Становление личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 670.50 Кб (Скачать)

       Поэтому первостепенным по важности необходимо было выяснить, какими мотивами руководствуются студенты, выбирая свою будущую специальность. И по результатам проведённого нами опроса выяснилось, что 45,2% респондентов руководствовались при этом стремлением знать законы, чтобы защищать права человека. Но при этом каждый третий из опрошенных признали, что одним из основных мотивов, повлиявших на выбор ими юриспруденции в качестве будущей профессии, было желание иметь высокие доходы (34,3%). Более подробная информация о мотивации студентов, поступивших на юридический факультет, содержится в диаграмме (рис.1). 

Рис.1 Диаграмма мотивов выбора студентами юридической

специальности

       При этом следует обратить внимание на то обстоятельство в структуре общественного мнения студентов-юристов, что лишь один из шести (менее 15%) отметил свой интерес к профессии и её престижность(11,7% и 2,9%, соответственно).

       Из  этой же диаграммы видно, что многие студенты, выбирают юридическую специальность для того, чтобы знать законы и права. Исходя из этого, можно предположить, что это мнение, с одной стороны, отражает осведомлённость студентов о многочисленных нарушениях, несоблюдениями прав человека, ростом преступности и коррупции в современном обществе. Очевидно, что эти студенты ТЮИ и ПГУ (а их около половины опрошенных), видя все нарушения и беспредел, поступая в юридический ВУЗ, хотят противостоять этой ситуации, помогая людям, защищать свои права. С другой стороны, можно предположить, что в сегодняшнем мире люди не чувствуют себя защищёнными и стремятся получить знания о свои правах и обязанностях для самозащиты.

       

       Рис.2 Диаграмма мотивов  выбора студентами юридической специальности в соответствии с полом

       Второй  по важности мотив избрания юридической  специальности как было уже отмечено – желание иметь высокие доходы, что само по себе не предосудительно  с точки зрения формирования социально-нравственных качеств личности будущих юристов, если эти доходы соответствуют квалификации и сложности труда. С этой целью мы сравнили степень престижности, по мнению студентов и уровень средней зарплаты по основным по основным юридическим профессиям. Оказались наиболее предпочитаемыми для прошенных студентов профессии ( в порядке убывания доли в числе респондентов) – Следователь-22,8%, адвокат-21%, нотариус-19,4%, юрист в коммерческой организации-14,8%, прокурор-7,6%, судья-5,9%, оперативным работником-2,5. Самой низкой престижностью пользуется среди студентов преподавательская работа-0,8%.

       По  уровню средней заработной платы  юридические профессии распределяются следующим образом: 1место - адвокат, 2 место- следователь, 3место - судья, 4 место- нотариус, 5 место- прокурор и самые низкие заработные платы у преподавателей и оперативных работников. Вот почему эти профессии не пользуются престижем у студентов.

       Сравнение показывает, что в общественном мнении студентов-юристов престижем пользуются, прежде всего, профессии, обеспечивающие получение высоких доходов помимо официальной заработной платы (следователь-22,8%, адвокат-21,1%).

       Большинство студентов будущих юристов составляют женщины (около 80%). Их мотивация выбора профессии несколько отличается от ценностных ориентаций юношей. Последние в большей степени ориентируются на доходы, чем девушки (юноши-37,5%, девушки-34,2%).

       Юноши в большей степени, чем девушки  связывают своё будущее с профессией юрист в коммерческой организации (юноши-32%, девушки-10%), судьи (юноши-10%, девушки-4,8%). Девушки предпочитают карьеру адвоката (девушки-23,5%, юноши-12,0%) и нотариуса (девушки-22,5%, юноши-8,0%). 
 
 
 

       Таблица №2

Распределение ответов по полу и выбору специальности

Кем Вы хотите работать в будущем   Ваш пол Итого
Мужской Женский
Следователем частота 10 44 54
процент от числа ответивших 20 23,5 22,8
Адвокатом частота 6 44 50
процент от числа ответивших 12 23,5 21,1
Нотариусом частота 4 42 46
процент от числа ответивших 8 22,5 19,4
Юристом в коммерческой организации частота 16 19 35
процент от числа ответивших 32 10,2 14,8
Прокурором частота 2 16 18
процент от числа ответивших 4 8,6 7,6
Судьей частота 5 9 14
процент от числа ответивших 10 4,8 5,9
Оперативным работником частота 2 4 6
процент от числа ответивших 4 2,1 2,5
Преподавателем  правовых дисциплин частота 1 1 2
процент от числа ответивших 2 0,5 0,8
Не  хочу связывать свое будущее с  юриспруденцией частота 2 0 2
процент от числа ответивших 4 0 0,8
Затрудняюсь ответить частота 2 8 10
процент от числа ответивших 4 4,3 4,2
Итого   50 189 239
  100 100 100
 

       Если  сравнить эти результаты с результатами исследования 2007г., полученными в Забайкальске, то можно увидеть, что профессию адвоката предпочитали - 42% опрошенных, юрисконсульта - 14%, нотариуса - 19%, судьи-5%, преподавателя – 0,8%, прокурора - 4%. Никто из опрошенных не пожелал стать следователем, сотрудником уголовного розыска, участковым инспектором, инспектором по делам несовершеннолетних.49  Если сравнить данные двух исследований, то можно увидеть, что кардинальных перемен в предпочтениях отдаваемым профессии юриста нет.

       Высокую предпочтительность работы адвоката, нотариуса и следователя в нашем исследовании можно рассматривать как результат усиления внимания к этим специальностям, в последние годы значительно увеличилась их оплата труда, и особенно адвокатов и следователей.

       Вместе  с тем ясно, что решены еще далеко не все вопросы стимулирования труда различных категорий работников, которое адекватно отражало бы их место и роль в жизни общества, учитывало их реальную нагрузку в обеспечении регулирования, укрепления законности и правопорядка.

       На  основе полученных данных можно сделать выводы о том, что значительное место в мотивации поступающих на юридический факультет занимают соображения о материальной выгоде. Причем этот мотив играет важную роль ещё при выборе профессии до поступления в учебное заведение. Их мотивирует стремление извлечь, пользуясь служебным положением, дополнительные блага и выгоду от работы юристом.

         Ещё одна мотивация, связанная с карьеристскими побуждениями. Определенные предпосылки к этому просматриваются уже при выборе профессии. Привлекает в профессии возможность занятия руководящих должностей, связанных с предоставлением властных полномочий. Юридическая профессия предполагает определённую власть. Ранее мы уже определили, что респонденты в основном отдали предпочтение профессии следователя-22,8%, адвоката21,1%, нотариуса-19,4%, прокурора-7,6%, судьи5,9%,  и многие другие, которые в той или иной мере оказываются властными.

       С формированием мотивации студентов  к поступлению и учёбе, что  в дальнейшем определяет их деловые  и личностные качества, тесно связано  утверждение ценностных ориентаций студентов.

       В квалификационной работе различаются, как и в методике М. Рокича, два класса ценностей:

       1)терминальные, отражающие убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

       2)инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными для достижения цели.     

       В соответствии с этим респондентам были представлены два списка ценностей, в которых им предлагалось расположить указанные ценности по степени их важности. Где цифра «10» означала, что указанная ценность самая значимая. Цифра «1» – что это ценность несущественна.

Таблица №3

Терминальные  ценности в соотношении с курсом

Ранги Список  А(терминальные ценности) Курс
2 4
Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших
1 счастливая  семейная жизнь 50 43,8 50 40
2 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) 12 10,5 28 22,4
3 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 10 8,7 15 12
4 здоровье (физическое и психическое) 12 10,5 6 4,8
5 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7 6,1 4 3,2
6 общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) 6 5,3 4 3,2
7 интересная  работа 6 5,2 4 3,2
8 наличие хороших  и верных друзей 4 3,5 6 4,8
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) 4 3,5 6 4,8
9 развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 4 3,5 2 1,6
  Итого 114 100 125 100
 

Таблица №4

Терминальные  ценности в соотношении с учебным заведением

Ранги Список  А(терминальные ценности) Учебное заведение
ТЮИ ПГУ
Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших
1 счастливая  семейная жизнь 60 49,5 40 33,9
2 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) 16 13,2 24 20,3
3 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 12 9,9 13 11
4 здоровье (физическое и психическое) 6 4,9 11 9,3
5 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 6 4,9 5 4,2
6 общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) 2 1,6 8 6,7
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) 6 4,9 4 3,4
интересная  работа 5 4,1 5 4,2
наличие хороших и верных друзей 4 3,3 6 5
7 развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 4 3,3 2 1,7
  Итого 121 100 118 100

Информация о работе Становление личности юриста