Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
2. социализирующая функция,
3. функция нормализации социально-психологического климата в коллективе;
4. инновационная функция. Суть
ее в том, что существующая
проблема получает официальное
признание и вследствие этого
конфликт стимулирует
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Предмет экономической социологии, основные понятия и задачи.
Отрасль социологического знания, изучающая
взаимосвязь экономики с
Спенсер изучал происхождение и роль социальных институтов в сфере экономики, а именно, системы органов питания, распределительной системы, системы поддержания жизни, распределительной системы и регулятивной, монетарной системы.
Дюркгейм исследовал происхождение, развитие и проблемы общественного разделения труда.
Макс Вебер показал роль протестантской
этики в становлении
Американский ученый Смелзер считает, что основные проблемы современной экономической социологии восходят к научному вклады и конфликту двух великих европейцев – Карла Маркса и Макса Вебера. Маркс решающее значение придавал экономической сфере общества, производной от которой являются социальная структура, политическая система, культура, идеология. Вебер подходил с другой стороны, акцентируя внимание на воздействии культуры, типа религии, на экономическое развитие. Смэлзер считает, что при этом складывается представление об общем характере взаимодействия: экономика влияет на культуру, а культура на экономику.
Значительный вклад в становление экономической социологии внесли так же американские ученые, которые исследовали влияние первичных социальных групп на экономическое развитие. Речь идет, прежде всего, о неформальных группах работников на предприятии и о семье.
Основным понятие экономической социологии является экономическое поведение. В широком смысле это поведение людей в сфере экономики. Однако не всякое поведение людей в этой сфере является действительно экономическим. Экономическое поведение людей в узком и в то же время в полном смысле этого слова – это система социальных действий, которое связаны с использованием разных по функциям назначению, ценности ресурсов, которые направлены на получение выгоды. В таком поведении действует принцип минимизации расходов и максимизации прибыли на основе рационального расчета. Регулируется экономическое поведение нормами, правилами, которые закреплены в законах, традициях, стереотипах обыденной жизни, в соглашениях между людьми и которые являются обязательными для всех легально действующих субъектов.
Экономическое поведение может иметь разную степень рациональности. В условиях рыночной неопределенности, всякое экономически целесообразное действие связано с риском, и поэтому не всегда удается достичь положительного баланса между доходами и расходами. Отрицательный результат может быть обусловлен отсутствие полной и полезной информации о параметрах окружающей среды, о деятельности конкурентов и партнеров с деструктивным поведением внутри фирмы и с недостаточной компетенцией лиц, принимающих решения.
Основные виды экономического поведения связаны с фазами воспроизводственного цикла, поэтому выделяют:
С экономическим поведением тесно связано понятие экономический человек – человек, осознающий свои стремления, информированный ответственный, обладающий свободой воли и просчитывающий последствия своих действий, т.е. он обладает рациональным сознанием и рациональным поведением. Следовательно, экономический человек – это субъект экономического поведения в полном смысле этого слова.
К основным понятиям экономической социологии относятся так же:
социальный обмен, как ведущая форма взаимодействия между людьми, в ходе которого они способны обмениваться различными выгодами – деньгами, товарами, информациями, престижем;
конкуренция – столкновение различных и даже противоположных интересов индивидов или групп, которые стремятся обойти друг друга и получить одностороннее преимущество;
социальный контракт – соглашение между социальными группами, классами на компромиссной основе ради сохранения стабильности.
В самостоятельную науку
1. изучение экономического поведе
2. изучение экономического
Модернизация общества: сущность, виды, пути, результаты. Проблема выбора варианта развития.
Системный переход от традиционного к современному, индустриальному обществу, когда изменения происходят во всех сферах общества, при этом изменения в одной сфере неизменно влекут за собой изменения в других сферах.
Традиционным называется общество докапиталистическое с аграрным укладом, экономикой домашнего хозяйства, с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое тяготеет к сословному закреплению. Развивается традиционное общество замедленными темпами. В основе механизма его регуляции лежит традиция. Социальная структура обладает устойчивостью. Существует единая культурная система, индивиды несвободны, их действия жестко регламентированы и постоянно контролируются.
Индустриальное общество основано на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине труда, экономике национального хозяйства, общем рынке, конкуренции. Социальная структура подвижна, происходит нарастание социальной мобильности и социальной дифференциации. Дифференцирована так же культура. Индивиды свободны и эта свобода сочетается с общими принципами совместной деятельности. Выделяют первичную и вторичную модернизацию. Первичная модернизация – зарождение центром индивидуально-рыночной культуры в мини развитых странах. Вторичная модернизация характерна для отстающих стран и осуществляется под воздействием контактов с развитыми странами и с использованием их образцов.
Существуют различные пути модернизации общества:
- эволюционный путь, когда современное общество постепенно рождается из деятельности мелких собственников;
- осуществление модернизации
- осуществление модернизации
Результаты:
Проблемы выбора варианта развития актуальна и для российского общества, поскольку хотя Россия довольно развита в индустриальном плане, но в советские году искусственно ограничивалось развитие рыночных отношений и соответственно конкуренции.
Неудачи преобразований 90-х годов
были обусловлены тем, что они
стали осуществляться по западным рецептам
без учета социокультурных
Многие западные авторы отмечают,
что коллективизм или, как они
его называют, коммунитаризм, обладает
большим мобилизационным
Ситуация усугубляется отсутствием объединительной национальной идеи. В нашей стране невозможна идея национализма, рынок – средство, а не цель… Отсутствие такой идеи обуславливает непонимание цели преобразований, понижение уровня согласия и сотрудничества общества. Идея социальной справедливости близка российской ментальности, но она предполагает учет интересов всех социальных групп, и обеспечение равных прав на жизнь, свободу, собственность, труд, отдых, безопасность, независимо от национальности, пола, возраста, профессии и т.д.
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности, ее структура, социальные типы личности
В отношении человека используются разные понятия: человек, индивид, индивидуальность и личность. Человек – это целостное билсоциальное существо в единстве его природных и социальных качества. Данное понятие является наиболее широким Ии означает принадлежность к биологическом виду homo sapiens и человеческому роду.
Индивид – единичный представитель целого, т.е. биологического вида, человеческого рода, общества, народа, социальной группы.
Индивидуальность означает уникальное
сочетание природных и
Личность – устойчивая система социальных качеств, которая формируется в процессе предметной деятельности и в общении с другими людьми.
Следовательно, индивид как представительно биологического вида может существовать вне общества, а личность может быть сформирована только в обществе. Личность содержит в себе как индивидуальные, так и типические признаки.
При системном подходе к изучению личности в ее структуре выделяют две подсистемы: внутреннюю (т.е. мир сознания, который скрыт от других) и внешнюю (т.е. мир деятельности, который открыт для других людей).
Внутреннюю подсистему образуют следующие элементы: