Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций
В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.
Такие элементы внутренней структуры как потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, образуют мотивационный механизм, в результате действия которого, все эти элементы преобразуются в цели личности.
Внешнюю подсистему образуют различные виды деятельности:
Для формирования, функционирования и развития личности самое большое значение имеют такие виды деятельности как игра, образование и труд.
Ядром структуры личности является ее образ жизни, поскольку в нем осуществляется переход, превращение мира сознания в мир деятельности.
Социологи чаще всего отвлекаются от индивидуальных качеств и исследуют ее типические качества, т.е. изучают социальные типы личности.
Социальный тип личности – это те общие черты, которые есть у представителей того или иного общества, народа или соц. группы. В любом обществе существуют следующие соц. типы:
Социализация личности
Социализация личности – процесс включения индивида в систему соц. связей и отношений, по средствам усвоения соц. опыта и культуры.
Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная – первоначальное усвоение определенной соц. информации, ценностей и образцов поведения. Вторичная – связана с пересмотром, переосмыслением усвоенного ранее и с формирование сознательной мотивации поведения.
Социализация осуществляется в течении всей жизни человека, хотя содержание ее меняется, поэтому выделяют этапы социализации, связанные с возрастом:
Амер. Ученый Колберг выделили стадии социализации в зависимости от уровня развития морального сознания.
А) ребенок слушается, чтобы избежать наказания
Б) ребенок слушается в обмен на вознаграждение
2. уровень конвенциальной, т.е. договорной морали:
В) формирование образа хорошего ребенка, стремящегося заслужить одобрение значимых для него людей и избежать их осуждения
Г) формирование установки на соблюдение правил – хорошо то, что соответствует правилам
3. уровень автономной морали:
Д) осознание подростком относительности существующих моральных норм, требовании их обоснования и стремления свести их к принципу полезности
Е) признание в качестве высшего закона того, что отвечает интересам большинства.
Ж) формирование устойчивых моральных принципов, когда регулятором поведения становится собственная совесть
Социализация осуществляется с помощью различных механизмов:
- подражание, т.е. некритическое копирование детьми поведения взрослых, непонимающих еще смысла этого поведения
- научение, т.е. от овладения простейшими навыками до усвоения научных знаний
- ролевые игры, в коде которых дети примеряют на себя, проигрывают роли взрослых.
- групповые игры, в которых ребенок
учится взаимодействовать с
- стык и вина. Стык испытывают, когда есть свидетели неблаговидного поведения, а вина – более глубокое чувство и ее человек испытывает, даже если не была свидетелей
- идентификация, т.е.
- самоидентификация, т.е. осознание своих потребностей, интересов, способностей и свего, что отличает от других людей.
Социализация осуществляется под рядом факторов, которые подразделяются на стихийные и сознательные:
Стихийные – факторы среды, а именно макросреды (космос, планета), мезосреды (тип поселения, этнос, большая социальная группа) и микросреды (семьи, компании сверстников, друзей, детсвого сада, школы и т.д.) при этом факторы микросреды оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности.
К сознательным факторам относятся образование, воспитание и самовоспитание, т.е. личность является не только объектом воздействия, но и активным субъектом, влияющим на других людей и изменяющим самого себя. Если сравнить эти две группы факторов, то более эффективными являются факторы среды.
В процессе социализации наблюдается
такое противоречие, когда с одной
стороны общество заинтересовано в
принятии, усвоении индивидом всех
норм, правил, с другой стороны, такая
полностью социализированная
Теория личности
Психоаналитическая теория З. Фрейда
Фрейд выделил в структуре личности три элемента:
Id (оно; резервуар психических реакций, импульсов, биологических по своей природе; руководствуется принципом удовольствия)
Ego (я, сознательное начало, выполняющее роль посредника между «оно» (физическими требованиями) и требованием общества)
Superego (Сверх-Я; усвоенные с детства родительские образы, моральные нормы, запреты)
В самом сложном положении
Первоначально Фрейд в качестве всеобъемлющего инстинкта, влечения выделил либидо, т.е. половое влечение. Позднее на основе обобщения опыта первой мировой войны, он выделил два главных инстинкта: эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти).
Теория зеркального «я»
Предпосылкой этой теории послужила предложенная американцем Дженсом структура «Я».
Идея о социальном «я» получила развитие в теории зеркального «я».
По мнению Ч. Кули личность представляет
собой сумму психических
Джордж Мид подчеркивал, что самосознание личности формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, в ходе которого она учится смотреть на себя как бы со стороны. Происходит раздвоение «я», на «я-сам» и «я-меня». «Я-сам» - непосредственная реакция личности на окружающий мир, «я-меня» - совокупная оценка, в т.ч. предполагаемая моей личности и моего поведения.
Мид так же отмечал, что решающую роль играет не мнение отдельных людей, а коллективная установка, т.е. мнение группы.
Ролевая теория личности
Человек входит в различные социальные группы и обретает там определенный социальный статус либо от рождения, либо в результате собственных усилий. Статус – совокупность выполняемых функций и соответствующие им права и обязанности.
От носителей того или иного статуса, окружающие ждут вполне определенного поведения. Ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса, называется соц. ролью. Структура соц. роли включает в себя три компонента:
- представляемая роль, т.е. как определяет данную роль группа, какие она с ней связывает ожидания
-субъективная роль, т.е.
как определяет свою роль
- играемая роль, т.е. реальное ролевое поведение.
Расхождение между этими компонентами служит основой для возникновения ролевых конфликтов. Причинами их являются следующие:
Социальные роли навязаны обществом, но если они исполняются в течении длительного времени, то оказывают очень сильное влияние на личные качества человека