Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
На переходных этапах общественного развития наиболее важное значение имеют субкультурные различия, т.к. на первый план выдвигается конфликт ценностей. По результатам социологического исследования, проведенного в разных социальных группах населения Перми с использование веберовской технологии были выделены следующие социокультурные типы личности: традиционный, современный и маргинальный.
Принадлежность к тому или иному социокультурному типу означает наличие определенной жизненной стратегии, соответствующий ей выбор сферы самореализации, характер экономического и политического поведения и, в конечном счете, означает занятие в обществе определенной социальной позиции. Таким образом, культурные различия становятся одним из основных факторов формирования социальной структуры.
Массовая культура и ее социальные функции.
Массовая культура – термин, который используется для обозначения особого характера производства, распространения и потребления культуры в современном обществе. Производство культуры имеет индустриальный, поточно-конвейерный характер, культура тиражируется и благодаря этому ее потребителями становятся все люди, независимо от их национальной, классовой или государственной принадлежности.
Массовую культуру обычно противопоставляют элитарной культуры, создателем, носителем и потребителем которой является довольно ограниченный круг людей, т.е культурная элита. Массовая культура является результатом демократизации общества, она появляется в 19 веке. Именно в это время получает активное развитие демократические жанры литературы и искусства, в соответствии с гуманистическими идеалами буржуазных революций. В демократических произведениях место королей и принцев занимают бедняки. Одновременно с развитием демократической культуры формируется особая отрасль духовного производства господствующего класса, это культура для масс, которая отличается упрощенными формой и содержанием, чтоб быть доступной малообразованным людям. Развитие массовой культуры тесно связно с развитием массовых коммуникаций. Включение средств массовых коммуникаций в структуру культуры способствовало возрастанию роли стереотипов в производстве, распространении и потреблении культурных ценностей. Кроме этого развитие СМК привело к ценностному выравниванию различных видов культурной информации, в том числе, обладающих разной художественной ценностью. Сам акт восприятия художественных произведений оказался включенным в бытовой фон, на него переносится бытовое поведение. Наличие у СМК обратной связи не всегда положительно сказывается на творчестве, т.к. часто создаются произведения в угоду не самой взыскательной публике. Свои глубинные основания массовая культура имеет в отчуждении труда, а так же отчуждении политики из сферы потребления. Труд отнюдь не каждого человека является творческих, а именно содержание труда определяет необходимость тех или иных культурных навыков, культурной потребности человека и следовательно роль культуры в его жизни.
Об отчуждении от сферы политики писал Карл Манхейм. В современном обществе в результате бюрократической рационализации остается все меньше командных высот и они доступны все меньшему количеству людей, таким образом, рядовой индивид лишается ответственности и способности к пониманию. Поэтому жизнь большинства людей является серой, однообразной, поэтому формируется сознание маленького человека, от которого ничего не зависит и которой не может коренным образом изменить даже собственную жизнь. В связи с этим возникает потребность в компенсации за труд и за жизнь вообще, в развлечении и отвлечении от проблем. Особой популярность пользуются так называемые низкие жанры: комедия, мелодрама, боевик и т.д.
Общим для них всех является создание нереального мира, с дикими авантюрами, невероятной любовью и т.д и формирование у человека иллюзии самоосуществления в этом нереальном мире.
Таким образом, основными функциями массовой культуры являются рекреативная и компенсаторная. Важную роль играет так же адаптивная функция массовой культуры, которую можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, массовая культура является связующим звеном между специализированной культурой и обыденным сознанием. Культурные смыслы, нормы, современные знания, которые создаются в рамках специализированной культуры массовая культура адаптирует и растолковывает для рядового потребителя. Во-вторых, передача новых ценностей, образцов поведения, стандартов потребления, вариантов образа жизни свидетельствует о стремлении включить различные социальные группы в систему рыночных отношений. Но и для того и для другого аспекта характерно манипулирование массовым сознанием.
Кроме этого, массовая культура выполняет интегративную функцию. У каждого человека есть потребность в отдыхе и развлечении. В обществе всегда будут сохранять определенные ограничения для самореализации, в связи с этим всегда будет потребность т в компенсации. Именно поэтому массовая культура обладает общей значимостью и становится основным полем социокультурной интеграции.
Субкультуры и подкультура.
Субкультура в широком смысле –
система ценностей, установок, способов
поведения и вариантов стиля
жизни, присущая той или иной группе.
Эта система ценностей
По контркультурой в узком смысле понимают ранних хиппи, битников и их наследников, леворадикальные движения западной молодежи, прежде всего, студенческой.
Для контр культуры в широком смысле характерны:
Данное явление объясняет, прежде всего, кризисы в социализации в современном обществе, речь идет, прежде всего, о кризисе семьи, ослаблении связи между родителями и детьми, падение авторитета старших, вследствие чего подростки рано уходили из семьи и оказывались в компаниях сверстников, которые давали им то, чего не могла дать семья. Кроме этого, кризис переживают и внесемейные институты социализации, поэтому нарушается механизм передачи от поколения к поколению мировоззренческих, духовно-нравственных и практических жизненных установок. Важную роль играют так же особенности социализации в современном обществе, когда затягивается процесс вступления молодых людей в сознательную жизнь. Подростки стремятся быстрее стать взрослыми, но затем утрачивают эту торопливость и рассматривают перспективу быть взрослыми во все более мрачном свете. Они рано приобщаются к образу жизни взрослых, как бы экспроприируя преимущества взрослых: рано начинают сексуальную жизнь, имеют значительные карманные деньги, обладают большой свободой. А именно в более ранних культурах эти преимущества служили стимулом для социального взросления, т.е. подталкивали молодых людей брать на себя обязанности взрослых.
Контркультура стала своеобразной идеологией той части молодежи, которая осознавала привилегированность своего положения в сравнении с родителями, а тем более в сравнении с рано повзрослевшими сверстниками. Отсюда и проистекает враждебность к миру взрослых с ее суровыми обязательствами.
Социология семьи
Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки, функции, структура, распределение ролей.
В социологии семья рассматривается, во-первых, как социальный институт, регулирующий сексуальные отношения и обеспечивающий воспроизводство и передачу культурных традиций и социализацию молодого поколения; во-вторых, как малая социальная группа, члены которой объединены отношениями супружества и родительства. Американские социологи выделили следующие признаки семьи:
1. сексуальные отношения
2. та или иная форма брака (моногамный \ полигамный (полигиния – многоженство \ полиандрия - многомужество); церковный \ светский);
3. система родства (по
4. совместные экономические
5. общий очаг
Как малая и первичная группа семья отличается непосредственными интимно-доверительными и эмоционально наполненными отношениями. В семье формируются свои нормы, ценности, традиции, складывается солидарность естественного типа, через семью индивиды идентифицируют себя с другими людьми, с обществом. Роль семьи раскрывается в ее функциях. Основными из них являются следующие: