Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

2. социализирующая функция, означающая  приобретение социального опыта,  который невозможно получить  в обычных условиях;

3. функция нормализации социально-психологического климата в коллективе;

4. инновационная функция. Суть  ее в том, что существующая  проблема получает официальное  признание и вследствие этого  конфликт стимулирует назревшие  изменения.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

Предмет экономической  социологии, основные понятия и задачи.

Отрасль социологического знания, изучающая  взаимосвязь экономики с другими  сферами общественной жизни, взаимодействие экономических и социальных факторов в процессе развития общества. При  этом экономика анализируется с точки зрения социальной структуры, т.е  экономические явления и процессы рассматриваются как результат взаимодействия, деятельности различных социальных групп, классов, слоев, которые занимают разное положение в обществе, имеют различные интересы, и поэтому различаются так же характером экономического поведения. Предпосылки экономической социологии содержатся уже в трудах классиков социологии Спенсера, Дюркгейма, Макса Вебера.

Спенсер изучал происхождение и  роль социальных институтов в сфере экономики, а именно, системы органов питания, распределительной системы, системы поддержания жизни, распределительной системы и регулятивной, монетарной системы.

Дюркгейм исследовал происхождение, развитие и проблемы общественного  разделения труда.

Макс Вебер показал роль протестантской этики в становлении экономических  отношений капитализма и формировании экономического человека.

Американский ученый Смелзер считает, что основные проблемы современной  экономической социологии восходят к научному вклады и конфликту двух великих европейцев – Карла Маркса и Макса Вебера. Маркс решающее значение придавал экономической сфере общества, производной от которой являются социальная структура, политическая система, культура, идеология. Вебер подходил с другой стороны, акцентируя внимание на воздействии культуры, типа религии, на экономическое развитие. Смэлзер считает, что при этом складывается представление об общем характере взаимодействия: экономика влияет на культуру, а культура на экономику.

Значительный вклад в становление экономической социологии внесли так же американские ученые, которые исследовали влияние первичных социальных групп на экономическое развитие. Речь идет, прежде всего, о неформальных группах работников на предприятии и о семье.

Основным понятие экономической социологии является экономическое поведение. В широком смысле это поведение людей в сфере экономики. Однако не всякое поведение людей в этой сфере является действительно экономическим. Экономическое поведение людей в узком и в то же время в полном смысле этого слова – это система социальных действий, которое связаны с использованием разных по функциям назначению, ценности ресурсов, которые направлены на получение выгоды.  В таком поведении действует принцип минимизации расходов и максимизации прибыли на основе рационального расчета. Регулируется экономическое поведение нормами, правилами, которые закреплены в законах, традициях, стереотипах обыденной жизни, в соглашениях между людьми и которые являются обязательными для всех легально действующих субъектов.

Экономическое поведение может  иметь разную степень рациональности. В условиях рыночной неопределенности, всякое экономически целесообразное действие связано с риском, и поэтому  не всегда удается достичь положительного баланса между доходами и расходами. Отрицательный результат может быть обусловлен отсутствие полной и полезной информации о параметрах окружающей среды, о деятельности конкурентов и партнеров с деструктивным поведением внутри фирмы и с недостаточной компетенцией лиц, принимающих решения.

Основные виды экономического поведения  связаны с фазами воспроизводственного цикла, поэтому выделяют:

    • производственное поведение – накопление, концентрация материальных, технологических, интеллектуальных, организационных ресурсов, их соединения, комбинирования, с целью получения товаров с определенными потребительскими свойствами и получение дохода от их обращения на рынке. Субъектами производственного потребления являются товаропроизводители;
    • распределительное поведение соединяет различные ресурсы с рыночными субъектами и обеспечивает перераспределение этих ресурсов от одного субъекта к другому. Субъектами являются собственники;
    • обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ по каналам рынка. Субъектами выступают по отношению друг к другу как продавцы и покупатели;
    • потребительское поведение – извлечение из товарного (рыночного) оборота товаров, присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения своих потребностей. Субъекты – потребители.

 

С экономическим поведением тесно связано понятие экономический человек – человек, осознающий свои стремления, информированный ответственный, обладающий свободой воли и просчитывающий последствия своих действий, т.е. он обладает рациональным сознанием и рациональным поведением. Следовательно, экономический человек – это субъект экономического поведения в полном смысле этого слова.

К основным понятиям экономической  социологии относятся так же:

социальный  обмен, как ведущая форма взаимодействия между людьми, в ходе которого они способны обмениваться различными выгодами – деньгами, товарами, информациями, престижем;

конкуренция – столкновение различных и даже противоположных интересов индивидов или групп, которые стремятся обойти друг друга и получить одностороннее преимущество;

социальный контракт – соглашение между социальными группами, классами на компромиссной основе ради сохранения стабильности.

В самостоятельную науку экономическая  социология выделилась в 50-е годы XX века в США, в нашей стране – только в 80-е годы. Наиболее крупной представители современной экономической социологии, такие как Парсон, Смелзер и Мур, рассматривают экономическую сферу как подсистему социального целого, как совокупность статусов и ролей, связанных с производством и распределением экономических благ. С 70-х годов возрос интерес к сравнительному анализу экономического роста в разных странах, влияние на него социального неравенства, политической системы, образования и культуры. В настоящее время соновными задачами являются:

1. изучение экономического поведения в стабильных предсказуемых условиях, когда люди могут планировать своих доходы и расходы;

2. изучение экономического поведения  в условиях перемен, когда происходи  модернизации общества.

 

 

Модернизация общества: сущность, виды, пути, результаты. Проблема выбора варианта развития.

Системный переход от традиционного  к современному, индустриальному обществу, когда изменения происходят во всех сферах общества, при этом изменения в одной сфере неизменно влекут за собой изменения в других сферах.

Традиционным называется общество докапиталистическое с аграрным укладом, экономикой домашнего хозяйства, с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое тяготеет к сословному закреплению. Развивается традиционное общество замедленными темпами. В основе механизма его регуляции лежит традиция. Социальная структура обладает устойчивостью. Существует единая культурная система, индивиды несвободны, их действия жестко регламентированы и постоянно контролируются.

Индустриальное общество основано на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине труда, экономике национального хозяйства, общем рынке, конкуренции. Социальная структура подвижна, происходит нарастание социальной мобильности и социальной дифференциации. Дифференцирована так же культура. Индивиды свободны и эта свобода сочетается с общими принципами совместной деятельности. Выделяют первичную и вторичную модернизацию. Первичная модернизация – зарождение центром индивидуально-рыночной культуры в мини развитых странах. Вторичная модернизация характерна для отстающих стран и осуществляется под воздействием контактов с развитыми странами и с использованием их образцов. 

Существуют различные пути модернизации общества:

- эволюционный путь, когда современное  общество постепенно рождается  из деятельности мелких собственников;

- осуществление модернизации сверху, активной частью политической  элиты, которая руководствуется  не только своими корыстными  интересами, но и рациональными  соображениями. При этом для нее характерно заблуждение, что если они сами понимают необходимость преобразований, то легко в этом убедят и народ;

- осуществление модернизации интервентами  и когда политически более  сильные государства навязывают  свои рецепты более слабым  странам.

 

Результаты:

  1. изменение социальных институтов, которые переориентируются с поощрения коллективных усилий на поощрение индивидуальных усилий и возникновение нового институционального порядка, аналогичного западному.
  2. высшей ценностью становятся свобода и права личности;
  3. утверждение представительных начал демократии;
  4. формирование правового государства и гражданского общества. Правовое государство – верховенство закона и равенство всех перед законом. Гражданское общество существует на основе саморегуляции, его ядром является свободная личность и гражданское общество ограничивает власть государства;
  5. возникновение плюрализма во всех сферах общественной жизни. В экономике – сосуществование различных форм собственности, в политике – различные идеологии, многопартийность, в культуре – многообразие культур;
  6. установление социального мира, поскольку все основные проблемы позади и не остается почвы для острых социальных конфликтов.

 

Проблемы выбора варианта развития актуальна и для российского  общества, поскольку хотя Россия довольно развита в индустриальном плане, но в советские году искусственно ограничивалось развитие рыночных отношений и соответственно конкуренции.

Неудачи преобразований 90-х годов  были обусловлены тем, что они  стали осуществляться по западным рецептам без учета социокультурных особенностей России. Западная и российская культуры противоположны по своим основополагающим принципам. В основе заданной культуры лежит принцип индивидуализма, приоритет прав и свобод личности. А в основе российской культуры – принцип коллективизма и, следовательно, приоритет общества и общности в целом.

Многие западные авторы отмечают, что коллективизм или, как они  его называют, коммунитаризм, обладает большим мобилизационным потенциалом  для модернизации. Об этом свидетельствует  и опыт некоторых азиатских стран.

Ситуация усугубляется отсутствием объединительной национальной идеи. В нашей стране невозможна идея национализма, рынок – средство, а не цель… Отсутствие такой идеи обуславливает непонимание цели преобразований, понижение уровня согласия и сотрудничества общества. Идея социальной справедливости близка российской ментальности, но она предполагает учет интересов всех социальных групп, и обеспечение равных прав на жизнь, свободу, собственность, труд, отдых, безопасность, независимо от национальности, пола, возраста, профессии и т.д.

 

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Понятие личности, ее структура, социальные типы личности

В отношении человека используются разные понятия: человек, индивид, индивидуальность и личность. Человек – это целостное  билсоциальное существо в единстве его природных и социальных качества. Данное понятие является наиболее широким Ии означает принадлежность к биологическом виду homo sapiens и человеческому роду.

Индивид – единичный представитель  целого, т.е. биологического вида, человеческого  рода, общества, народа, социальной группы.

Индивидуальность означает уникальное сочетание природных и социальных качеств индивида, т.е. то, что отличает одного индивида от других.

Личность – устойчивая система  социальных качеств, которая формируется  в процессе предметной деятельности и в общении с другими людьми.

Следовательно, индивид как представительно  биологического вида может существовать вне общества, а личность может  быть сформирована только в обществе. Личность содержит в себе как индивидуальные, так и типические признаки.

При системном подходе к изучению личности в ее структуре выделяют две подсистемы: внутреннюю (т.е. мир  сознания, который скрыт от других) и внешнюю (т.е. мир деятельности, который открыт для других людей).

Внутреннюю подсистему образуют следующие  элементы:

    • Знания, которые подразделяются на оперативную информацию и память;
    • Потребности, ощущения нужду в чем-то необходимом для функционирования организма и  личности;
    • Интересы, которые представляют собой осознанные потребности;
    • Мотивы – внутренние побуждения к активности в той или иной деятельности;
    • Ценностные ориентации, т.е. ориентации на различные социальные ценности, которые могут служить целями личности и средствами их достижения;
    • Установки – предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении того или иного объекта.

Информация о работе Социология как наука