Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
Этноцентризм – нормальное явление, поскольку он способсвует самосохранению этноса, предотвращает его растворение среди других этносов, в то же время этноцентризм лежит в основе национализма. Различают теоретический и бытовой национализм.
Теоретический национализм – система взглядов людей, принципов, отстаивающих интересы определенной нации. С точки зрения теоретиков национализма, основным субъектом истории являются нации, которые сотрудничают, а чаще враждуют с другими нациями. При этом собственной нации предписываются особые исторические заслуги, историческая миссия. Бытовой национализм проявляется в оскорблениях, связанных с национальностью, в конфликтах при межличностном общении, в отрицательном отношении к межнациональным бракам, беженцам иной национальности и т.д. Национализм существует в различных формах от патриотизма до таких крайних форма как шовинизм, расизм, фашизм, ксенофобия (страх, враждебность перед чужаками, представителями других этносов, иностранцев), антисемитизм.
Для всех крайних форм национализма характерна проповедь своей национальной исключительности и национальной вражды. При этом исключительность служит основанием для оправдания порабощения или даже физического истребления представителей других наций.
Причины межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
Они имеют ярко выраженный политический характер. В целях борьбы за власть между центром и периферией, между различными группами местных элит. Берутся на вооружение националистические лозунги и искусственно разжигаются национальные чувства.
Кроме этого, существуют политические причины в течение длительного времени:
Современный экономический кризис: в ходе которого всегда ищут виноватых и находят чаще всего среди чужих.
Значимость политических и экономическх причин свидетельствует о том, что большинство межэтнических конфликтов не являются таковыми по своей природе. Собственно этническими считаются те конфликты, в основе которых лежат культурные и психологические причины. К ним относятся:
Социология культуры
Культура – сложное и
Общество – это система, а чтобы дать функциональную характеристику системы, нужно определить присущий ей способ деятельности. Для общества, как коллективного субъекта характерен специфический человеческий способ деятельности. Его образуют средства и механизмы, выработанные небиологическим путем. К ним относятся: орудия труда, ценности, идеи, обычаи. Благодаря этим средствам и механизмам человеческая деятельность программируется, регулируется, обеспечивается, осуществляется и воспроизводится. Таким образом, культура представляет собой универсальную социальную технологию, которая отличается от естественной, природной технологии. Данное определение культуры является широким в рамках функционального подхода. Культура не образует отдельную сферу общества, а присутствует в любой сфере, в каждом социальном явлении в качестве их технологического компонента. Если рассмотреть три уровня взаимодействия общества как системы, то мы можем получить понятие культуры в узком смысле и в то же время представление о структуре культуры.
1 уровень. Взаимодействие
общества с природой. Здесь элементами
культуры являются орудия
2 уровень. Взаимодействие
между индивидами и
3 уровень. Взаимодействие между обществом и личностью. Элементы культуры: ценностные ориентации личности, ее нравственные убеждения, способ осознания себя и окружающей действительности и способ самореализации личности.
Совокупность элементов, характеризующих собственно человеческое взаимодействие, т.е. на втором и третьем уровнях образуют культуру в узком смысле, как ценностно-нормативную систему, регулирующую поведение людей и складывающиеся между ними отношения.
Культура выполняет многообразные социальные функции:
Особенности функционирования и развития культуры на переходных этапах общественного развития
На переходных этапах общественного
развития меняются роль и характер
культурных процессов. Культура становится
непосредственной детерминантой социально-
На особенности
Международные исследования, проводившиеся под руководством профессора Роналда Инглхарта в ходе которого выяснялась распространенность и соотношение материалистических и постматериалистических ценностей, показало, что постматериалистические ценности больше распространены среди молодежи. И дело не возрасте как таковом, а в изменившихся условиях социализации, которые у молодого поколения были более благоприятными. Подтвердилась гипотеза социализации, т.е. ценности не меняются мгновенно, а постепенно трансформируются из поколения в поколение. Таким образом, на переходных этапах общественного развития роль культуры возрастает, но проявляется очень противоречиво. С одной стороны культура является фактором социальной динамики, а с другой стороны она же является и фактором социальной инерции. Поэтому культуры называют универсальным механизмом социальных преобразований. Господствующие в это время в обществе ценности и нормы, а так же степень распространенности так называемых новых веяний определяют направленность, темпы, преобразований.
Основные культурные различия при переходе от традиционного к современному обществу.
Макс Вебер, изучая с социокультурной точки зрения процесс становления капитализма в западной Европе, выделил два противоположных культурных типа, два идеальных типа: дух капитализма и традиционализма.
Для носителей капиталистического духа характерны следующие черты: трудолюбие, стремление к хозяйственному успеху, прибыли, бережливость и умеренность в потреблении, преумножение капитала законным путем, обязательность в деловых отношениях, прагматизм, расчетливость.
Традиционализм это, прежде всего:
невосприимчивость к
И повсюду, где капитализм пытался повысить производительность труда, путем ее интенсификации, он наталкивался на лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось упорнейше сопротивление.
Вебер соотносил эти два явления с разными группами: дух капитализма характерен для предпринимателей, а традиционализм – для крестьян и формирующихся из них класса наемных работников. Но в то же время он видел различия такого рода и внутри этих групп.
Например, в среде предпринимателей проявлялись следующие черты традиционализма:
Понятия социокультурной дифференциации. Особенности социокультурной дифференциации в современном российском обществе
Социокультурная дифференциация – различия в культуре социальных групп и индивидов, как представителей той или иной группы, являющиеся результатом взаимодействия культуры и социальной структуры. Существует два вида культурных различий: