Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

Наблюдение, понятие, особенности и виды.

Наблюдение – непосредственное восприятие и регистрация каких-либо явлений, событий, ситуаций. Данный метод заимствован из естественных наук, но в социологии имеет свои особенности, т.к. объектом наблюдения являются люди, наделенные сознанием, чувствами, реагирующие на поведение других людей. Сам наблюдатель является членов общества, часть которого он наблюдает, поэтому существует тесная связь между наблюдателем и наблюдаемыми. Это порождает такие проблемы, как влияние наблюдателя на объект наблюдения, влияние объекта наблюдения на наблюдателя, барьер субъективности (наблюдатель по-своему воспринимает и понимает происходящее и соответственно таким образом его интерпретирует); проблема этическая (что можно и что нельзя наблюдать и каким образом, правило – наблюдать можно только то, что члены группы не скрывают друг от друга, наблюдение должно проводиться в строго научных целях и не вредить наблюдаемым).

Основные виды наблюдения, выделенные в зависимости от позиции наблюдателя:

    • простое: наблюдение со стороны, когда наблюдатель находится вне изучаемой группы, т.е. не вступает в контакты с ее членами;
    • включенное: наблюдатель имитирует вхождение в новую социальную среду, адаптируется в ней, и ведет наблюдение изнутри происходящего. При полном включении наблюдатель становится полноправным членом группы, т.е. занимается той же деятельностью, что и ее члены. Для ослабления влияния включенного наблюдателя на объект, ему необходимо соблюдать следующие требования:
      • он должен брать на себя роль только рядового члена группы;
      • должен держаться в тени и не проявлять повышенного интереса к происходящему;
      • задавать меньше вопросов и больше слушать;
      • высказывания наблюдателя должны быть нейтральными, не оценочными.

 

 

Изучение документов.

Документами в социологии называют любую информацию, зафиксированную  тем или иным способом. По способу  фиксации информации выделяют:

  • письменные документы (буквенная информация);
  • статистические (числовая информация, сведенная в таблицы, графики, диаграммы);
  • фонетические документы (звуковая информация: аудио…);
  • иконографические документы (зрительные образы).

 

По степени персонификации различают:

  • личные (имеют конкретного автора или относятся к конкретной личности: мемуары, письма, дневники, биографии);
  • безличные документы (статистические документы, стенограммы, протоколы собраний, заседаний).

 

По статусу выделяют:

  • официальные (исходят от формальных организаций и должностных лиц);
  • неофициальные документы (исходят от неформальных групп и частных лиц).

 

По степени близости к источнику  информации:

  • первичные (содержат информацию из первых рук, т.е. от непосредственных участников или очевидцев событий);
  • вторичные (обобщение, переработка первичных документов).

 

По целевому назначению:

  • наличные документы, которые нормальным образом функционируют в обществе, входят в процесс жизнедеятельности любого человека или организации;
  • целевые документы, которые специально создаются дл исследования (анкеты, вопросники, карточки для наблюдений…)

 

Существует два вида анализа  документов:

  • традиционный: в основе лежит механизм понимания текста, который представляет собой логические построения, направленные на проникновения вглубь документа. Внешний традиционный анализ предполагает установление вида документа, целей автора, времени и контекста его появления, их общественного резонанса. Внутренний традиционный анализ состоит в установлении фактов, которые утверждаются или отрицаются документом, оценок, которые даются авторами тех или иных фактов, степени компетентности автора;
  • формализованный анализ – количественный метод анализа, который применяется при наличии большого несистематизированного документального материала, который невозможно охватить без усредненных показателей. Для проведение формализованного анализа существует определенная процедура – контент-анализ. Контент-анализ – анализ содержания; суть: в тексте документа отыскиваются признаки, которые отражают существенное их содержание и в то же время легко подсчитываются.

 

 

Социальные  эксперименты.

 

Социальный эксперимент – метод, при котором специально создаются  или изыскиваются условия, необходимые  и достаточные для измерения  интересующей исследователя связи, явления.

Структура эксперимента включает следующие элементы:

  • экспериментатор, группа экспериментаторов
  • экспериментальный объект, т.е. группа или группы, поставленные в экспер. условия
  • экспер. переменные, которые подразделяются на независимые (экспер. фактор, который специально вводится исследователем или контролируется им) и зависимые (то, на что влияет экспер. фактор).

 

Основные виды соц. эксперимента, которые  выделяются в зависимости от структуры  доказательства гипотезы:

  • параллельный (есть экспер. группа и контрольная группа, в которой эксперимент не проводится, но по численности и составу оно идентична экспериментальной группе. Измерения зависимых переменных проводятся в обеих группах до начала эксперимента и второй раз после его окончания. Если в экспер. группе произошли изменения, а в контрольной нет, следовательно, эти изменения обусловлены воздействием экспер. фактора. Т.е. доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов в одно и то же время);
  • последовательный эксперимент (контрольная группа отсутствует, одна и та же группа является до начала эксперимента контрольной.  А с введением экспер. фактора, становится экспериментальной. Измерение зависимых переменных проводится до начала эксперимента и после его окончания. Если происходят значительные изменения в результате, то, следовательно, они вызваны экспер. фактором. Доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния одного и того же объекта, но в разное время)

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ

 

Социология  Огюста Конта (1798-1857)

Ставил перед собой задачу создания позитивной науки об обществе. Позитивной по Конту называется наука, рассматривающая социальные явления как подчиненные естественным закономерностям. Общество – часть природы, подчиняется законам природы. Наука не занимается неразрешимыми вопросами, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью фактов. Позитивное знание является реальным, достоверным, точным, полезным и положительным, т.е. способствующим организации, а не разрушению. Новая наука об обществе первоначально была названа социальной физикой, а затем переименована в социологию. Социология – завершающий элемент позитивной философии. Конт показал место социологии в системе наук. Он выделили общие и конкретные науки. К числу общих он отнес и социологию. Затем он расположил общие науки по убывающей общности и по нарастающей сложности.

Математика

Астрономия

Физика

Биология

Социология – более конкретная и наиболее сложная, что объясняется  сложностью изучаемых ею явлений.

 

Предмет – социальные явления, которые  отличается от других видов явлений. При изучении социальных явлений необходимо использовать естественно-научные методы. Основные методы научного исследования в социологии: чистое наблюдение (бесстрастное, не оценочное), эксперимент (косвенный эксперимент – социальные патологии, когда общество само на себе экспериментирует), сравнительный метод, т.е. сопоставление разных народов мира, находящихся на одной ступени развития, для установления общих законов, исторический метод, т.е. сопоставление разных стадий развития человечества.

Конт сформулировал основные правила  научного исследования:

  • все явления должны быть наблюдаемыми;
  • необходимо устанавливать законы, т.е. устойчивые связи между явлениями, и законы тоже должны быть наблюдаемыми;
  • любое явление должно основываться на фактах, а не на спекуляции.

 

Конт выделил в социологии два  основных раздела:

  • Социальная статика изучает строение общества и законы его функционирования; Основным элементом структуры общества является семья, т.е. индивид существует не сам по себе, а в семье, именно в семье преодолевается природный эгоизм и человек учится жить для других. Важное значение Конт придавал государству, которое предотвращает разделение общества из-за чрезмерного разделения труда, регулирует межсемейные отношения. Основной закон: закон гармонии или консенсуса (1. гармоничность структуры и функций общества, естественного органического объединения людей – 2. достижение согласий между людьми.)
  • социальная динамика изучает законы развития общества. Это позитивная теория социального прогресса. Прогресс – поступательное развитие от простого к сложному с положительным знаком. Закон трех стадий человеческого состояния: теологическая стадия – господствует религиозное представление, люди объясняют все процессы действием сверхъестественных сил, вторая стадия – метафизическая – господствует абстрактная философия и люди объясняют все происходящее некими абстрактными сущностями мира, позитивная стадия – господствует наука, люди просто наблюдают за явлениями  и открывают законы. По сути это стадии человеческого познания. Главный фактор развития общества – интеллектуальное  развитие людей. Историческое разнообразия народов объяснял климатом, расой и политической деятельностью.

 

Конта критиковали за то, что он создал проект социологии, а не саму науку. Кроме того, вызывали критику его субъективизм и явный антииндивидуализм.

 

 

 

Социология  Герберта Спенсера (1820-1903, Англия)

Главная ячейка общества не семья, а  личность. Для прогресса общества необходимо формирование критически мыслящей личности.

«Конт изучал идей, а я изучаю вещи, первое субъективно, а второе объективно»

Спенсер не только определил задачи социологии, но и реализовал провозглашенные  им принципы. Его работа «Основания социологии» – это классический образец соединения эмпирического  исследования с теорией. Эта работа построена на основ богатого этнографического материала.

Социология Спенсера строится на основе двух главных принципов:

  • органицизм – сравнение общества с живым организмом. Общество так же, как и живой биологический организм растет, увеличивается в объеме. По мере роста усложняется его структура, а это ведет к дифференциации функций. Но в то же время он видел и определенные отличия: интеллект разлит по всему обществу, а не сосредоточен в отдельной его части; в живом организме части существуют ради целого, а общество существует для блага своих членов, правда это достигается не сразу, а на определенной ступени развития. Любое развитое общество обладает тремя системами органов:
      • первой возникает система поддержания жизни – производство продуктов и товаров
      • первая регулятивная система в виде правительственного аппарата, который контролирует оборону и производство.
      • Дальнейшее развитие этих систем было невозможно без распределительной системы, которая устанавливает связь между частями общества – торговля и транспорт.
      • Промышленность создает собственную регулятивную систему
      • Последняя – монетарная регулятивная система – финансы, банки и находящиеся в обращении капиталы.

Органами являются социальные институты.

Большая заслуга Спенсера то, что  он ввел в социологию такие понятия как система, структура, функции, социальные институты и социальный контроль (страх перед живыми рождает государство, а страх перед мертвыми – церковь). Наиболее важными соц институтами Спенсер считал семью, церемонии, которые регулируют повседневное поведение людей, промышленный институт, профессиональный институт.

  • Эволюционизм. Эволюция – это хотя и противоречивый, но в основном плавный процесс развития, не терпящий сознательного ускорения. Спенсер противник революционного переустройства общества, т.к. революция нарушает закон, согласно которому эволюция осуществляется по линии наименьшего сопротивления. В процессе эволюции происходит переход от военного типа общества к индустриальному типу. В военном обществе кооперация людей имеет принудительный характер, регулятивная система жестко централизована, индивид поглощен обществом. Для индустриального общества характерны добровольная кооперация, децентрализация регулятивного аппарата и индивидуальная свобода.

Информация о работе Социология как наука