Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Такие элементы внутренней структуры  как потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, образуют мотивационный  механизм, в результате действия которого, все эти элементы преобразуются  в цели личности.

Внешнюю подсистему образуют различные виды деятельности:

    • по отношению человека к окружающему миру выделяют материальную и духовную, а так же теоретическую и практическую деятельность;
    • По характеру отношения к объективному общественному процессу различают прогрессивную и реакционную деятельность;
    • По содержанию деятельность может быть творческой и репродуктивной (воспроизводящей), информационной и рутинной;
    • Выделяют так же виды деятельности по сферам общественной жизни, т.е. экономическую, политическую, социальную и духовную, а так же более конкретные виды, т.е. труд, образование, досуговая деятельность, бытовая.

Для формирования, функционирования и развития личности самое большое  значение имеют такие виды деятельности как игра, образование и труд.

Ядром структуры личности является ее образ жизни, поскольку в нем осуществляется переход, превращение мира сознания в мир деятельности.

Социологи чаще всего отвлекаются  от индивидуальных качеств и исследуют  ее типические качества, т.е. изучают  социальные типы личности.

Социальный тип личности – это те общие черты, которые есть у представителей того или иного общества, народа или соц. группы. В любом обществе существуют следующие соц. типы:

    1. эталонный, который представляет собой идеал, в котором общество концентрирует свое представление о лучших качествах личности. Этот идеал является эталоном для оценки конкретных людей.
    2. модальный, т.е. наиболее распространенный, преобладающий в обществе.
    3. базисный, который более всего отвечает потребностям общества на данном этапе его развития.
    4. остаточный, унаследованный от предыдущего этапа развития.

 

Социализация личности

Социализация личности – процесс  включения индивида в систему  соц. связей и отношений, по средствам  усвоения соц. опыта и культуры.

Различают первичную и вторичную  социализацию. Первичная – первоначальное усвоение определенной соц. информации, ценностей и образцов поведения. Вторичная – связана с пересмотром, переосмыслением усвоенного ранее и с формирование сознательной мотивации поведения.

Социализация осуществляется в  течении всей жизни человека, хотя содержание ее меняется, поэтому выделяют этапы социализации, связанные с возрастом:

    • детство, когда закладываются основы личности
    • отрочество, продолжается первичная социализация и начинается вторичная, поэтому подростки отличаются критическим отношением к взрослым, у них меняется референтная группа: если раньше это выли взрослые, то теперь сверстники
    • юность, которая связана с поиском смысла жизни, профессиональным свмоопределением, с выбором спутника жизни и созданием семьи
    • зрелость – активно осуществляется активно-профессиональная карьера, воспитание детей
    • старость – переоценка ценностей, изменение образа жизни

 

Амер. Ученый Колберг выделили стадии социализации в зависимости от уровня развития морального сознания.

  1. Доморальный, которому соответствуют две стадии:

А) ребенок слушается, чтобы избежать наказания

Б) ребенок слушается в обмен  на вознаграждение

2. уровень конвенциальной, т.е. договорной морали:

В) формирование образа хорошего ребенка, стремящегося заслужить одобрение  значимых для него людей и избежать их осуждения

Г) формирование установки на соблюдение правил – хорошо то, что соответствует  правилам

3. уровень автономной морали:

Д) осознание подростком относительности  существующих моральных норм, требовании их обоснования и стремления свести их к принципу полезности

Е) признание в качестве высшего  закона того, что отвечает интересам  большинства.

Ж) формирование устойчивых моральных принципов, когда регулятором поведения становится собственная совесть

 

Социализация осуществляется с  помощью различных механизмов:

- подражание, т.е. некритическое  копирование детьми поведения  взрослых, непонимающих еще смысла  этого поведения

- научение, т.е. от овладения  простейшими навыками  до усвоения  научных знаний

- ролевые игры, в коде которых  дети примеряют на себя, проигрывают  роли взрослых.

- групповые игры, в которых ребенок  учится взаимодействовать с другими,  быть членом группы

- стык и вина. Стык испытывают, когда есть свидетели неблаговидного поведения, а вина – более глубокое чувство и ее человек испытывает, даже если не была свидетелей

- идентификация, т.е. отождествление  себя с другими людьми

- самоидентификация, т.е. осознание своих потребностей, интересов, способностей и свего, что отличает от других людей.

 

Социализация осуществляется под  рядом факторов, которые подразделяются на стихийные и сознательные:

Стихийные – факторы среды, а  именно макросреды (космос, планета), мезосреды (тип поселения, этнос, большая социальная группа) и микросреды (семьи, компании сверстников, друзей, детсвого сада, школы и т.д.) при этом факторы микросреды оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности.

К сознательным факторам относятся образование, воспитание и самовоспитание, т.е. личность является не только объектом воздействия, но и активным субъектом, влияющим на других людей и изменяющим самого себя. Если сравнить эти две группы факторов, то более эффективными являются факторы среды.

В процессе социализации наблюдается  такое противоречие, когда с одной  стороны общество заинтересовано в  принятии, усвоении индивидом всех норм, правил, с другой стороны, такая  полностью социализированная личность не способной к активности, противостоянию жизненным обстоятельствам. Дети воспринимают существующую действительность как вполне естественную, поскольку другой не видели, а воспитывают их взрослые, которые уже не вполне органично вписываются в эту действительность.

 

 

Теория личности

 

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Фрейд выделил в структуре личности три элемента:

Id (оно; резервуар психических реакций, импульсов, биологических по своей природе; руководствуется принципом удовольствия)

Ego (я, сознательное начало, выполняющее роль посредника между «оно» (физическими требованиями) и требованием общества)

Superego (Сверх-Я; усвоенные с детства родительские образы, моральные нормы, запреты)

 

В самом сложном положении находится  «я»,на него постоянно давят и  «оно» и «сверх-я», поэтому «Я» испытывает постоянное беспокойство и муки совести, если не удается направить природные импульсы в приемлемое для общество русло. Присутствие в структуре личности бессознательного объясняется, во-первых, очень большим объемом реальных переживаний человека, которые превышают возможности их осознания, во-вторых, тем, что то или иное стремление на сразу осознается и, в-третьих, нежелание человека все осознавать. То, что не соответствует моральным нормам, из сознания вытесняется.

Первоначально Фрейд в качестве всеобъемлющего инстинкта, влечения выделил либидо, т.е. половое влечение. Позднее на основе обобщения опыта первой мировой войны, он выделил два главных инстинкта: эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти).

 

Теория зеркального  «я»

Предпосылкой этой теории послужила предложенная американцем Дженсом структура «Я».

  1. материальное «я» (тело и собственность)
  2. социальное «я» (кем считают человека окружающие; социальных я столько, сколько существует групп, о мнении которых человек заботится)
  3. духовное «я» (совокупность склонностей и способностей)

Идея о социальном «я» получила развитие в теории зеркального «я».

По мнению Ч. Кули личность представляет собой сумму психических реакции  на мнение окружающих. Представление  человека о самом себе складывается из трех элементов. Во-первых, представления о том, каким меня видит другой человек, во-вторых, представление о том, какую оценку этот другой дает моему образу, в-третьих, формирование чувства «я», т.е. отношение личности к самой себе.

Джордж Мид подчеркивал, что самосознание личности формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, в ходе которого она учится смотреть на себя как бы со стороны. Происходит раздвоение «я», на «я-сам» и «я-меня». «Я-сам» - непосредственная реакция личности на окружающий мир, «я-меня» - совокупная оценка, в т.ч. предполагаемая моей личности и моего поведения.

Мид так же отмечал, что  решающую роль играет не мнение отдельных  людей, а коллективная установка, т.е. мнение группы.

 

Ролевая теория личности

Человек входит в различные социальные группы и обретает там определенный социальный статус либо от рождения, либо в результате собственных усилий. Статус – совокупность выполняемых функций и соответствующие им права и обязанности.

От носителей того или  иного статуса, окружающие ждут вполне определенного поведения. Ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса, называется соц. ролью. Структура соц. роли включает в себя три компонента:

- представляемая роль, т.е. как  определяет данную роль группа, какие она с ней связывает  ожидания

-субъективная роль, т.е.  как определяет свою роль человек  сам

- играемая роль, т.е.  реальное ролевое поведение.

Расхождение между этими компонентами служит основой для возникновения  ролевых конфликтов. Причинами их являются следующие:

  1. несоответствие ролевого поведения требованиям, ожиданиям группы, конфликт между личностью и группой
  2. разное определение различными группами одной и той же роли
  3. вхождение человека в многочисленные группы и трудность совмещения всех их требований (межролевой характер конфликта, чаще всего конфликт между профессиональной и семейной ролями, особенно у женщин)
  4. расхождение между субъективной ролью и ролевым поведением, когда человек в силу каких-то причин не может выполнять свою роль так, как ему хотелось бы (внутриличностный ролевой конфликт)

 

Социальные роли навязаны обществом, но если они исполняются в течении  длительного времени, то оказывают  очень сильное влияние на личные качества человека


Информация о работе Социология как наука