Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
Реализация этой задачи позволит выпускать из стен юридического вуза специалистов обладающих нравственностью, профессионализмом и гражданской ответственностью.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Первая
глава теоретическая «
Вторая глава «Особенности становления личности студентов ПГУ им. Т. Г. Шевченко и ТЮИ МВД ПМР» включает в себя практическое обоснование поставленных задач на примере студентов юридической специальности в ТЮИ и ПГУ.
В
заключении представлены выводы по проведённому
исследованию, а также подтверждение
и опровержение сформулированных гипотез.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
ЮРИСТА
§1.Рассмотрение понятия личности в трудах отечественных и
зарубежных
социологов
В своём первоначальном значении слово «личность»9 обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре. По сути, этот термин изначально указывал на комическую и трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.
Как и у многих понятий у «личности» имеется множество определений. Рассмотрим некоторые из них.
Личность - это главное в человеке, это важнейший его социальный признак. Если человек является носителем разнообразных свойств, то личность - это его основное свойство, в котором и проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, к определенной исторической эпохе, культуре и науке. Личность - это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться вглубь понимания поведения человека. Личность - это понятие, которое выработано для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Личность в юриспруденции - это человек как член общества и как носитель индивидуального начала. Главное в юридическом понятии личности - это социальная ценность человека, благодаря которой он признается субъектом различных прав, свобод и обязанностей.
Таким образом, понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, которые образовались в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.
Прежде чем перейти к общему рассмотрению понятия личности в социологии. Рассмотрим сначала такие понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» для того чтобы чётко разграничить эти понятия и понять в чём их отличия.
Итак, Человек – это понятие родовое, которое указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы, а именно к человеческому роду. 10 По сути своей человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, человек подчиняется всем биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.
Индивид понимается как отдельный и конкретный человек. Он единичный представитель человеческого рода и является его «первокирпичком».
Индивидуальность же - это единство неповторимых свойств личности конкретного человека. Это также определённое своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения, сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность – является непременно важнейшим признаком личности. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, которые отличают одного индивида от другого.
Личность вводится для выделения и подчёркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается, прежде всего, на социальном начале.
Понятие личность является объектом изучения многих наук: философии, психологии, этики, педагогики и, конечно же, социологии. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Рассмотрим кратко понятие личности в таких дисциплинах как философия, психология и социология. На последнем остановимся более подробно.
Личность в философии — это, прежде всего вопрос о том, какое место человек занимает в этом мире. Причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь».
Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понималась как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера, синоним нематериальной души.
А в философии нового времени,
начиная с французского
По И. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё Я нравственному закон. Если психологическая личность — это лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность — это свобода разумного существа, подчиняющегося «...только тем законам, которые оно (само или, по крайней мере, совместно с другими) для себя устанавливает»11.
В домарксовской философии личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные и однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой — это волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом личность оказывается либо абсолютным творцом, либо трагическим страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил (романтики).
Марксистско-ленинская
Основа формирования личности, как в филогенезе, так и в онтогенезе — это общественно-производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Карл Маркс говорил, что личность как «...индивидуальное общественное существо...»13 детерминирована не только наличной системой общественных отношений и унаследованной от прошлого культурой, но и обусловлена своими биологическими особенностями.
Немецкая классическая философия – это Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель.14 Их философия внесла огромный вклад в разработку философского понятия личности. Главное преимущество их идеалистических взглядов в целом состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделённую огромным преобразующим потенциалом.
Согласно Гегелю личность - это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл её состоит в том, что бы путём развития самосознания прийти к полному осознанию себя.
В
психологии под личностью чаще всего
подразумевается некоторое
Психолог С. Л.Рубинштейн характеризовал личность таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.15 Вот почему способность обдумывать поступки и отвечать за них, способность к деятельности есть существенный признак личности.
Необходимо отметить роль в разработке понимания личности и индивидуальности психологов психоаналитического направления. Его основатель, психолог Зигмунд Фрейд, доказал присутствие в человеческой индивидуальности ещё два уровня: бессознательное – это несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, то есть, устойчивые системы подавленных влечений. Сверхсознательное - это система контроля, которая вытесняет из сознания недопустимые влечения. А из памяти вытесняет слишком травмирующие или позорные воспоминания.16
Итак, теперь рассмотрим собственно
социологическое понимание
Личность - это существо общественное. Это понятие позволяет выделить внеприродную и надприродную сущность человека. И обратить научное внимание на его социальное начало и его сущность. Личность - это результат развития индивида и полное воплощение социальных качеств человека.
Как личность человек прошёл определённую эволюцию. В первобытные времена человек характеризовался приспособительной деятельностью, в то время как наш современник имеет более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность всё полнее формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества, и становилась всё более концентрированной субстанцией его собой общественной природы.
И.С.Кон рассматривал личность как субъект отношений сознательной деятельности при влиянии всей предшествующей истории на её развитие. Человек личностью не рождается, а он ею становится»18.
В. А. Ядов подчёркивал в личности социальную составляющую: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности “общения”». 19
В социологии личность — это не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включён, и те социальные функции и роли, которые он в ней выполняет.
Социальное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых накоплена предшествующая история человечества. Можно сказать, что каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории.
Тема проблемы личности в социологии является одной из наиболее интересных и актуальных. П.Л. Лавров считал, что теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества. И утверждал, что общества существуют лишь в личностях и их составляющих и без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, и гибель цивилизации. 20
Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности. В 20 веке проблемой личности занимались такие ученые, как П.А. Сорокин, Г.И. Челпанов, М.Я. Басов, Л.С. Выгодский, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский.
В
современном мире проблема человеческой
личности является одной из наиболее
важных проблем. Это объясняется
тем, что сегодняшний мир, где
большинство стран избрали