Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Стратегической целью современного юридического образования определены становление конкурентоспособной личности, повышение социального статуса юристов, способных решать профессиональные задачи в современных условиях и нести правовую культуру в общество, овладение мыслительными операциями при развитии культуры мышления и навыков самостоятельного подхода к новому материалу.
В целях образовательного процесса не всегда отражаются основные направления развития юридического образования. В содержании обучения, являющемся программой деятельности будущего выпускника, нет целевой направленности студентов на формирование целостной ориентации в нормативно-правовом материале. Преподаватель в образовательном процессе не в должной мере формирует у будущих юристов умения системно анализировать правовые явления, не закладывает основ поисковой деятельности в области профессионального труда. Внедряет дифференцированный, многовариантный и разноуровневый подходы к организации учебного процесса (не учитывается процесс социализации будущих юристов). Часто обучение строится по вполне традиционной схеме, в соответствии с которой студент дневного отделения юридического факультета, еще не имея достаточно полного представления о специфике профессиональной деятельности, пассивно воспринимает учебный материал, что неприемлемо для усвоения содержания юридических дисциплин.
Вследствие отсутствия целевой направленности образования развиваются такие негативные процессы, как несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны, снижение качества образования, неподготовленность преподавательского состава к образовательным инновациям, утрата тесной связи с работодателями, несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования, невысокий уровень заработной платы преподавательского состава образовательных учреждений.
Возросший
спрос на получение юридического
образования обусловил
Тем не менее, система всеобщего правового обучения и воспитания ещё не создана. Следствием этого являются массовая юридическая безграмотность, распространенность правового нигилизма, различных правонарушений и правовая пассивность населения в нашей стране. Хотя юристы и должны быть в авангарде правового обучения и воспитания людей, в юридических вузах не ведется подготовка кадров, умеющих выполнять функцию правового просвещения общества и воспитания у граждан надлежащего правосознания и правовой культуры.
Юридическое образование есть государствоведческое и правоведческое образование. Оно представляет собой высочайшую социальную ценность, выражающуюся в его многочисленных функциях: обучающей, развивающей, воспитательной, гуманистической и др. Они раскрывают сущностные качества данной отрасли образования, определяют её роль и место в ряду общечеловеческих ценностей.
Обучающая и воспитательная функции анализируемого феномена зафиксированы в самом понятии образования. «Образование – процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества».47
В
числе основных целей образования
указываются искоренение
Обучение в области юриспруденции – это путь приобщения человека к знаниям, необходимым для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста.
Причем обучение должно развивать правовое мышление, познавательные и творческие способности студентов, помогать им, трансформировать в реальность заложенные в них позитивные возможности.
Важная цель юридического образования – это воспитание высокого профессионального правосознания и правовой культуры юристов. Только юрист, обладающий указанными качествами, может полноценно исполнять свои служебные обязанности, ибо профессиональное правосознание само по себе выполняет социально ценные функции: регулирующую, познавательную, генерационную (движущую).
Что касается другой, не менее важной цели юридического образования – воспитания, то реализация её социально значима в нескольких аспектах.
Во-первых, это обогащает внутренний, духовный мир человека.
Во-вторых, инициирует установку на правомерное поведение.
В-третьих, повышает гражданскую и правовую активность людей в делах государства и общества (особенно в сфере государственного управления, охраны правопорядка и осуществления правосудия).
В-четвертых, помогает полнее и эффективнее осуществлять свои права и обязанности; в-пятых, активизирует правозащитное движение в стране.
Массовая юридическая осведомленность и воспитанность населения – весьма существенное, и ничем не заменимое условие преодоления существующей ныне в нашей стране стихии правового нигилизма, недооценки роли права в жизни общества, значительное подспорье в обеспечении торжества верховенства закона и других принципов правового государства.
Таким образом, вышеизложенное подтверждает, что наша страна испытывает острейшую потребность в создании системы всеобщего правового обучения и воспитания населения, и для этого имеются, как мы убедились, соответствующие социальные и правовые предпосылки. Они служат детерминантами оптимизации юридического образования, выступающего не только основой подготовки высококвалифицированных юридических кадров, но и важным условием удовлетворения указанной общественной потребности.
А также профессиональная подготовка будущих юристов нуждается в совершенствовании. Образование требует перемен, обеспечивающих его высокое качество и модернизацию. Более того, юридическая подготовка должна носить фундаментальный характер и основываться на государственных образовательных стандартах по направлению и специальностям юридического образования. Образовательный процесс в юридическом вузе обязан обеспечивать условия, средства и содержательный материал для ценностного самоопределения будущих юристов.
Социальная нестабильность требует от будущего юриста повышенной способности адаптироваться к меняющейся социальной среде, что и обусловливает разработку направлений кардинальной модернизации высшего образования. Это дает возможность преподавателю создавать новые педагогические системы, технологии, методические разработки, реализующие социально-педагогические функции профессионального образования. Потоки социально-правовой информации настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями.
В
обществе постоянно возникают различные
проблемы, которые необходимо решать
или минимизировать их последствия. Одну
из множества таких проблем рассмотрим
в нашем исследовании, которому посвящена
вторая глава. А именно проблему становления
личности студентов-юристов в процессе
обучения.
ГЛАВА
II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР
И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени
Т.
Г. Шевченко
Основной целью исследования было получение социологической информацию о состоянии процесса формирования гражданских качеств личности в юридических ВУЗах.
Генеральная совокупность нашего исследования по состоянию на 1.04.2011года составляет 686 человек: 361студент - юрист в ПГУ и 325 студентов – юристов в ТЮИ МВД ПМР.48 Объектом исследования являются студенты юридических специальностей в Приднестровье. ( ТЮИ МВД ПМР и ПГУ им. Т. Г. Шевченко Институт Истории Государства и Права).
В исследовании применена многоступенчатая выборка на первом этапе, была определена генеральная совокупность - общая численность студентов юридических специальностей города Тирасполя.
На втором этапе были определены два высших учебных заведения - это ПГУ имени Т. Г. Шевченко Институт Истории Государства и Права, и Тираспольский Юридический Институт МВД ПМР имени Кутузова, которые сосредотачивают в себе наибольшее количество обучающихся студентов по юридической специальности.
На
третьем этапе была осуществлена
серийно-гнездовая выборка
Таким образом выборка носила репрезентативный характер, что подтверждается данными, приведёнными в таблице.
Результаты расчёта отклонения выборочной совокупности от генеральной совокупности студентов ПГУ и ТЮИ
Таблица № 1
Учебное заведение | Объём генеральной совокупности | Объём выборочной совокупности | Объём генеральной совокупности, % | Объём выборочной совокупности, % | Отклонение |
% | |||||
ТЮИ | 325 | 120 | 47,4 | 50,2 | -2,8 |
ПГУ | 361 | 119 | 52,6 | 49,8 | 2,8 |
Всего | 686 | 239 | -2,8+2,8=0 |
Как видно из таблицы №1, отклонение статистической структуры выборки от структуры генеральной совокупности. Не превышает +2,8 -2,8%, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к социологическим исследованиям.
Общеизвестным фактом является то, что в последние годы обострилась проблема резко возросшей общественной потребности в достаточно большом количестве компетентных юристов и уровнем личностного развития выпускников юридических ВУЗов и факультетов. В связи с этим перед юридическими вузами ставится задача подготовки специалиста, наделенного не только набором профессиональных знаний, но и специалиста обладающего высокой нравственностью и активной гражданской позицией.
Особенности профессионального становления личности зависят от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранной им профессии, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности и какой смысл она в нее вкладывает. Профессиональное становление непосредственно связано с содержанием системы ценностей, потребностей, мотивов и смыслов, которые лежат в основе отношения специалиста к своей деятельности. Следовательно, о реальном соответствии личностных качеств студентов-юристов своему социальному призванию можно судить только после анализа ценностно-смысловых компонентов и мотивации в процессе профессионального самоопределения.