Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Цель исследования: получить социологическую информацию о состоянии процесса формирования гражданских качеств личности в юридических ВУЗах.
Задачи:
1.Определить
мотивы, которыми руководствуются
студенты при выборе
2.Осуществить
типологию студентов по
3.Проанализировать
факторы, влияющие на ценностную ориентацию
студентов
Объект исследования: студенты юридических специальностей в Приднестровье.
Предметом является изучение становления личности студентов юридических специальностей в процессе обучения.
Операционализация:
Мотивы при поступлении:
Ценностные ориентации:
В процессе социализации формируются у человека:
В процессе социализации личность:
Теоретическая интерпретация:
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
Комплекс устойчивых компонентов личности:
Становление личности - это процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделённого определёнными задатками и способностями, с социальным окружением, с учётом его саморазвития и самодвижения.
Концептуализация:
1. Идеальная личность юриста в соответствии с его социальной ролью:
Компетентный, честный, сознательный, настойчивый, ответственный, самокритичный, дисциплинированный, коммуникабельный, наблюдательный, умеющий отстаивать свою точку зрения, целеустремлённый, проницательный.
2. Реальная личность юриста: недостаточное знание положений законов, отсутствие необходимого профессионального опыта, несоответствие своих психологических особенностей требованиям профессиональной деятельности, несоблюдение требованиям закона, злоупотребление своими полномочиями, вымогательство взяток.
3.Причины несоответствия идеальной и реальной личности: стремление выделиться среди себе подобных, стать более заметным; несовпадение мотивов профессиональной деятельности с профессиональной компетентностью; борьба за выживание, когда все средства хороши.
4.Факторы формирования качеств личности студента- юриста.
1.Материальное
положение и ценностные
2.Качество образования
3.Ценностные ориентации ближайшего окружения
Гипотезы:
1.Исходя
из высокой степени
2.Система
формирования профессионально значимых
личностных качеств студентов юридических
специальностей может стать более эффективной
при условии более полного учёта в учебно-воспитательном
процессе мотивов выбора студентами юридической
специальности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
Уважаемые студенты!
В рамках
подготовки квалификационной работы (Кафедра
теории и методологии социологии ПГУ
им. Т.Г. Шевченко) проводиться социологическое
исследование. Вашему вниманию предоставляется
анонимный опросный лист. Для ответа на
вопрос достаточно отметить код выбранного
Вами варианта ответа или дописать его.
1 | Хочу иметь высокие доходы | 6 | Привлекает престижная профессия |
2 | Хочу знать законы, чтобы защищать права человека | 7 | Хочу продолжить семейную династию юристов |
3 | Последовал советам родителей | 8 | Затрудняюсь ответить |
4 | Последовал совет друзей и знакомых | 9 | Ваш вариант |
5 | Хочу иметь интересную работу |
2. Кем вы хотите работать в будущем? (1-3 варианта ответов)
1 | Адвокатом | 6 | Судьей |
2 | Нотариусом | 7 | Прокурором |
3 | Следователем | 8 | Преподавателем правовых дисциплин |
4 | Юристом в коммерческой организации | 9 | Не хочу связывать свое будущее с юриспруденцией |
5 | Оперативным работником | 10 | Затрудняюсь ответить |
3. Расположите указанные ценности по степени их важности лично для Вас.
Цифра «10» будет означать, что указанная ценность для Вас самая значимая. Цифра «1» – что это ценность для Вас несущественна.
Список А (терминальные ценности):
1 | здоровье (физическое и психическое) |
2 | интересная работа |
3 | любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
4 | материально обеспеченная жизнь |
5 | наличие хороших и верных друзей |
6 | общественное признание (уважение окружающих, коллектива, друзей) |
7 | развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) |
8 | развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
9 | свобода (самостоятельность,
независимость в суждениях |
10 | счастливая семейная жизнь |
Список Б (инструментальные ценности):
1 | аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
2 | воспитанность (хорошие манеры) |
3 | жизнерадостность (чувство юмора) |
4 | независимость
(способность действовать |
5 | образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
6 | ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
7 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
8 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
9 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
10 | честность (правдивость, искренность) |
4. Оцените в какой мере Вас удовлетворяет преподавание в институте юридических дисциплин? Где «5» - вполне удовлетворяет, «1» - полностью не удовлетворяет.
1 | по содержанию | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | по увлекательности (очень интересно/ не интересно) | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | по практической значимости (очень пригодиться/совсем не пригодиться) | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5.Кратко изложите своё мнение или предположение по качеству преподавания.