Становление личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 670.50 Кб (Скачать)
 

      Исследование  ценностных ориентаций показало, что  такая терминальная ценность как «счастливая семейная жизнь» стабильно занимает первое место в общественном мнении студентов вторых (43,8%) и четвёртых курсов (40%) как среди студентов ПГУ-33,9%, так и ТЮИ-49,5%. На втором месте по данным опроса оказалась свобода, понимаемая как самостоятельность и независимость, в суждениях, при чём привлекательность этой ценности существенно возрастает к четвёртому курсу (второй-10,5%, четвёртый-22,4%). И третье место было отдано такой ценности как материально обеспеченная жизнь, которая также возрастает к четвёртому курсу.

       Остальные предложенные в списке ценности оказались для студентов менее значимыми.

       Это такие ценности как:

1.интересная работа (8,4%)

2.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (9,3%)

3.Здоровье (15,3%)

4.Наличие хороших и верных друзей (8,3%)

5.Общественное признание (уважение окружающих, коллектива) (8,5%) 

6.Развитие (работа над собой, самосовершенствование) (8,3%)

7.Развлечения (приятное времяпрепровождение) (5,1%)

     Исходя  из анализа выбора студентами терминальных ценностей, можно также сделать вывод о том, что в большей степени студенты ориентированны на ценности личной жизни, чем на ценности профессиональной самореализации.

     Сравнивая наши результаты исследования с результатами опроса 2006г., проведённого в г. Лесосибирске, выяснилось, что на момент 2006г. первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимало здоровье (физическое и психическое). На втором месте (15,7 % респондентов) оказалось саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). На третьем месте находилась ценность «счастливая семейная жизнь», эта ценность была значимой для 10,5 процентов испытуемых респондентов. 50

     Исходя  из этого, можно сделать вывод  о том, что на сегодняшний момент приоритет ценностей кардинально перестроился. Теперь студенты на первое место ставят такие ценности как счастливая семейная жизнь, свобода, которая понимается как личная самостоятельность и  материально обеспеченная жизнь.

     Потребность в счастливой семейной жизни у  большинства можно объяснить тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.

     Таблица №5

     Инструментальные ценности в соотношении с курсом

Ранги Список  Б (инструментальные ценности): 2 курс 4курс Итого
Процент от числа ответивших Процент от числа ответивших
1 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 14 9,8 23,8
2 образованность (широта знаний, высокая общая культура) 12,3 11,4 23,7
3 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 8,8 13,8 22,6
4 аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 12,3 9,8 22,1
5 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 12,3 8,1 20,4
6 воспитанность (хорошие манеры) 10,5 9,8 20,3
жизнерадостность (чувство юмора) 10,5 9,8 20,3
7 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 7 14,6 18,6
8 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 5,3 8,1 13,4
9 честность (правдивость, искренность) 7 4,9 11,9
Итого 100 100  
 

     Анализ  групповой иерархии ценностных ориентаций студентов второго и четвёртого курса позволил выявить следующее.

     Что среди студентов второго курса на первом месте располагается такая ценность как независимость(14%). Второе место занимают: образованность(12,3%), терпимость(12,3%), аккуратность(12,3%). На третьем месте располагается воспитанность(10,5%) и жизнерадостность(10,5%).

     Можно предположить, что на втором курсе ценность независимости заняла лидирующую позицию, так как многие студенты, проживая с родителями, мечтали о том, чтобы поскорее начать самостоятельную жизнь. Может быть даже в другом городе. Они находятся вне досягаемости от родителей и чувствуют себя самостоятельными и независимыми, но дойдя до четвёртого курса, их взгляды меняются. Они понимают, что быть самостоятельным и независимым это ни так - то и просто.

        На четвёртом курсе у студентов сложилась следующая иерархия инструментальных ценностей. На первом месте ответственность, на втором рационализм, на третьем образованность, и на четвёртом месте расположились такие ценности как аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, независимость.

       Очевидно, что студенты к четвёртому курсу становятся белее ответственными и рациональными.

       Таблица №6

     Инструментальные  ценности в соотношении с учебным заведением

Ранги Список  Б (инструментальные ценности): ТЮИ ПГУ Итого
Процент от числа ответивших Процент от числа ответивших
1 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 8,3 15,4 23,7
2 образованность (широта знаний, высокая общая культура) 16,7 6,8 23,5
3 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 10 12,8 22,8
4 аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 10 12 22
5 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 6,7 15,4 22,1
6 воспитанность (хорошие манеры) 5 15,4 20,4
7 жизнерадостность (чувство юмора) 10 10,3 20,3
8 терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 16,7 3,4 20,1
9 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 10 3,4 13,4
10 честность (правдивость, искренность) 6,7 5,1 11,8
Итого 100 100  
 

     Анализ  групповой иерархии ценностных ориентаций студентов ТЮИ и ПГУ позволил выявить следующее.

     В ТЮИ на первом месте находится  такая ценность как образованность и терпимость - (16,7%), на втором – аккуратность, жизнерадостность, рационализм, самоконтроль – (10%), на третьем месте – независимость(8,3%).

     В ПГУ на первом месте находится  – независимость и ответственность, и воспитанность - (15,4%), на втором – рационализм(12,8%), на третьем - аккуратность(12%).

     Данные  исследования подтверждают то, что в условиях социальной нестабильности ценностные ориентации студентов характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи (ТЮИ-49,5%;ПГУ-33,9%), здоровья (ТЮИ-4,9%; ПГУ-9,3%) и нестабильностью ценностей материальной обеспеченности (ТЮИ-9,9%; ПГУ-11%) и образования (ТЮИ-16,7%; ПГУ-6,8%).

     Проанализировав иерархию ценностей, можно сделать их определённую типовую группировку. Так, значительную часть студентов можно отнести к индивидуалистам, поскольку такие ценности как независимость, и рационализм оказались наиболее привлекательными. К конформистам относятся те студенты, которые подчёркивают значимость воспитанности и самоконтроля. И к альтруистам относятся студенты, предпочитающие терпимость.

     Анализ ценностей показал, что основная часть студентов поддерживает ценности самоутверждения (независимости и образованности). Сравнительно небольшая группа студентов разделяет мнение о ценности принятия других людей (самоконтроль, честность и терпимость).

     Происходит  снижение значимости таких ценностей  как честность, ответственность, воспитанность и образованность, которые заняли далеко не первое место в структуре выявленных нами ценностей студентов (таблицы № 5 и 6) «Инструментальных ценностей». Снижение значимости этих ценностей вызывает в обществе серьезное беспокойство.

     Основными факторами, влияющими на ценностную ориентацию студентов, как показал проведённый нами анализ, в современных условиях являются: наличие в обществе социально-экономических противоречий, расширение социальной самостоятельности студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.

     Если  раньше в своем выборе молодежь опиралась  на опыт предыдущих поколений, то сейчас в обществе она лишена этих естественных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. 

     §2.Особенности становления личности юриста в Приднестровье  

       Под формированием личности обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью создания у него системы определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитания социально и профессионально значимых качеств и т.д.

       Становление личности происходит под влиянием многих факторов.

       Таких как формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального мышления; формирование исполнительных составляющих (изучение данной профессии, выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций, создание условий для тренировки этих умений); совершенствование качеств личности студента.

       Таким образом, важно не просто развить  и сформировать личностные качества, но и дать возможность для того чтобы студент выйдя из стен учебного заведения смог занять личностную позицию в обществе.

       Этого всего можно добиться в ходе образовательного процесса. Ведь личность — это активное, деятельностное существо, а не пассивный продукт влияния среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде.

       Рассматривая  формирование личности студентов и  их конкурентоспособности как процесс профессионального развития и преобразования самой личности, мы с неизбежностью обращаемся к проблеме факторов, определяющих данный процесс.

         Наиболее значимым фактором в  становлении личности студентов  является качество образования. Которое зависит не только от содержания и методики преподавания, но и от отношения к нему студентов, что выражается, в частности, и в степени удовлетворения их учебным процессом. 

       Таблица №7

       Оценка  меры удовлетворённости  студентов-юристов качеством преподавания

Оцените, в какой мере Вас  удовлетворяет преподавание юридических дисциплин 5 4 3 2 1 Итого
Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших Частота Процент от числа ответивших
по  содержанию 110 46 87 36 34 14 2 0,8 6 2,5 239 100
по  увлекательности (очень интересно/совсем не интересно) 90 38 99 41 34 14 8 3,3 8 3,3 239 100
по  практической значимости (очень пригодиться/совсем не пригодиться) 94 39 90 38 45 19 6 2,5 4 1,7 239 100

Информация о работе Становление личности юриста