Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:30, дипломная работа
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить факторы и условия формирования личности;
3.Провести сравнительный анализ эффективности процесса становления личности студентов – юристов ПГУ и ТЮИ МВД ПМР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в трудах отечественных и зарубежных социологов…………………………………………………………………………………10
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ ценностных ориентаций и мотивов поступления студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ имени Т. Г. Шевченко………………………………………………………………………………….36
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Частотные и процентные распределения ответов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
§1.Понятие личности в
трудах отечественных и зарубежных социологов……………………………………………………
§2. Факторы и условия формирования личности – юриста……………….26
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТЮИ МВД ПМР И ПГУ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1.Сравнительный анализ
ценностных ориентаций и мотивов поступления
студентов на примере ТЮИ МВД ПМР и ПГУ
имени Т. Г. Шевченко…………………………………………………………
§2. Особенности становления личности юриста в Приднестровских
ВУЗах…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Частотные и процентные распределения
ответов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В XXI веке общество испытывает острую потребность в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего государства. Неоспорим тот факт, что авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. В настоящее время эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобрели глубокие знания юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, сознательно принимающие решения и несущие ответственность за свои поступки.
В
новых условиях образовательной
системы высокий уровень
Формирование личности представляет собой процесс её становления и развития под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. И это становление всегда происходит очень сложно и неоднозначно.
В современном мире проблема становления человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что в сегодняшнем мире, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества и государства, являются дефицитом в современном мире. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, и не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире. Ведь личность является основой для развития всего общества.
Сегодня общество переживает бум в юридическом образовании. Эта специальность на рынке образовательных услуг стала одной из самых востребованных. И это объясняется не только спросом на юристов, но и спецификой профессии, так как многие связывают ее, в частности, с достаточно высокой зарплатой и престижностью. О.Е. Кутафин справедливо указывает на то, что «Казалось бы, все мы, юристы, и те, кто занимается подготовкой кадров, должны были бы радоваться возникшему взрыву. Но должен сказать, что на самом деле мы весьма огорчены и испытываем опасение, от того что скоро в нашей стране настоящих юристов не останется, так как они растворятся в бесконечном потоке готовящихся юристов, которые никому не нужны из-за профессиональной непригодности».1 Также нельзя не согласиться с В.Н. Бибило: «Главным в подготовке специалистов с высшим юридическим образованием является формирование личности, которая способна к саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо отказаться от такой системы обучения, при которой учебная деятельность сводится только к процессу передачи знаний».2
Образование не должно сводит задачу только к совершенствованию обучения, оно должно формулировать заказ на формирование самой личности. Для этого необходимо создавать условия для духовного, культурного и интеллектуального роста обучающихся и их самоутверждения в жизни.
При
этом достижение этой цели тесно связано
с созданием условий для
Направленность образовательной системы на личностное формирование необходима для совершенствования образования в целом и юридического в том числе.
Так как именно на представителей данной профессии, юристов, в современных условиях возлагаются очень ответственные задачи, решение которых способно оказать влияние на становление и развитие гражданского общества в стране. Ведь юрист, не будучи социально и профессионально зрелой личностью, но наделенный властными полномочиями, не просто не эффективен, а социально опасен.
Проблемой личности и её становлением интересовались многие известные социологи. Такие как Н. К. Михайловский, Б. А. Кистяковский, Де Роберти, Н. А. Бердяев, Г. В. Плеханов, и многие другие. Они раскрывали понятие личность через понятие свободы, ответственности, самосознания и саморазвития. Проблема становления личности настолько многогранна, что решение этой проблемы объединило в себе и социологов, и психологов, и философов, и педагогов, и историков и даже политологов и экономистов.
Многомерная сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, и образов человека в современной социологии рассматривается в книге Н. В. Лавриненко.4
Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимодействий и субъекта социальной активности. Человеческая личность всегда была и остается на сегодняшний момент одной из самых интригующих тайн, волновавших выдающиеся умы. Например, известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Человеческие истоки лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все»5.
В
книге Ю. Г. Волкова рассматривается
социологическое понимание
Большое внимание формированию личности уделяется в книге С. С. Фролова, где подробно описываются факторы, влияющие на становление личности. Такие как биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт личности.7
Учебное пособие Новиковой С.С. «История развития социологии в России» (Москва-Воронеж, 1996г.) В данном пособии рассматриваются взгляды многих русских социологов на проблему личности.8
Социальная проблема: обусловлена обострившимся в последние годы противоречием между резко возросшей общественной потребностью в достаточно большом количестве компетентных юристов и низким уровнем личностного развития и гражданской ответственности многих выпускников юридических ВУЗов и факультетов.
Научной проблемой данного исследования является противоречие между социальной потребностью и новыми усложнившимися задачами многих высших учебных заведений, по формированию гражданской ответственности будущих юристов.
Цель исследования: получить социологическую информацию о состоянии процесса формирования гражданских качеств личности в юридических ВУЗах.
Объект исследования: студенты юридических специальностей в Приднестровье. ( ТЮИ МВД ПМР и ПГУ им. Т. Г. Шевченко Институт Истории Государства и Права).
Предметом является изучение становления личности студентов юридических специальностей в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.Проанализировать социологическую литературу по проблемам личности и её становления;
2.Определить
факторы и условия
3.Провести
сравнительный анализ
Гипотезы:
1.Исходя из высокой степени распространения социально отрицательных явлений в микросреде (коррупция, взяточничество, злоупотребление своими полномочиями и т. д.), можно предположить значительное несоответствие между идеальной моделью студента - юриста и фактической.
2.Система формирования профессионально значимых личностных качеств студентов юридических специальностей может стать более эффективной при условии более полного учёта в учебно-воспитательном процессе мотивов выбора студентами юридической специальности.
Методы исследования: для решения задач и проверки гипотез исследования используется комплекс методов:
Теоретико-
Научно-практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью постоянного совершенствования инструментария для улучшения качества образования. В сложившихся условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование самостоятельной, инициативной и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности. Одним из путей решения этой задачи является формирование системы гуманистических и гражданских ценностей у студентов-юристов.