Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
В целом классическая социология, во-первых, рассматривала город как порождение рыночной экономики, капиталистической цивилизации, во-вторых, противопоставляла город деревне в экономическом, политическом, культурном плане, в-третьих, город – сосредоточение всех социальных болезней, поэтому города нуждаются в лечении.
В настоящее время выделяют такие характерные черты города:
Городская общность неоднородна. Это связано не только с разделением труда, но и с постоянным притоком мигрантов, прежде всего, сельских. Поэтому городская культура содержит в себе много вкраплений сельской культуры. Адаптация к городу осложняется тем, что для жизни в нем требует иной культурный потенциал, поэту горожанами в полном смысле слова являются горожане во втором поколении.
Городская общность не просто неоднородна, но и конфликтна. Причинами конфликтов являются:
Основными тенденциями современных городов являются:
Проблемы российских городов во
многом обусловлены характером послереволюционной
организации, которая фактически поглотила
урбанизацию. Новые города строились
по раннекапиталистическому
Большое влияние оказала иерархия городов, в зависимости от их административной значимости: чем крупнее административный центр, тем больше у него возможностей для развития, поскольку он имеет больше финансовых средств.
Ситуация усугубляется тем, что
отсутствует четко
Безработица коснулась так же молодежи, которая утрачивает жизненные перспективы, решает проблемы по средствам незаконных способов или ухода от реальности.
Особенности деревни как соц-тер общности.
Большой вклад в развитие социологии деревни внес Петерим Сорокин. «Изучать постоянные во рвемени и простанстве явления и отношения в сельском социальном мире и анализировать типичные различия между деревней и городом».
Основнеы отличия деревни от города он видел в том, что деревенские жители имеют свою среду обитания – природу, в деревне ограничен список профессий, малое количество мигрантов, в связи с ограниченностью земельных ресурсов. Кроме этого, он считал, что деревенская культура более индивидуализирована и поэтому более богата.
Современные исследователи анализируют особенности деревни, как типа поселения, социальной общности, специфики сельхоз труда и образа жизни.
Во-первых, как тип поселения деревня является связующим звеном между человеком и землей. Отсюда значительная рассредоточенность по территории, относительно небольшое количество жителей и ограниченные возможности для развития коммуникаций.
Во-вторых, сельскохозяйственный дух имеет свою специфику, так как у него нет постоянного ритма в течение квартала и года. Ограничены возможности его автоматизации, механизации в связи с предметом труда, а его результаты часто зависят от факторов, неподвластных крестьянам.
В-третьих, деревенская общность отличается
от городской большей однородность
В-четвертых, деревня создает свою культуру и свой образ жизни, который называется руларизм. Его характерными чертами являются органичная связь с природной средой, слитность труда и быта, т.к. нерабочее время ориентировано на работу в приусадебном хозяйстве. Менее напряженный ритм жизни, чем в городе. Сохраняет собой традиции в сфере труда и быта. Особенностью общения является высокий интерес к личной жизни каждого человека и обсуждение ее в неформальных группах, т.е. сохраняется довольно жесткий неформальный социальный контроль. Кроме этого, преобладают непосредственные личные отношения, гораздо меньшее число анонимных контактов.
Основной тенденцией развития деревни
является ее урбанизация. В связи
с развитием транспортного
В деревню проникают средства цивилизации: благоустроенные дома, происходит так же индустриализация сельскохозяйственного труда.
Проблемы отечественной
Социально-этнические общности и отношения
Этнос. Понятия. Признаки. Исторические формы социально-этнических общностей
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общим происхождением, своей культурой, особенностями психологического склада и самосознания.
Признаки этноса:
Наиболее ранней формой социально-этнических общностей являются родоплеменные общности, в основе которых лежат кровнородственные связи. Племена, как совокупности родов имеют свой диалект, определенные верования, мифы, некоторые особенности формирующейся культуры (обряды, обычаи, танцы, гадания). Для племен характерны так же неполитические формы власти, которые регулируют жизнедеятельность общности. Существует уже связь родоплеменных общностей с определенной территорией. Даже если племя ведет кочевой образ жизни, оно кочует в пределах определенной территории, которую защищает от других кочевников. С разложением первобытно-общинного строя, образуются союзы племен, на основе которых складываются народности. Для народностей характерно развитие хозяйственных связей. На основе племенных диалектов возникает общий язык. Формируется народная культура, а так же особая материальная культура: орудия труда, жилища, одежда. На стадии существования народностей начинает формироваться политические органы власти, что связано с началом формирования государственности. Связь с территорией народности становится постоянной. С разложением феодального строя и развитием капитализма формируются нации, которые являются наиболее развитой формой социально-этнических общностей. Нация – не столь природное, сколько социальное образование. В процессе формирования нации очень большое значение имеют экономические факторы, поэтому одним из главных ее признаков является общность экономической жизни, что проявляется в развитии универсальных экономических отношении и связей и возникновение национального рынка. Для нации характерна не просто территория, а государственность в различных ее формах: унитарное национальное государство или государственное образование в рамках федерации или конфедерации.
Еще одним признаком нации является ее полиэтнический состав, т.е. нация формируется на основе различных этносов.
Существуют так же такие понятия как национальность и этническая группа. Термин национальность используется в двух смыслах:
Этническая группа – это представители того или иного этноса, проживающие за пределами своей национальной территории.
Этническое самосознание. Этноцентризм. Национализм
Этническое самосознание – это осознание своей принадлежности к определенному этносу и осознание своего отличия от других этносов. Для этнического самосознания характерно противопоставление таких понятий как «мы» и «они». Этническое самосознание включает в себя следующие компоненты:
На пересечении этих компонентов этнического самосознания формируются этнические стереотипы.
Этнические стереотипы – обобщенные и эмоционально окрашенные образы-представления о своем народе и других народах. Образы-представления о своих народах – автостереотипы, о других – гетеростереотипы. Этнические стереотипы очень устойчивы, поскольку формируются еще в условиях первичной социализации. Поэтому они продолжают существовать, даже если практика межэтнического взаимодействия их опровергает. Характерной особенностью является то, что всегда автостереотипы имеют более положительную окраску, чем гетеростереотипы.
Этническое самосознание формируется
с помощью следующих