Становление личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 670.50 Кб (Скачать)

       Реализация  этой задачи позволит выпускать из стен юридического вуза специалистов обладающих нравственностью, профессионализмом и гражданской ответственностью.

       Квалификационная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

       Первая  глава теоретическая «Теоретико-методологические основы исследования формирования личности юриста», в данной главе указаны все аспекты, связанные с обоснованием понятия личность, с социологической точки зрения многих видных учёных социологов, а также с рассмотрением факторов и условий формирования личности юриста.

       Вторая  глава «Особенности становления  личности студентов ПГУ им. Т. Г. Шевченко и ТЮИ МВД ПМР» включает в себя практическое обоснование поставленных задач на примере студентов юридической специальности в ТЮИ и ПГУ.

       В заключении представлены выводы по проведённому исследованию, а также подтверждение  и опровержение сформулированных гипотез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА 
 

§1.Рассмотрение понятия личности в трудах отечественных и

зарубежных  социологов 

       В своём первоначальном значении слово  «личность»9 обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре. По сути, этот термин изначально указывал на комическую и трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. 

       Как и у многих понятий у «личности» имеется множество определений. Рассмотрим некоторые из них.

       Личность - это главное в человеке, это  важнейший его социальный признак. Если человек является носителем разнообразных свойств, то личность - это его основное свойство, в котором и проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, к определенной исторической эпохе, культуре и науке. Личность - это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться вглубь понимания поведения человека.  Личность - это понятие, которое выработано для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

       Личность в юриспруденции - это человек как член общества и как носитель индивидуального начала. Главное в юридическом понятии личности - это социальная ценность человека, благодаря которой он признается субъектом различных прав, свобод и обязанностей.

       Таким образом, понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида  как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств  и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, которые образовались в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

       Прежде  чем перейти к общему рассмотрению понятия личности в социологии. Рассмотрим сначала такие понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» для того чтобы чётко разграничить эти понятия и понять в чём их отличия. 

       Итак, Человек – это понятие родовое, которое указывает  на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы, а именно к человеческому роду. 10 По сути своей человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, человек подчиняется всем биологическим и физиологическим законам, как существо социальное  - он часть социума и продукт общественного развития.

       Индивид понимается как отдельный и конкретный человек. Он единичный представитель человеческого рода и является его «первокирпичком».

       Индивидуальность  же - это единство неповторимых свойств  личности конкретного человека. Это также определённое своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения, сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность – является непременно важнейшим признаком личности. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, которые отличают одного индивида от другого.

       Личность  вводится для выделения и подчёркивания  неприродной (социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается, прежде всего, на социальном начале.

       Понятие личность является объектом изучения многих наук: философии, психологии, этики, педагогики и, конечно же, социологии. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Рассмотрим кратко понятие личности в таких дисциплинах как философия, психология и социология. На последнем остановимся более подробно.

       Личность  в философии — это, прежде всего  вопрос о том, какое место человек  занимает в этом мире.  Причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь».

       Если  в античной философии личность выступала  преимущественно как отношение, то в христианстве она понималась как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера, синоним нематериальной души.

         А в философии нового времени,  начиная с французского философа  Р. Декарта, распространяется  уже дуалистическое понимание  личности, и на первый план  выводится проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие «личность» практически сливается с понятием «Я».

       По  И. Канту, человек становится личностью  благодаря самосознанию, которое  отличает его от животных и позволяет  ему свободно подчинять своё Я  нравственному закон. Если психологическая  личность — это лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность — это свобода разумного существа, подчиняющегося «...только тем законам, которые оно (само или, по крайней мере, совместно с другими) для себя устанавливает»11.

       В домарксовской философии личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные и однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой —  это волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом личность оказывается либо абсолютным творцом, либо трагическим страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил (романтики).

         Марксистско-ленинская философия  снимает эти противоположности. Если «сущность человека» не «...абстракт, присущий отдельному индивиду», а «...совокупность всех общественных отношений»12, то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается своего смысла. Мир перестаёт быть простой совокупностью «внешних» вещей, и становится человеческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу.

       Основа  формирования личности, как в филогенезе, так и в онтогенезе — это общественно-производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Карл Маркс говорил, что личность как «...индивидуальное общественное существо...»13 детерминирована не только наличной системой общественных отношений и унаследованной от прошлого культурой, но и обусловлена  своими биологическими особенностями.

       Немецкая  классическая философия – это  Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель.14 Их философия внесла огромный вклад в разработку философского понятия личности. Главное преимущество их идеалистических взглядов в целом состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделённую огромным преобразующим потенциалом.

       Согласно  Гегелю личность - это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл её состоит в том, что бы путём развития самосознания прийти к полному осознанию себя.

       В психологии под личностью чаще всего  подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные  психические процессы индивида и  сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда понятно, что личность в психологии - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

       Психолог  С. Л.Рубинштейн характеризовал личность таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.15 Вот почему способность обдумывать поступки и отвечать за них, способность к деятельности есть существенный признак личности.

       Необходимо  отметить роль в разработке понимания  личности и индивидуальности психологов психоаналитического направления. Его основатель, психолог Зигмунд Фрейд, доказал присутствие в человеческой индивидуальности ещё два уровня: бессознательное – это несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, то есть, устойчивые системы подавленных влечений. Сверхсознательное - это система контроля, которая вытесняет из сознания недопустимые влечения. А из памяти вытесняет слишком травмирующие или позорные воспоминания.16

         Итак, теперь рассмотрим собственно  социологическое понимание личности. В социологической трактовке личности отражается именно мера социального в человеке и мера его включённости в социальные отношения. Карл Маркс писал, что понятие «личность» не её борода или кровь, и не абстрактная физическая природа, а её социальное качество. 17

       Личность - это существо общественное. Это понятие позволяет выделить внеприродную и надприродную сущность человека. И обратить научное внимание на его социальное начало и его сущность. Личность - это результат развития индивида и полное воплощение социальных качеств человека.

       Как личность человек прошёл определённую эволюцию. В первобытные времена человек характеризовался приспособительной деятельностью, в то время как наш современник имеет более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность всё полнее формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества, и становилась всё более концентрированной субстанцией его собой общественной природы.

       И.С.Кон  рассматривал личность как субъект отношений сознательной деятельности при влиянии всей предшествующей истории на её развитие. Человек личностью не рождается, а он ею становится»18.

     В. А. Ядов подчёркивал в личности социальную составляющую: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности “общения”».  19

        В социологии личность — это не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включён, и те социальные функции и  роли, которые он в ней выполняет.

         Социальное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых накоплена предшествующая история человечества. Можно сказать, что каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории.

       Тема  проблемы личности в социологии является одной из наиболее интересных и актуальных. П.Л. Лавров считал, что теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества. И утверждал, что общества существуют лишь в личностях и их составляющих и без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, и гибель цивилизации. 20

       Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности. В 20 веке проблемой личности занимались такие ученые, как П.А. Сорокин, Г.И. Челпанов, М.Я. Басов, Л.С. Выгодский, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский.

       В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется  тем, что сегодняшний мир, где  большинство стран избрали демократический  путь развития, основан на гражданском  обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, и участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, а они являются дефицитом в современном государстве. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, и не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.  Ведь личность является основой для развития общества.

Информация о работе Становление личности юриста