Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Исследование ценностных ориентаций показало, что такая терминальная ценность как «счастливая семейная жизнь» стабильно занимает первое место в общественном мнении студентов вторых (43,8%) и четвёртых курсов (40%) как среди студентов ПГУ-33,9%, так и ТЮИ-49,5%. На втором месте по данным опроса оказалась свобода, понимаемая как самостоятельность и независимость, в суждениях, при чём привлекательность этой ценности существенно возрастает к четвёртому курсу (второй-10,5%, четвёртый-22,4%). И третье место было отдано такой ценности как материально обеспеченная жизнь, которая также возрастает к четвёртому курсу.
Остальные предложенные в списке ценности оказались для студентов менее значимыми.
Это такие ценности как:
1.интересная работа (8,4%)
2.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (9,3%)
3.Здоровье (15,3%)
4.Наличие хороших и верных друзей (8,3%)
5.Общественное признание (уважение окружающих, коллектива) (8,5%)
6.Развитие (работа над собой, самосовершенствование) (8,3%)
7.Развлечения (приятное времяпрепровождение) (5,1%)
Исходя из анализа выбора студентами терминальных ценностей, можно также сделать вывод о том, что в большей степени студенты ориентированны на ценности личной жизни, чем на ценности профессиональной самореализации.
Сравнивая наши результаты исследования с результатами опроса 2006г., проведённого в г. Лесосибирске, выяснилось, что на момент 2006г. первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимало здоровье (физическое и психическое). На втором месте (15,7 % респондентов) оказалось саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). На третьем месте находилась ценность «счастливая семейная жизнь», эта ценность была значимой для 10,5 процентов испытуемых респондентов. 50
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент приоритет ценностей кардинально перестроился. Теперь студенты на первое место ставят такие ценности как счастливая семейная жизнь, свобода, которая понимается как личная самостоятельность и материально обеспеченная жизнь.
Потребность в счастливой семейной жизни у большинства можно объяснить тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
Таблица №5
Инструментальные ценности в соотношении с курсом
Ранги | Список Б (инструментальные ценности): | 2 курс | 4курс | Итого |
Процент от числа ответивших | Процент от числа ответивших | |||
1 | независимость
(способность действовать |
14 | 9,8 | 23,8 |
2 | образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 12,3 | 11,4 | 23,7 |
3 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | 8,8 | 13,8 | 22,6 |
4 | аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах | 12,3 | 9,8 | 22,1 |
5 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | 12,3 | 8,1 | 20,4 |
6 | воспитанность (хорошие манеры) | 10,5 | 9,8 | 20,3 |
жизнерадостность (чувство юмора) | 10,5 | 9,8 | 20,3 | |
7 | ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | 7 | 14,6 | 18,6 |
8 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 5,3 | 8,1 | 13,4 |
9 | честность (правдивость, искренность) | 7 | 4,9 | 11,9 |
Итого | 100 | 100 |
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов второго и четвёртого курса позволил выявить следующее.
Что среди студентов второго курса на первом месте располагается такая ценность как независимость(14%). Второе место занимают: образованность(12,3%), терпимость(12,3%), аккуратность(12,3%). На третьем месте располагается воспитанность(10,5%) и жизнерадостность(10,5%).
Можно предположить, что на втором курсе ценность независимости заняла лидирующую позицию, так как многие студенты, проживая с родителями, мечтали о том, чтобы поскорее начать самостоятельную жизнь. Может быть даже в другом городе. Они находятся вне досягаемости от родителей и чувствуют себя самостоятельными и независимыми, но дойдя до четвёртого курса, их взгляды меняются. Они понимают, что быть самостоятельным и независимым это ни так - то и просто.
На четвёртом курсе у студентов сложилась следующая иерархия инструментальных ценностей. На первом месте ответственность, на втором рационализм, на третьем образованность, и на четвёртом месте расположились такие ценности как аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, независимость.
Очевидно, что студенты к четвёртому курсу становятся белее ответственными и рациональными.
Таблица №6
Инструментальные ценности в соотношении с учебным заведением
Ранги | Список Б (инструментальные ценности): | ТЮИ | ПГУ | Итого |
Процент от числа ответивших | Процент от числа ответивших | |||
1 | независимость
(способность действовать |
8,3 | 15,4 | 23,7 |
2 | образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 16,7 | 6,8 | 23,5 |
3 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | 10 | 12,8 | 22,8 |
4 | аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах | 10 | 12 | 22 |
5 | ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | 6,7 | 15,4 | 22,1 |
6 | воспитанность (хорошие манеры) | 5 | 15,4 | 20,4 |
7 | жизнерадостность (чувство юмора) | 10 | 10,3 | 20,3 |
8 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | 16,7 | 3,4 | 20,1 |
9 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 10 | 3,4 | 13,4 |
10 | честность (правдивость, искренность) | 6,7 | 5,1 | 11,8 |
Итого | 100 | 100 |
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов ТЮИ и ПГУ позволил выявить следующее.
В ТЮИ на первом месте находится такая ценность как образованность и терпимость - (16,7%), на втором – аккуратность, жизнерадостность, рационализм, самоконтроль – (10%), на третьем месте – независимость(8,3%).
В
ПГУ на первом месте находится
– независимость и
Данные исследования подтверждают то, что в условиях социальной нестабильности ценностные ориентации студентов характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи (ТЮИ-49,5%;ПГУ-33,9%), здоровья (ТЮИ-4,9%; ПГУ-9,3%) и нестабильностью ценностей материальной обеспеченности (ТЮИ-9,9%; ПГУ-11%) и образования (ТЮИ-16,7%; ПГУ-6,8%).
Проанализировав иерархию ценностей, можно сделать их определённую типовую группировку. Так, значительную часть студентов можно отнести к индивидуалистам, поскольку такие ценности как независимость, и рационализм оказались наиболее привлекательными. К конформистам относятся те студенты, которые подчёркивают значимость воспитанности и самоконтроля. И к альтруистам относятся студенты, предпочитающие терпимость.
Анализ ценностей показал, что основная часть студентов поддерживает ценности самоутверждения (независимости и образованности). Сравнительно небольшая группа студентов разделяет мнение о ценности принятия других людей (самоконтроль, честность и терпимость).
Происходит снижение значимости таких ценностей как честность, ответственность, воспитанность и образованность, которые заняли далеко не первое место в структуре выявленных нами ценностей студентов (таблицы № 5 и 6) «Инструментальных ценностей». Снижение значимости этих ценностей вызывает в обществе серьезное беспокойство.
Основными факторами, влияющими на ценностную ориентацию студентов, как показал проведённый нами анализ, в современных условиях являются: наличие в обществе социально-экономических противоречий, расширение социальной самостоятельности студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Если
раньше в своем выборе молодежь опиралась
на опыт предыдущих поколений, то сейчас
в обществе она лишена этих естественных
ориентиров и вынуждена приобретать новый
социальный опыт.
§2.Особенности
становления личности
юриста в Приднестровье
Под формированием личности обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью создания у него системы определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитания социально и профессионально значимых качеств и т.д.
Становление личности происходит под влиянием многих факторов.
Таких как формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального мышления; формирование исполнительных составляющих (изучение данной профессии, выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций, создание условий для тренировки этих умений); совершенствование качеств личности студента.
Таким образом, важно не просто развить и сформировать личностные качества, но и дать возможность для того чтобы студент выйдя из стен учебного заведения смог занять личностную позицию в обществе.
Этого всего можно добиться в ходе образовательного процесса. Ведь личность — это активное, деятельностное существо, а не пассивный продукт влияния среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде.
Рассматривая формирование личности студентов и их конкурентоспособности как процесс профессионального развития и преобразования самой личности, мы с неизбежностью обращаемся к проблеме факторов, определяющих данный процесс.
Наиболее значимым фактором в
становлении личности
Таблица №7
Оценка меры удовлетворённости студентов-юристов качеством преподавания
Оцените, в какой мере Вас удовлетворяет преподавание юридических дисциплин | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Итого | ||||||
Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | Частота | Процент от числа ответивших | |
по содержанию | 110 | 46 | 87 | 36 | 34 | 14 | 2 | 0,8 | 6 | 2,5 | 239 | 100 |
по увлекательности (очень интересно/совсем не интересно) | 90 | 38 | 99 | 41 | 34 | 14 | 8 | 3,3 | 8 | 3,3 | 239 | 100 |
по практической значимости (очень пригодиться/совсем не пригодиться) | 94 | 39 | 90 | 38 | 45 | 19 | 6 | 2,5 | 4 | 1,7 | 239 | 100 |