Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Поэтому первостепенным по важности необходимо было выяснить, какими мотивами руководствуются студенты, выбирая свою будущую специальность. И по результатам проведённого нами опроса выяснилось, что 45,2% респондентов руководствовались при этом стремлением знать законы, чтобы защищать права человека. Но при этом каждый третий из опрошенных признали, что одним из основных мотивов, повлиявших на выбор ими юриспруденции в качестве будущей профессии, было желание иметь высокие доходы (34,3%). Более подробная информация о мотивации студентов, поступивших на юридический факультет, содержится в диаграмме (рис.1).
Рис.1 Диаграмма мотивов выбора студентами юридической
специальности
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство в структуре общественного мнения студентов-юристов, что лишь один из шести (менее 15%) отметил свой интерес к профессии и её престижность(11,7% и 2,9%, соответственно).
Из этой же диаграммы видно, что многие студенты, выбирают юридическую специальность для того, чтобы знать законы и права. Исходя из этого, можно предположить, что это мнение, с одной стороны, отражает осведомлённость студентов о многочисленных нарушениях, несоблюдениями прав человека, ростом преступности и коррупции в современном обществе. Очевидно, что эти студенты ТЮИ и ПГУ (а их около половины опрошенных), видя все нарушения и беспредел, поступая в юридический ВУЗ, хотят противостоять этой ситуации, помогая людям, защищать свои права. С другой стороны, можно предположить, что в сегодняшнем мире люди не чувствуют себя защищёнными и стремятся получить знания о свои правах и обязанностях для самозащиты.
Рис.2 Диаграмма мотивов выбора студентами юридической специальности в соответствии с полом
Второй
по важности мотив избрания юридической
специальности как было уже отмечено
– желание иметь высокие
По
уровню средней заработной платы
юридические профессии
Сравнение
показывает, что в общественном мнении
студентов-юристов престижем
Большинство студентов будущих юристов составляют женщины (около 80%). Их мотивация выбора профессии несколько отличается от ценностных ориентаций юношей. Последние в большей степени ориентируются на доходы, чем девушки (юноши-37,5%, девушки-34,2%).
Юноши
в большей степени, чем девушки
связывают своё будущее с профессией юрист
в коммерческой организации (юноши-32%,
девушки-10%), судьи (юноши-10%, девушки-4,8%).
Девушки предпочитают карьеру адвоката
(девушки-23,5%, юноши-12,0%) и нотариуса (девушки-22,5%,
юноши-8,0%).
Таблица №2
Распределение ответов по полу и выбору специальности
Кем Вы хотите работать в будущем | Ваш пол | Итого | ||
Мужской | Женский | |||
Следователем | частота | 10 | 44 | 54 |
процент от числа ответивших | 20 | 23,5 | 22,8 | |
Адвокатом | частота | 6 | 44 | 50 |
процент от числа ответивших | 12 | 23,5 | 21,1 | |
Нотариусом | частота | 4 | 42 | 46 |
процент от числа ответивших | 8 | 22,5 | 19,4 | |
Юристом в коммерческой организации | частота | 16 | 19 | 35 |
процент от числа ответивших | 32 | 10,2 | 14,8 | |
Прокурором | частота | 2 | 16 | 18 |
процент от числа ответивших | 4 | 8,6 | 7,6 | |
Судьей | частота | 5 | 9 | 14 |
процент от числа ответивших | 10 | 4,8 | 5,9 | |
Оперативным работником | частота | 2 | 4 | 6 |
процент от числа ответивших | 4 | 2,1 | 2,5 | |
Преподавателем правовых дисциплин | частота | 1 | 1 | 2 |
процент от числа ответивших | 2 | 0,5 | 0,8 | |
Не хочу связывать свое будущее с юриспруденцией | частота | 2 | 0 | 2 |
процент от числа ответивших | 4 | 0 | 0,8 | |
Затрудняюсь ответить | частота | 2 | 8 | 10 |
процент от числа ответивших | 4 | 4,3 | 4,2 | |
Итого | 50 | 189 | 239 | |
100 | 100 | 100 |
Если сравнить эти результаты с результатами исследования 2007г., полученными в Забайкальске, то можно увидеть, что профессию адвоката предпочитали - 42% опрошенных, юрисконсульта - 14%, нотариуса - 19%, судьи-5%, преподавателя – 0,8%, прокурора - 4%. Никто из опрошенных не пожелал стать следователем, сотрудником уголовного розыска, участковым инспектором, инспектором по делам несовершеннолетних.49 Если сравнить данные двух исследований, то можно увидеть, что кардинальных перемен в предпочтениях отдаваемым профессии юриста нет.
Высокую предпочтительность работы адвоката, нотариуса и следователя в нашем исследовании можно рассматривать как результат усиления внимания к этим специальностям, в последние годы значительно увеличилась их оплата труда, и особенно адвокатов и следователей.
Вместе с тем ясно, что решены еще далеко не все вопросы стимулирования труда различных категорий работников, которое адекватно отражало бы их место и роль в жизни общества, учитывало их реальную нагрузку в обеспечении регулирования, укрепления законности и правопорядка.
На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что значительное место в мотивации поступающих на юридический факультет занимают соображения о материальной выгоде. Причем этот мотив играет важную роль ещё при выборе профессии до поступления в учебное заведение. Их мотивирует стремление извлечь, пользуясь служебным положением, дополнительные блага и выгоду от работы юристом.
Ещё одна мотивация, связанная с карьеристскими побуждениями. Определенные предпосылки к этому просматриваются уже при выборе профессии. Привлекает в профессии возможность занятия руководящих должностей, связанных с предоставлением властных полномочий. Юридическая профессия предполагает определённую власть. Ранее мы уже определили, что респонденты в основном отдали предпочтение профессии следователя-22,8%, адвоката21,1%, нотариуса-19,4%, прокурора-7,6%, судьи5,9%, и многие другие, которые в той или иной мере оказываются властными.
С
формированием мотивации
В квалификационной работе различаются, как и в методике М. Рокича, два класса ценностей:
1)терминальные, отражающие убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2)инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными для достижения цели.
В соответствии с этим респондентам были представлены два списка ценностей, в которых им предлагалось расположить указанные ценности по степени их важности. Где цифра «10» означала, что указанная ценность самая значимая. Цифра «1» – что это ценность несущественна.
Таблица №3
Терминальные ценности в соотношении с курсом
Ранги | Список А(терминальные ценности) | Курс | |||
2 | 4 | ||||
Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | ||
1 | счастливая семейная жизнь | 50 | 43,8 | 50 | 40 |
2 | свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) | 12 | 10,5 | 28 | 22,4 |
3 | материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 10 | 8,7 | 15 | 12 |
4 | здоровье (физическое и психическое) | 12 | 10,5 | 6 | 4,8 |
5 | любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 7 | 6,1 | 4 | 3,2 |
6 | общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) | 6 | 5,3 | 4 | 3,2 |
7 | интересная работа | 6 | 5,2 | 4 | 3,2 |
8 | наличие хороших и верных друзей | 4 | 3,5 | 6 | 4,8 |
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) | 4 | 3,5 | 6 | 4,8 | |
9 | развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | 4 | 3,5 | 2 | 1,6 |
Итого | 114 | 100 | 125 | 100 |
Таблица №4
Терминальные ценности в соотношении с учебным заведением
Ранги | Список А(терминальные ценности) | Учебное заведение | |||
ТЮИ | ПГУ | ||||
Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | ||
1 | счастливая семейная жизнь | 60 | 49,5 | 40 | 33,9 |
2 | свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) | 16 | 13,2 | 24 | 20,3 |
3 | материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 12 | 9,9 | 13 | 11 |
4 | здоровье (физическое и психическое) | 6 | 4,9 | 11 | 9,3 |
5 | любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 6 | 4,9 | 5 | 4,2 |
6 | общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) | 2 | 1,6 | 8 | 6,7 |
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) | 6 | 4,9 | 4 | 3,4 | |
интересная работа | 5 | 4,1 | 5 | 4,2 | |
наличие хороших и верных друзей | 4 | 3,3 | 6 | 5 | |
7 | развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | 4 | 3,3 | 2 | 1,7 |
Итого | 121 | 100 | 118 | 100 |