Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

В целом классическая социология, во-первых, рассматривала город как  порождение рыночной экономики, капиталистической цивилизации, во-вторых, противопоставляла город деревне в экономическом, политическом, культурном плане, в-третьих, город – сосредоточение всех социальных болезней, поэтому города нуждаются в лечении.

В настоящее время выделяют такие  характерные черты города:

  • Высокая концентрация населения в связи с концентрацией рабочих мест;
  • Интенсивное разделение труда;
  • Занятость населения главным образом в сферах индустрии, науки, образования, культуры, информации и услуг;
  • Особая пространственная организация: особенности застройки;
  • Формирование социальной инфраструктуры, вследствие чего города являются сосредоточением глав цивилизации;
  • Особый образ жизни – урбанизм. Для городского образа жизни характерны такие особенности, как
  • преобладание вещественных контактов над личными;
  • избирательность общения, которая происходит главным образом по месту учебы или работы, а не по месту жительства;
  • многообразие культурных стереотипов;
  • большое количество анонимных контактов;
  • ослабление неформального социального контроля.

 

Городская общность неоднородна. Это связано не только с разделением труда, но и с постоянным притоком мигрантов, прежде всего, сельских. Поэтому городская культура содержит в себе много вкраплений сельской культуры. Адаптация к городу осложняется тем, что для жизни в нем требует иной культурный потенциал, поэту горожанами в полном смысле слова являются горожане во втором поколении.

Городская общность не просто неоднородна, но и конфликтна. Причинами конфликтов являются:

  • приоритет производственных интересов над общими территориальными интересами;
  • большие различия в жилищных условиях населения;
  • деградация условий городской жизни.

 

Основными тенденциями современных  городов являются:

  1. децентрализация городов в связи с децентрализацией экономики. Современная техника и технологии не требуют сосредоточения огромных масс людей в одном месте;
  2. утрата престижности городским центром. Состоятельное население перемещается в пригород, где лучше экологическая обстановка;
  3. социальное усреднение городов. Большую часть городских жителей поставляют представители среднего класса.

 

Проблемы российских городов во многом обусловлены характером послереволюционной организации, которая фактически поглотила  урбанизацию. Новые города строились  по раннекапиталистическому образцу, т.е. вокруг производств. При этом, не строилось постоянное жилье.  Отсюда неизбежными являются такие острые проблемы как экологическая и жилищная, при чем острота этих проблем только нарастает.

 

Большое влияние оказала иерархия городов, в зависимости от их административной значимости: чем крупнее административный центр, тем больше у него возможностей для развития, поскольку он имеет больше финансовых средств.

Ситуация усугубляется тем, что  отсутствует четко сформулированная городская политика. Недостаток средств у большинства городов, помноженный на коррупцию чиновников ведет к предельной запущенности городского хозяйства. Существуют так же проблемы, обусловленные современным экономическим кризисом – рост безработицы и снижение уровня жизни населения. А это в свою очередь ведет к росту преступности и других видов девиантного поведения.

Безработица коснулась так же молодежи, которая утрачивает жизненные перспективы, решает проблемы по средствам незаконных способов или ухода от реальности.

 

Особенности деревни  как соц-тер общности.

 

Большой вклад в развитие социологии деревни внес Петерим Сорокин. «Изучать постоянные во рвемени и простанстве явления и отношения в сельском социальном мире и анализировать типичные различия между деревней и городом».

Основнеы отличия деревни от города он видел в том, что деревенские жители имеют свою среду обитания – природу, в деревне ограничен список профессий, малое количество мигрантов, в связи с ограниченностью земельных ресурсов. Кроме этого, он считал, что деревенская культура более индивидуализирована и поэтому более богата.

Современные исследователи анализируют  особенности деревни, как типа поселения, социальной общности, специфики сельхоз  труда и образа жизни.

Во-первых, как тип поселения  деревня является связующим звеном между человеком и землей. Отсюда значительная рассредоточенность по территории, относительно небольшое количество жителей и ограниченные возможности для развития коммуникаций.

Во-вторых, сельскохозяйственный дух  имеет свою специфику, так как  у него нет постоянного ритма в течение квартала и года. Ограничены возможности его автоматизации, механизации в связи с предметом труда, а его результаты часто зависят от факторов, неподвластных крестьянам.

В-третьих, деревенская общность отличается от городской большей однородностью этнического состава, меньшей подвижностью населения по вертикали и горизонтали, меньшей социальной дифференциацией и больше сплоченностью.

В-четвертых, деревня создает свою культуру и свой образ жизни, который  называется руларизм. Его характерными чертами являются органичная связь с природной средой, слитность труда и быта, т.к. нерабочее время ориентировано на работу в приусадебном хозяйстве. Менее напряженный ритм жизни, чем в городе. Сохраняет собой традиции в сфере труда и быта. Особенностью общения является высокий интерес к личной жизни каждого человека и обсуждение ее в неформальных группах, т.е. сохраняется довольно жесткий неформальный социальный контроль. Кроме этого, преобладают непосредственные личные отношения, гораздо меньшее число анонимных контактов.

 

Основной тенденцией развития деревни  является ее урбанизация. В связи  с развитием транспортного сообщения  постоянными становятся контакты с  городом. Городская культура проникает  так же через СМИ (любимое занятие  – просмотр телевидения), а так же благодаря деревенским мигрантам, которые, переехав в город, долгое время не порывают связи с деревней и привносят туда стандарты городского образа жизни.

В деревню проникают средства цивилизации: благоустроенные дома, происходит так  же индустриализация сельскохозяйственного труда.

 

Проблемы отечественной деревни  связаны с тем, что она всегда занимала второстепенное положение по отношению к городу. Идеологической причиной этого было то, что передовым классом общества провозглашался промышленный рабочий класс, а на крестьянство смотрели с подозрением, как на носителя частнособственнической психологии. Политическая причина состояла в том, что страна после революции оказалась во враждебном окружении, необходимо было укреплять оборону, а оборонная отрасль сосредоточена в городе. Но главная причина – экономическая: требовалось ускоренное проведение индустриализации, а для этого нужны были средства, источником которых стала деревня. Именно для этого была проведена сплошная коллективизация. Ликвидация частной собственности привела к жесткому административному контролю и к воспроизводству в деревне полуфеодальных отношений (1. крестьяне были фактически прикреплены к земле, т.к. не имели общегражданских паспортов и не могли уйти из деревни, 2. крестьяне работали почти бесплатно в коллективном хозяйстве, 3. выплачивали множество налогов, как в денежной, так и в натуральной форме, фруктовые деревья вырубались; все это привело к крайнему отчуждению крестьян от процесса труда как такового, что стало главным препятствием для реформирования деревни в современных условиях).

 

 

 

Социально-этнические общности и отношения

Этнос. Понятия. Признаки. Исторические формы социально-этнических общностей

Этнос – исторически сложившаяся  на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общим происхождением, своей культурой, особенностями психологического склада и самосознания.

Признаки этноса:

  1. наличие своей территории, которая определяет способы хозяйствования этноса и тем самым его образ жизни в целом; обеспечивает суверенность этноса, в связи с чем, территория приобретает черты святости в глазах этноса; под территорией в широком смысле понимают экологическую нишу, которая включает в себя не только землю, но и гидросферу и атмосферу. Территория является обязательным признаком этноса в процессе его формирования, но в последующем, этнос может утратить связь со своей исторической территорией;
  2. наличие этнонима, т.е. самоназвания, посредствам которого этнос выделяет себя из других этносов;
  3. культура, традиции, обычаи, ценности, мировоззрения, т.е. формирование особых образов мира. Средства трансляции, т.е. передачи культуры – язык;
  4. особенности психологического склада, которые объединяются таким понятием, как национальный характер;
  5. общая историческая судьба, героическое прошлое, совместно прожитые трудности, герои, общая ориентации, цели, относительно будущего – это то, что способствует сплочению этноса;
  6. самосознание.

 

Наиболее ранней формой социально-этнических общностей являются родоплеменные  общности, в основе которых лежат кровнородственные связи. Племена, как совокупности родов имеют свой диалект, определенные верования, мифы, некоторые особенности формирующейся культуры (обряды, обычаи, танцы, гадания). Для племен характерны так же неполитические формы власти, которые регулируют жизнедеятельность общности. Существует уже связь родоплеменных общностей с определенной территорией. Даже если племя ведет кочевой образ жизни, оно кочует в пределах определенной территории, которую защищает от других кочевников. С разложением первобытно-общинного строя, образуются союзы племен, на основе которых складываются народности. Для народностей характерно развитие хозяйственных связей. На основе племенных диалектов возникает общий язык. Формируется народная культура, а так же особая материальная культура: орудия труда, жилища, одежда.  На стадии существования народностей начинает формироваться политические органы власти, что связано с началом формирования государственности. Связь с территорией народности становится постоянной. С разложением феодального строя и развитием капитализма формируются нации, которые являются наиболее развитой формой социально-этнических общностей. Нация – не столь природное, сколько социальное образование. В процессе формирования нации очень большое значение имеют экономические факторы, поэтому одним из главных ее признаков является общность экономической жизни, что проявляется в развитии универсальных экономических отношении и связей и возникновение национального рынка. Для нации характерна не просто территория, а государственность в различных ее формах: унитарное национальное государство или государственное образование в рамках федерации или конфедерации.

Еще одним признаком нации является ее полиэтнический состав, т.е. нация  формируется на основе различных  этносов.

Существуют так же такие понятия  как национальность и этническая группа. Термин национальность используется в двух смыслах:

  1. как обозначение принадлежности к той или иной нации;
  2. как обозначение переходной ступени развития от народности к нации.

 

Этническая группа – это представители того или иного этноса, проживающие за пределами своей национальной территории.

 

Этническое самосознание. Этноцентризм. Национализм

Этническое самосознание – это  осознание своей принадлежности к определенному этносу и осознание своего отличия от других этносов. Для этнического самосознания характерно противопоставление таких понятий как «мы» и «они». Этническое самосознание включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный: знание истории своего народа в контексте общемировой истории; знание своей культуры, а так же наличие определенного знание о культурах других народов;
  • эмоционально-чувственный: национальные чувства в широком диапазоне от национальной гордости до  национального унижения;
  • мировоззренческий: цели этноса, его представление о своей исторической судьбе, своем будущем, образ мира;
  • регулятивный: включает в себя потребности, интересы этноса, их ценностные ориентации в  различных сферах жизнедеятельности и социальные нормы.

На пересечении этих компонентов  этнического самосознания формируются этнические стереотипы.

Этнические стереотипы – обобщенные и эмоционально окрашенные образы-представления  о своем народе и других народах. Образы-представления о своих  народах – автостереотипы, о других – гетеростереотипы. Этнические стереотипы очень устойчивы, поскольку формируются еще в условиях первичной социализации. Поэтому они продолжают существовать, даже если практика межэтнического взаимодействия их опровергает. Характерной особенностью является то, что всегда автостереотипы имеют более положительную окраску, чем гетеростереотипы.

Этническое самосознание формируется  с помощью следующих механизмов:

    • самоидентификация – отождествление себя с определенным этносом;
    • механизм предпочтения – люди всегда лучше знают свой народ и гораздо хуже другие, а то, что неизвестно вызывает настороженность;
    • механизм – категоризации, люди склонны рассматривать элементы, относящиеся к одной катгории, например, свойство одного этноса, как сходные, а элементы, относящиеся к разным категориям,т.е. свойства этносов как различные
    • механизм иллюзорной корреляции, т.е. выхватываются 2-3 черты, подмеченные представителями какого-либо этноса и переносится на характеристику этноса в целом;
    • особенностью этнического самосознания является этноцентризм – утсановка на то, чтобы оценивать другие этносы с помощью эталонов своей культуры. Для эгоцентризма характерно преувеличение своих этнических особенностей, высокая ценность, значимость своей культуры. 

Информация о работе Социология как наука