Становление личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 670.50 Кб (Скачать)

       П.Л.Лавров подчеркивал, что «истинная общественная теория требует не подчинения общественного  элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияния общественных и частных интересов».39 Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих, именно в сознании личностями своей солидарности, как с собой, так и с коллективностью»40. По мнению Лаврова, новые формы создает критически мыслящая личность, без них обществу грозит застой, гибель цивилизации.

       А вот что считает по данному  вопросу Михайловский Николай Константинович (1842—1904), выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист. На социальную деятельность личности влияют субъективные помыслы и цели, а не разные внешние факторы. Данные субъективные помыслы и цели непознаваемы объективными методами. Субъект познания (социолог) может изучать личность, только используя принцип “сопереживания”, когда, по словам Михайловского, “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”. Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, и  ставить себя на место другого. Как писал Михайловский: «Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним. То есть войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами».41

       А, по мнению Лаврова,  необходимо встать на место страждущих и нуждающихся, а не занимать место беспристрастного наблюдателя.

       Таким образом,  личность —  это не только главная движущая сила общества, но и своеобразное мерило общественного прогресса. Цель прогрессивного исторического процесса — развитие человеческой индивидуальности, т.е. должен осуществиться принцип самореализации личности. Поэтому идеалом общественного развития будет являться создание таких условий, которые бы способствовали всестороннему развитию личности. А такое, по мнению субъективных социологов, возможно только лишь при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и, конечно же, справедливости.

       Н. И. Кареев считал глубокую разработку проблем личности главным призванием социологии. Личность им рассматривается как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева – это субъект истории. Она соединяет в себе, антропологические, психологические и социальные начала.42 Именно такое понимание личности, я думаю, составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений.

         Смысл понятия личности русские социологи раскрывают через понятие свободы, ответственности, самосознания и саморазвития. Личность в русской социологии исследуется в качестве субъекта социальной активности и продукта социальных взаимодействий.

       В целом можно сказать, что все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.

       Таким образом, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, то для социолога личность - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга.

         Социологи берут в расчет, прежде  всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения.  

§2.Факторы и условия формирования личности юриста 

       Формирование  выступает, как результат развития личности обозначает ее становление, и приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – это значит придавать форму чему-нибудь, устойчивость, законченность, определенный тип. 43

       Формирование  личности юриста-профессионала - это  сложный процесс превращения требований современного законодательства, определенных ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения соответственно его специализации.

       Личность  юриста - это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, при этом затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Личность юриста, понимается как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые, так или иначе, отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении. 44

       Личность  любого человека формируется и развивается  под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных  и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, а выступает как субъект своего собственно формирования и развития.

       Можно сказать, что на сегодняшний момент существуют противоречия между законами, направленными на формирование личности и реальным состоянием образовательного процесса в юридических образовательных учреждениях и на юридических факультетах, которое выражается, прежде всего, в высоких требованиях законов к личности выпускников образовательных учреждений и организацией процесса личного роста их, реальными личностными качествами выпускников. Государственный заказ на образованную личность часто сводится к профессиональному обучению. В юридических вузах и на юридических факультетах такой подход к организации образовательного процесса противоречит требованиям деятельности сотрудников правоохранительных органов, реальному состоянию законности и правопорядка, защите прав граждан. Прилагаемые в образовательных учреждениях в настоящее время воспитательные усилия, в лучшем случае, носят характер работы в нужном направлении, но не обеспечивают часто достижение реальной цели - выпуск юриста-личности с высоким уровнем общего и профессионального развития.

       Необходим педагогический поиск средств, обеспечивающих подлинную приоритетность отношения к вопросам личностного роста студентов-юристов, их государственному, гражданскому, правовому, трудовому, нравственному, культурному воспитанию, интеллектуальному и профессиональному развитию качеств и способностей. В юридических образовательных учреждениях и на юридических факультетах должна существовать педагогическая система обеспечения должного общего и профессионального становления личности студентов-юристов (личностно-формирующая система), сопос - тавимая по своей организации, непрерывности, всеохватности и эффективности с существующей системой образовательного процесса.

         С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве своей жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают факторы: наличие у студентов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, которые в дальнейшем  будут способствовать успехам в практической работе.

       Формирование  личности специалиста-юриста должно основываться на гуманизме и гражданственности, правосознании, и критическом мышлении и предполагать поэтапную реализацию воспитательного процесса: первый этап - это формирование убежденности в приоритете гражданских ценностей, второй – это формирование устойчивой мотивации к преодолению правового нигилизма, и третий — это формирование способности к критическому мышлению.

       Рассмотрим  эти этапы более подробно.

       Первый  этап. В современных условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение социального заказа, а именно заказа  на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности. Одним из путей решения этой задачи является формирование гуманистических и гражданских ценностей у студентов-юристов. Реализация этой задачи позволит выпускать из стен юридического вуза более высоконравственную личность, профессионала и гражданина своей страны.

       Сегодняшние требования высоко подняли планку престижа юридического образования. Качество, которого во многих случаях оставляет желать лучшего. Однако превращение юридического, образования в одну из прибыльных отраслей оттеснило главную цель образования. В которой студент - юрист должен быть не ремесленником от юриспруденции, а гражданином, обладающим высоким уровнем правосознания и являющимся своеобразным миссионером правовой культуры в обществе. Разработка системы формирования личности специалиста-юриста в основном опирается на понимание ценностного самоопределения как основного этапа социализации.

       Второй  этап. В.И.Зенин  доказал, что «лежащий в основе воспитания личности юриста процесс формирования правосознания должен включать в себя как преодоление правового нигилизма, так и влияние на правовое сознание объективных (всей общественной практики человека) и субъективных (индивидуально-психологических особенностей личности) факторов».45

       На  общественные и индивидуальные начала правового нигилизма указывают все ученые, которые занимаются проблемой профессионального становления юриста. И. Матузов, определяя нигилизм вообще, подчеркивает, что «он выражает отрицательное отношение субъекта  к определенным ценностям. Преодоления личностью правового нигилизма, бесспорно, помогают включить в определенную организационную структуру то большое разнообразие средств, способов, форм и методов правового воспитания, которые широко применяются в практике.46

       Третий  этап. Мышление является высшим и наиболее сложным процессом среди различных познавательных процессов, которые представляют собой отражение в сознании человека объективной реальности. Мышление активно влияет на формирование личности, и являет собою опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Понятие критическое – это творческое или интуитивное мышление. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда какое- то задание строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои  идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, и мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, критическим может быть мышление только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Что не маловажно в деятельности юриста.

       Несмотря  на сегодняшнее разнообразие специальностей в юриспруденции при подготовке будущих юристов, можно выделить общие требования. Это такие как: высокий уровень интеллекта; гибкость творческого мышления, как процесс логической обработки информации (фундаментальные правовые знания, обоснованные законами научного знания и причинно-следственной логики); умение вырабатывать собственные продуктивные индивидуальные приемы решения разнообразных профессиональных задач; ориентация нормативно-правовом материале; организация исполнения законов и иных правовых актов в деятельности организаций и учреждений; овладение правовыми способами и средствами рыночных преобразований; развитие национальной экономики.

       Удовлетворение  потребностей граждан, общества и рынка  труда в качественном юридическом образовании требует в первую очередь обновления структуры и содержания образования с учетом сложившихся традиций современного отечественного и зарубежного опыта. Развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, модернизации образовательных технологий, обеспечения единства теоретического и практического обучения будущих юристов, фундаментальности юридической подготовки и углубления специализации, повышения роли практики и практикоориентированного обучения, формирования системы непрерывного юридического образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям российского общества.

       Вследствие  этого качественная подготовка выпускников  юридического факультета предполагает освоение содержания профессиональной деятельности путем вхождения в ее социально-педагогический контекст профессионального становления специалиста переориентация его с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, воспитывать у них волевые и профессиональные качества, обеспечивающие их эффективную профессиональную деятельность как юристов.

       Выполнение  этих базовых требований обеспечит  выпускнику юридического факультета понимание сущности правовых явлений, социальной значимости профессии юриста, овладение содержанием общепрофессиональных и специальных дисциплин, методическую, психологическую подготовку к практической деятельности.

       Сочетание фундаментальности и специализации  в обучении особенно актуально для юридических вузов, поскольку именно от профессиональных юристов зависит максимально эффективное развитие правового государства и гражданского общества.

Информация о работе Становление личности юриста