, что исходя из высокой степени распространения социально отрицательных явлений, 46% опрошенных готовы нарушать закон и 47% от общего числа респондентов готовы брать взятки, что свидетельствует о несоответствии идеальной личности юриста и фактической, которую мы имеем на деле.
Исходя из второй гипотезы, мы выявили мотивы поступления студентами на юридический факультет. Вследствие чего оказалось, что основными мотивами являются желание изучить закон (45,2%), чтобы защищать права граждан и желание иметь высокие доходы (34,3%).