Становление личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 670.50 Кб (Скачать)

         Цель исследования: получить социологическую информацию о состоянии процесса формирования гражданских качеств личности в юридических ВУЗах.

       Задачи:

1.Определить  мотивы, которыми руководствуются  студенты при выборе юридической  специальности

2.Осуществить  типологию студентов по ценностным  ориентациям

3.Проанализировать  факторы, влияющие на ценностную ориентацию студентов 

       Объект  исследования: студенты юридических специальностей в Приднестровье.

       Предметом является изучение становления личности студентов юридических специальностей в процессе обучения.

       Операционализация:

       Мотивы при поступлении:

  1. Обеспеченное будущее после окончания этой специальности
  2. Возможность брать взятки
  3. Престижная специальность
  4. Влияние  родителей
  5. Интересно знать все права, кодексы и т. д.
  6. Мои родители тоже юристы
  7. Пошел за компанию с друзьями
  8. Хочу устроиться на хорошую работу

    Ценностные  ориентации:

  1. личностные (моральную основу характера личности)
  2. общественные (усваиваются в процессе социализации)
  3. материальные (проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности)
  4. политические (включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни)
  5. идейные (охватывают широкий спектр мировоззренческих и  иных заповедей)

       В процессе социализации формируются у  человека:

  • Социальные качества
  • Знания
  • Умения
  • Навыки

       В процессе социализации личность:

  • Адаптируется к условиям социума
  • Адаптируется к  нормам, элементам культуры
  • Превращает элементы культуры, нормы в собственные ценности, ориентации, установки

       Теоретическая интерпретация:

       Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

       Сущностная  характеристика личности и её основные особенности определяются:

  • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
  • степенью осознанности человеком своего места в обществе;
  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

       Комплекс устойчивых компонентов личности:

  • Способности
  • Мотивация

       Становление личности - это процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделённого определёнными задатками и способностями, с социальным окружением, с учётом его саморазвития и самодвижения.

       Концептуализация:

       1. Идеальная личность юриста в соответствии с его социальной ролью:

    Компетентный, честный, сознательный, настойчивый, ответственный, самокритичный, дисциплинированный, коммуникабельный, наблюдательный, умеющий отстаивать свою точку зрения, целеустремлённый, проницательный.  

       2. Реальная личность юриста: недостаточное знание положений законов, отсутствие необходимого профессионального опыта, несоответствие своих психологических особенностей требованиям профессиональной деятельности, несоблюдение требованиям закона, злоупотребление своими полномочиями, вымогательство взяток.

       3.Причины несоответствия идеальной и реальной личности: стремление выделиться среди себе подобных, стать более заметным; несовпадение мотивов профессиональной  деятельности с профессиональной компетентностью; борьба за выживание, когда все средства хороши.

       4.Факторы формирования качеств личности студента- юриста.

       1.Материальное  положение и ценностные ориентации  семьи

       2.Качество  образования

       3.Ценностные ориентации ближайшего окружения

       Гипотезы:

       1.Исходя  из высокой степени распространения  социально отрицательных явлений в микросреде (коррупция, взяточничество, злоупотребление своими полномочиями и т. д.), можно предположить значительное несоответствие  между идеальной моделью студента - юриста и фактических личных качеств выпускника юридического вуза.

       2.Система формирования профессионально значимых личностных качеств студентов юридических специальностей может стать более эффективной при условии более полного учёта в учебно-воспитательном процессе мотивов выбора студентами юридической специальности.  
 
 
 

       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

       Анкета

       Уважаемые студенты!

В рамках подготовки квалификационной работы (Кафедра  теории и методологии социологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко) проводиться социологическое исследование. Вашему вниманию предоставляется анонимный опросный лист. Для ответа на вопрос достаточно отметить код выбранного Вами варианта ответа или дописать его. 

  1. Почему  Вы поступили на юридический  факультет? (1-3 варианта ответов)
1 Хочу иметь  высокие доходы 6 Привлекает  престижная профессия
2 Хочу знать  законы, чтобы защищать права человека 7 Хочу продолжить семейную династию юристов
3 Последовал  советам родителей  8 Затрудняюсь ответить
4 Последовал  совет друзей и знакомых 9 Ваш вариант
5 Хочу иметь интересную работу
 

2. Кем вы хотите работать в будущем? (1-3 варианта ответов)

1 Адвокатом 6 Судьей 
2 Нотариусом 7 Прокурором 
3 Следователем  8 Преподавателем  правовых дисциплин
4 Юристом в коммерческой организации 9 Не хочу связывать  свое будущее с юриспруденцией
5 Оперативным работником 10 Затрудняюсь ответить

3. Расположите указанные ценности по степени их важности лично для Вас.

Цифра «10» будет означать, что указанная  ценность для Вас  самая значимая. Цифра «1» – что это ценность для Вас несущественна.

Список  А (терминальные ценности):

1 здоровье (физическое и психическое)
2 интересная  работа
3 любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком)
4 материально обеспеченная жизнь
5 наличие хороших  и верных друзей
6 общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, друзей)
7 развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)
8 развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
9 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках)
10 счастливая  семейная жизнь
 

Список  Б (инструментальные ценности):

1 аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
2 воспитанность (хорошие манеры)
3 жизнерадостность (чувство юмора)
4 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
5 образованность (широта знаний, высокая общая культура)
6 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
7 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения)
8 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
9 терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
10 честность (правдивость, искренность)
 

4. Оцените в какой мере Вас удовлетворяет преподавание в институте юридических дисциплин? Где  «5» - вполне удовлетворяет, «1» - полностью не удовлетворяет.

1 по содержанию 5 4 3 2 1
2 по увлекательности (очень интересно/ не интересно) 5 4 3 2 1
3 по практической значимости (очень пригодиться/совсем не пригодиться) 5 4 3 2 1
 

5.Кратко изложите своё мнение или предположение по качеству преподавания.

Информация о работе Становление личности юриста