Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

На переходных этапах общественного  развития наиболее важное значение имеют  субкультурные различия, т.к. на первый план выдвигается конфликт ценностей. По результатам социологического исследования, проведенного в разных социальных группах  населения Перми с использование веберовской технологии были выделены следующие социокультурные типы личности: традиционный, современный и маргинальный.

  • Сохранение традиционного типа в современных условиях объясняется не только инерцией культуры, но и тем, что в течение десятилетий существовала командно-административная система, в рамках которой формировалась полуфеодальная модель культуры. Для представителей этого типа характерно неприятие инноваций, в том числе формирующихся рыночных отношений. Их рассматривают как власть стихии, наживы, эксплуатацию человека человеком. Поэтому предпринимателям как активным субъектам рынка даются крайне негативные характеристики. Экономическое сознание и поведение характеризуется ориентацией на привычный труд, стремлением к уравнительному распределению материальных благ, низкой установкой на повышение интенсивности труда. В политике преобладает ориентация на сильную власть, твердый порядок. Распространены патерналистские настроения. Патернализм – отношение зависимости, когда люди не располагающие достаточным потенциалом для самообеспечения  надеются на помощь государства в обмен на лояльность и законопослушность. Сознание представителей данного типа сильно стереотипировано, что свидетельствует о преобладании внешней, а не внутренней регуляции поведения. Традиционный тип наиболее представлен в таких группах городского населения как пенсионеры, рабочие производственной и непроизводственной сферы, а так же специалисты на производстве.
  • Современный социокультурный тип отличается высокой подвижностью ценности и поведения, благодаря чему он легко адаптируется к меняющимся условиям. Рынок воспринимается как благоприятная среда для проявления инициативы, развития предпринимательства и повышения жизненного уровня. Стремления использовать новые возможности проявляется в ориентации на интенсивный квалифицированный труд, в том числе на предпринимательскую деятельность, на достижение высокого экономического и в целом социального статуса. К представителям этого типа относятся к тем, кто находится у власти как к обычным людям. Разделяют основные демократические ценности, такие как свобода личности и подконтрольность власти, такие личностные характеристики, как самостоятельность, инициативность, ориентация на собственные силы, а не на помощь государства, свидетельствует о высокой степени саморегуляции поведения. Факторы, способствующие формированию этого типа – достаточно молодой возраст, высокий уровень образования, высокий уровень образования и социального положения родителей, высокий или средний статус семьи, а так же фактическая занятость в частном секторе. Более всего этот тип представлен среди предпринимателей, руководителей предприятий, организаций, студентов и учащихся.
  • Однако в российском обществе доминирует маргинальный тип. Маргинальность – такое состояние личностей и групп, которые общественным развитием поставлены на грань двух культур, участвуют в их взаимодействии, но на принадлежат полностью ни к одной из них. Наиболее характерные черты: высокие материальные притязания, при традиционном отношении к труду, т.е. стремление получать, а на зарабатывать; развлекательный характер проведения свободного времени и общая гедонистическая ориентация личности. В политике ориентируются на популярного политического лидера, который способен представлять и защищать интересы простого человека. Именно с таким лидером связываются патерналистские ожидания. И если они не оправдываются, то быстро наступает разочарование. Наличие патерналистских ожиданий объясняется тем, что адаптация представителей этого типа к нынешним условиям имеет вынужденный характер.

 

Принадлежность к тому или иному  социокультурному типу означает наличие  определенной жизненной стратегии, соответствующий ей выбор сферы  самореализации, характер экономического и политического поведения и, в конечном счете, означает занятие в обществе определенной социальной позиции. Таким образом, культурные различия становятся одним из основных факторов формирования социальной структуры.

 

Массовая культура и ее социальные функции.

 

Массовая культура – термин, который используется для обозначения особого характера производства, распространения и потребления культуры в современном обществе. Производство культуры имеет индустриальный, поточно-конвейерный характер, культура тиражируется и благодаря этому ее потребителями становятся все люди, независимо от их национальной, классовой или государственной принадлежности.

Массовую культуру обычно противопоставляют  элитарной культуры, создателем, носителем  и потребителем которой является довольно ограниченный круг людей, т.е культурная элита. Массовая культура является результатом демократизации общества, она появляется в 19 веке. Именно в это время получает активное развитие демократические жанры литературы и искусства, в соответствии с гуманистическими идеалами буржуазных революций. В демократических произведениях место королей и принцев занимают бедняки. Одновременно с развитием демократической культуры формируется особая отрасль духовного производства господствующего класса, это культура для масс, которая отличается упрощенными формой и содержанием, чтоб быть доступной малообразованным людям. Развитие массовой культуры тесно связно с развитием массовых коммуникаций. Включение средств массовых коммуникаций в структуру культуры способствовало возрастанию роли стереотипов в производстве, распространении и потреблении культурных ценностей. Кроме этого развитие СМК привело к ценностному выравниванию различных видов культурной информации, в том числе, обладающих разной художественной ценностью. Сам акт восприятия художественных произведений оказался включенным в бытовой фон, на него переносится бытовое поведение. Наличие у СМК обратной связи не всегда положительно сказывается на творчестве, т.к. часто создаются произведения в угоду не самой взыскательной публике. Свои глубинные основания массовая культура имеет в отчуждении труда, а так же отчуждении политики из сферы потребления. Труд отнюдь не каждого человека является творческих, а именно содержание труда определяет необходимость тех или иных культурных навыков, культурной потребности человека и следовательно роль культуры в его жизни.

Об отчуждении от сферы политики писал Карл Манхейм. В современном  обществе в результате бюрократической  рационализации остается все меньше командных высот и они доступны все меньшему количеству людей, таким образом, рядовой индивид лишается ответственности и способности к пониманию. Поэтому жизнь большинства людей является серой, однообразной, поэтому формируется сознание маленького человека, от которого ничего не зависит и которой не может коренным образом изменить даже собственную жизнь. В связи с этим возникает потребность в компенсации за труд и за жизнь вообще, в развлечении и отвлечении от проблем. Особой популярность пользуются так называемые низкие жанры: комедия, мелодрама, боевик и т.д.

Общим для них всех является создание нереального мира, с дикими авантюрами, невероятной любовью и т.д и  формирование у человека иллюзии  самоосуществления в этом нереальном мире.

Таким образом, основными функциями  массовой культуры являются рекреативная и компенсаторная. Важную роль играет так же адаптивная функция массовой культуры, которую можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, массовая культура является связующим звеном между специализированной культурой и обыденным сознанием. Культурные смыслы, нормы, современные знания, которые создаются в рамках специализированной культуры массовая культура адаптирует и растолковывает для рядового потребителя. Во-вторых, передача новых ценностей, образцов поведения, стандартов потребления, вариантов образа жизни свидетельствует о стремлении включить различные социальные группы в систему рыночных отношений. Но и для того и для другого аспекта характерно манипулирование массовым сознанием.

Кроме этого, массовая культура выполняет  интегративную функцию. У каждого человека есть потребность в отдыхе и развлечении. В обществе всегда будут сохранять определенные ограничения для самореализации, в связи с этим всегда будет потребность т в компенсации. Именно поэтому массовая культура обладает общей значимостью и становится основным полем социокультурной интеграции.

 

Субкультуры и подкультура.

 

Субкультура в широком смысле –  система ценностей, установок, способов поведения и вариантов стиля  жизни, присущая той или иной группе. Эта система ценностей отличается от господствующей культуры, но в то же время тесно связана с ней. Социальной базой формирования субкультур в широком смысле являются социальные классы, слои, профессиональные, демографические, поселенческие и другие группы. Поэтому существует точка зрения, что субкультуры в широком смысле характерны не только для современного общества. Культура любой эпохи неоднородна, в ней городская среда отличается от деревенской, официальная от народной, аристократическая от демократической. Субкультура в узком смысле – культура отдельных групп со специфическим образом жизни, которые хорошо осознают, культивируют свою особенность и в той или иной мере склонны к девиации. Источниками формирования субкультур являются, во-первых, внешние заимствования, во-вторых, собственные культурные традиции, коренящиеся в разных исторических пластах прошлого. Большинство субкультур сохраняют ведущие ценности и нормы господствующей культуры, но есть и такие, которые выступают в качестве ее антагонистов. Именно их называют контркультуры. К контркультуре в широком смысле относятся делинкрентная субкультуры, т.е. культура преступного уголовного мира, которая вступает в конфликт с законами общества, во-вторых, так называемые, субкультуры протеста, которые очень неоднородны. Субкультуры таких групп, которые не покушаются на правовые основы, а предпочитают конфликтовать в пограничной морально правовой сфере или только в моральной сфере, бросая вызов общественным приличиям. С другой стороны к ним относятся субкультуры групп, которые несут реальные альтернативы существующему обществу. Они создают элементы нового общественного состояния и соответствующие ему религиозность, искусство, мораль.

По контркультурой в узком смысле понимают ранних хиппи, битников и их наследников, леворадикальные движения западной молодежи, прежде всего, студенческой.

Для контр культуры в широком  смысле характерны:

  • Отрицание интеллектуализма, доведенное до отказа от способов достижения истины; с точки зрения идеологов данной подкультуры, истина открывается в непосредственном переживании всекосмического единства, а благоприятной атмосферой для этого является погружение в наркотическое опьянение и экстаз, возникающий при прослушивании рок-музыки и при коллективных песнопениях. Это противопоставляется установке господствующей культуры на холодную рациональность, объективность научного исследования и практическую применимость. Вместе с отрицанием современной науки, отрицаются так же традиционные религии, их место занимает мистически окрашенная смесь из первобытного шаманизма, индийской йоги, средневековой магии и западноевропейского оккультизма.
  • Гедонистическая установка, предполагающая культ бездеятельности, бесцельного времяпрепровождения вместо протестантской трудовой этики, а так же отказ от каких-либо обязанностей и личной ответственности и получение удовольствия, прежде всего телесного.
  • Отрицание индивидульно-личностного принципа западноевропейской культуры. Культ единого и безличного, коллективного и анонимного. Боязнь самоидентификации, которая предполагает выбор себя.
  • Отрицание моногамной семьи и вообще традиционных норм в сфере семейно-брачных отношений. Пропагандируется и практикуется неупорядоченные сексуальные отношения и неоднозначная трактовка сексуальных ролей.
  • Контркультурная эстетика, которая разрушала все табу, установленные господствующей культурой. Контркультурная музыка с ее грохотом, скрежетом должна была символизировать непроходимую пропасть между контркультурным поколением и поколением отцов.

 

Данное явление объясняет, прежде всего, кризисы в социализации в  современном обществе, речь идет, прежде всего, о кризисе семьи, ослаблении связи между родителями и детьми, падение авторитета старших, вследствие чего подростки рано уходили из семьи и оказывались в компаниях сверстников, которые давали им то, чего не могла дать семья. Кроме этого, кризис переживают и внесемейные институты социализации, поэтому нарушается механизм передачи от поколения к поколению мировоззренческих, духовно-нравственных и практических жизненных установок. Важную роль играют так же особенности социализации в современном обществе, когда затягивается процесс вступления молодых людей в сознательную жизнь. Подростки стремятся быстрее стать взрослыми, но затем утрачивают эту торопливость и рассматривают перспективу быть взрослыми во все более мрачном свете. Они рано приобщаются к образу жизни взрослых, как бы экспроприируя преимущества взрослых: рано начинают сексуальную жизнь, имеют значительные карманные деньги, обладают большой свободой. А именно в более ранних культурах эти преимущества служили стимулом для социального взросления, т.е. подталкивали молодых людей брать на себя обязанности взрослых.

Контркультура стала своеобразной идеологией той части молодежи, которая осознавала привилегированность своего положения в сравнении с родителями, а тем более в сравнении с рано повзрослевшими сверстниками. Отсюда и проистекает враждебность к миру взрослых с ее суровыми обязательствами.

 

Социология  семьи

 

Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки, функции, структура, распределение  ролей.

 

В социологии семья рассматривается, во-первых, как социальный институт, регулирующий сексуальные отношения  и обеспечивающий воспроизводство  и передачу культурных традиций и  социализацию молодого поколения; во-вторых, как малая социальная группа, члены которой объединены отношениями супружества и родительства. Американские социологи выделили следующие признаки семьи:

1. сексуальные отношения

2. та или иная форма брака (моногамный \ полигамный (полигиния – многоженство \ полиандрия - многомужество); церковный \ светский);

3. система родства (по материнской  линии, по отцовской, смешанная)

4. совместные экономические ресурсы;

5. общий очаг

 

Как малая и первичная группа семья отличается непосредственными  интимно-доверительными и эмоционально наполненными отношениями. В семье формируются свои нормы, ценности, традиции, складывается солидарность естественного типа, через семью индивиды идентифицируют себя с другими людьми, с обществом. Роль семьи раскрывается в ее функциях. Основными из них являются следующие:

    • Репродуктивная – биологическое воспроизводство общества и удовлетворение в детях;
    • Хозяйственно-экономическая, которая подразделяется на производящую и потребительскую. Производящую функцию семья выполняет в том случае, когда ее члены совместно занимаются каким-либо производством. Потребительская функция – удовлетворение разнообразных потребностей членов семьи и содержание нетрудоспособных.
    • Культурно-воспитательная. В семье происходит социализация молодого поколения, которая усваивает ценности, образцы поведения, культурные традиции. В современном обществе данная функция является главной, т.к. необходимость семьи обусловлена именно задачами социализации молодого поколения. Человеческие дети нуждаются в длительном периоде опеки, защиты и освоении очень сложного социального мира и равноценной замены семьи в этом плане не существует. Кроме этого очень важную роль играет эмоциональная атмосфера семьи.
    • Социально-статусная функция, т.е. семья дает определенное социальное положение своим детям, создает предпосылки для будущей социальной карьеры.
    • Функция первичного социального контроля, т.е. родители контролируют поведение детей, супруги контролируют друг друга.
    • Рекреативная функция – отдыха, психологической разрядки.
    • Защитная функция – семья защищает своих членов от внешнего мира.

Информация о работе Социология как наука