Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
- и социальная сторона труда – социальный характер труда, который зависит от сложившихся производственных отношений и всей системы социальных отношений в обществе. Проявляется в следующем:
1. в отношении работника к
собственности, т.е. является
2. в способе включения работника
в совокупный общественный
3. в способе взаимодействия
4. В степени вовлечения
5. той роли, которую играет труд в развитии в самореализации личности и в определении ее социального статуса.
6. в отношении к труду – система оценок, мотивов, ориентаций и установок, связанных с трудом и проявляющихся в реальном трудовом поведении. Выделяют два типа отношений к труду: творческое (когда труд для человека – ценность, цель, он не представляет свою жизнь без труда и стремится к творческой самореализации в данной сфере) и инструментальное (труд для человека – всего лишь средство удовлетворения потребностей, лежащих за пределом трудовой деятельности). С отношением к труду связана проблема отчуждения труда – такое отношение к труду, которое характеризуется настроениями бессмысленности, беспомощности. Настроение бессмысленности возникает в том случае, когда человек выполняет слишком узкую функцию и не видит результатов своего труда или не верит в полезность своего труда. Беспомощность возникает вследствие произвола со стороны собственника или администрации. Настроение отстраненности связано с наличием проблем во взаимодействии и членами трудового коллектива. В марксизме отчуждение труда связывалось с отношениями собственности: лишение работника средств производства приводит его к отчуждению от продукта труда, лишает его заинтересованности и, в конечно итого, ведет к отчуждению от труда как такового.
В настоящее время выделяют помимо отношений собственности другие факторы, влияющие на возникновение отчуждения труда:
1. степень включения работников в процесс управления, возможность заявлять свои права, выдвигать требования, предложения и быть услышанным;
2. система оплаты труда, степень
ее адекватности трудовому
3. степень развитости труда. Отчуждение обычно вызывает тяжелый или монотонный труд, но оно не характерно для работников, занимающихся творческим трудом.
4. степень развитости рабочей
силы. В современном обществе
высокие образование и
Проблема побуждения к труду: стимулы и мотивы трудовой деятельности.
Стимулы – внешние по отношению к человеку факторы, побуждающие его к труду. Выделяют две основные группы стимулов:
На значимости тех или иных стимулов основываются различные теории, концепции управления. Из значимости материальных стимулов исходит научный менеджмент Фредерика Тэйлора.
Составными элементами научного менеджмента являются:
На значимости социальных стимулов основывается теория человеческих отношений. Элтон Мэйлор – профессор индустриальной социологии. Теория была разработана по результатам серии экспериментов, проводившихся в конце 20ых-начале 30-ых годов в городе Хоторн близ Чикаго (Хотторнские эксперименты). В ходе этих экспериментов исследовались различные факторы производительности труда. Сначала проверялось влияние несоциальных факторов, затем обратили внимание на социальные факторы, т.е. собственно человеческие факторы, такие как удовлетворенность работника своей работой, его стремление к достижению определенного статуса, сплоченность группы, в которой работает индивид, взаимоотношения с начальством и с коллегами по работе. Оказалось, что эти факторы играют не меньшую, а иногда даже большую роль в повышении и понижении производительности труда.
Основными принципами теории человеческих отношении являются:
На основе данных принципов были разработаны новые средства повышения производительности труда:
Мотивы – внутренние побуждения к труду. Можно выделить несколько групп мотивов:
Проблема побуждения к труду состоит в том, чтобы с помощью раличным стимулов сформировать позитивную мотивацию труда. В связи с этим представляет интерес теория Двух рядов факторов американского социолога Херцберга. Он выделил два ряда факторов, которые влияют на удовлетворенность работника трудом.
К фактором первого ряда он отнес те, которые связаны с содержанием труда: содержательность трудовых операций, самостоятельность, ответственность, возможность проявить себя и достичь успеха в работе.
К факторам второго ряда были отнесены гигиена окружающей среды, з/п и другие формы материальной заинтересованности, уменьшением продолжительности рабочего дня и др., несвязанные с содержанием труда.
Результаты международного исследования, проведенного под его руководством, показали, что, если улучшение факторов второго ряда позволяет предотвратить неудовлетворенность трудом, то оптимизации факторов первого ряда способствует формированию удовлетворенности трудом.
Таким образом, чтобы заинтересовать человека в работе и повысить производительность его труда, нужно сделать его труд интересным, содержательным, самостоятельным и ответственным.
Положение теории человеческих отношений
и их развитие в последующих теориях
послужили основой для
Социально-трудовые конфликты.
Социально-трудовой конфликт – это противоречие социально-трудовых отношений, которое принимает характер прямого столкновения между различными группами работников, администрацией, между отдельными индивидами и коллективом в целом. Данное противоречие порождает конфликт в том случае, когда противоречие имеет высокую степень остроты, осознается сторонами и степень противостояния между ними достаточно высока. Реализация конфликта зависит от силы потребности в изменениях и от способности к конфликту, т.е. наличия связей, денег, сторонников и др. ресурсов.
Группы и индивиды, связанные, так или иначе, с конфликтом, распадаются на две категории:
По степени остроты социально-трудовые конфликты подразделяются на два вида: антагонистические (может победить только одна сторона, т.к. достижение ею своих целей полностью исключает возможность достижения цели другой стороной, поэтому в данном конфликте действуют по принципу Все или ничего) и неантагонистические (завершается компромиссом, поэтому его еще называют компромиссным конфликтом).
По характеру лежащих в основе причин выделяют объективные (в основе объективные причины) и субъективные (субъективные, личностные причины) конфликты. Чаще всего к социально-трудовым конфликтам приводят следующие причины объективного характера:
К субъективным причинам относятся:
1. принципиальное разногласие в руководстве по вопросам различия производства.
2. несовпадение официально
3. борьба за лидерство между официальным руководителем и неформальным лидером. Любые нападки руководителя только больше сплачивают коллектив вокруг неформального лидера, поэтому руководителю нужно поделиться властью, т.е. советоваться, демонстрировать свое уважение и вообще, управлять коллективом через неформального лидера.
4. несоответствие работника по образованию, квалификации, деловым качествам занимаемому месту.
5. борьба за лидерство между
старым лидером и новым
Очень важно своевременно разрешать конфликты. Затяжной неантагонистический конфликт может перерасти в антагонистический, а обратный стихийный переход уже невозможен. Объективный конфликт, в случае его затягивания, может перерасти в субъективный, когда отношения приобретают устойчивый враждебный характер, и устранение объективной причины уже не приводит к разрешению конфликта. Затягивание конфликта ведет так же к его разрастанию, т.е. в конфликт включаются все новые и новые лица.
Существуют 4 основные модели разрешения конфликта:
Негативными следствиями социально-трудовых конфликтов являются: ухудшение самочувствия людей, формализация общения, свертывание деловых контактов, невыполнение взаимных договоренностей, потерей времени, падение трудовой мотивации, производительности труда, разрушение идентификации и текучесть кадров.
В то же время социально-трудовые конфликты выполняют и положительные функции. К ним относятся:
1. информационная функция, т.е. становится открытой информация, которая необходима многим;