Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

Структура семьи – это совокупность отношений между ее членами родственных, духовно-нравственных, властных и других.

По структуре родственных связей выделяют:

нуклеарную семью, которая состоит  из супругов и их детей, еще не ставших самостоятельными,

расширенную семью, включающую в себя три и более поколений, или несколько нуклеарных семей, живущих под одной крышей и ведущих общее хозяйство.

 

По количеству детей выделяют:

бездетные семьи

малодетные,

среднедетные 

многодетные.

 

По составу семьи подразделяются на:

полные

неполные (монородительские).

 

По характеру проведения свободного времени различают:

открытые семьи, которые ориентируются  на широкое внесемейное общения, на индустрию культуры и развлечений;

закрытые семьи – ориентированы на домашний досуг.

 

По системе властных отношений:

  • Эголитарные – равноправие, преобладание в воспитании детей психологических методов;
  • Авторитарные – подчинение главе семьи, строгая дисциплина, преобладание в воспитании детей принуждения и наказания.

 

Распределение ролей в семье может быть традиционным и современным. Традиционным является такое распределение ролей, когда отец-муж – это хозяин, кормилец, обеспечивающий экономическую независимость семьи, а жена воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство и не работает вне дома. При современном распределении ролей нет четкого деления на мужские и женские роли, как правило, оба супруга материально обеспечивают семью, совместно принимают внутрисемейные решения, а домашние дела делятся не на мужские и женские, а распределяются по взаимному договору, могут так же выполняться совместно или по очереди, при этом учитывают личные склонности, состояние здоровья, степень занятости на работе.

 

Эволюция семьи, проблемы и противоречия современной семьи.

 

С развитием общества происходят так же изменения в семье, но полного соответствия не бывает, т.к. семья – это довольно инерционная сфера. Вместо с тем, тому или иному этапу развития общества характерен определенный тип семьи, который является преобладающим.

Традиционному, доиндустриальному обществу соответствует патриархальная семья. Это расширенная семья, которая является, прежде всего, хозяйственной ячейкой, поэтому хозяйственные связи преобладают над личными. Внутри этой семьи существует четкая иерархия. Права определяются физической силой и умениями, поэтому власть принадлежит отцу, а самыми бесправными являются дети. Они рано включаются в работу и детства, как такового, не существует.

Раннему индустриальному обществу соответствует семья экономического типа. Это уже нуклеарная семья, обособленная от общества, существующая по принципу «мой дом – моя крепость». Экономические факторы оказывают решающее влияние на выбор супруга, на нормы, регулирующие сексуальное поведение. Спутниками данного типа семьи являются супружеские измены и проституция. Применяются жесткие санкции по отношению к женщинам, нарушающим супружескую верность. Поскольку существует порядок наследования от отца к детям и отец должен быть уверен, что передает наследство своим детям.

В современном обществе семья претерпевает существенные изменения. Она основывается, прежде всего, на эмоциональных отношениях. Это не значит, что экономические факторы вообще не играют роли, но они уже перестают быть главными. Поэтому такую семью называют постэкономической. Это тоже нуклеарная семья, для которой характерна высокая степень экономии не только по отношению к обществу, но и в отношениях между членами семьи. В семье все стремятся удовлетворить свои личные потребности. В отличие от предшествующих типов семьи постэкономическая семья является не детоцентристской, а супружеской. В семье ищут, прежде всего, успешного супружества, основанного на любви и взаимопонимании. Высока степень вариативности семейной жизни. Данная семья отнюдь не беспроблемна и основные ее проблемы вытекают из самой сущности этой семьи. К ним относятся: низкая рождаемость, большое число разводов, отделение сексуальности не только от рождения детей, но и вообще от семьи, в связи с чем получают распространение альтернативные формы сожительства, увеличение числа одиноких людей, т.к. чем более развит человек как личность, тем труднее ему найти подходящего супруга и ужиться с ним.

В российском обществе в связи с  его переходным характером семья  отличается особой противоречивостью, т.к. в ней присутствуют черты  разных типов семей. Основными противоречиями в развитии российской семьи являются:

1) противоречия между возросшей ценностью семьи в сознании людей и ее необеспеченностью в материальном и социальном планах. В нашем обществе социальные институты ориентированы на индивида, одиночку, а не на семью. Статус полноценного члена общества связывается с профессиональной деятельностью, а семья – личное дело каждого. Домашний труд перестал рассматриваться как общественно полезный. В такой ситуации, а особенно ее размер, в лучшем случае оказывается нейтральным фактором, а в худшем – негативным фактором, особенно для женщин при устройстве на работу, повышении образовательного уровня, приобщения к культуре и распределении материальных благ. Следствием данного противоречия является то, что высокие ожидания от семейной жизни не оправдываются и это ведет к дестабилизации семьи.

2) столкновение традиций и инноваций  в сфере семьи. Формировались  представления о том, что женщина  это, прежде всего, работник, а  потом уже мать и семья. Поэтому главную роль играет общественное воспитание детей.

В 90-е годы начали формироваться  прямо противоположные представления, т.е. основное место женщины –  в семье, и ведущую роль играет семейное воспитание. Идея возврата женщины  в семью была во многом обусловлена стремлением смягчить ситуацию на рынке труда. За счет женщин намеревались решить проблему безработицы. Столкновение традиций и инноваций в семье характерно не только для России, но и для развитых западных стран. В связи с этим американские социологи сформулировали дилеммы, стоящие перед семьей.

    • Самореализация профессиональной деятельности или самоосуществление в детях;
    • Успехи в работе или глубина отношений между членами семьи;
    • Приоритет интересов общества или членов семьи;
    • Свобода в семье или строгая дисциплина;
    • Опыт в любви или верность
  1. усиление фактического неравенства женщин, что проявляется в том, женщины рассматриваются как ненадежные работники. Их отставание в уровне оплаты труда, карьерном росте от мужчин.

 

 

 

Жизненный цикл семьи: формирование, стадии развития, распад.

 

Формирование семьи начинается с выбора брачного партнера, при  этом учитываются как личные качества человека – характер, внешняя привлекательность, близость взглядов, соответствие поведения  собственным ожиданиям, так и  социальные и демографические характеристики – уровень образования, род занятий, материальное положение, наличие жилья, обеспеченные родители, возраст, состоял ли ранее в браке, есть ли дети от этих браков.

Предпочтение тех или иных характеристик  зависит от ценностных ориентаций человека. Мотивы вступления в брак очень разнообразны, но большинство из них можно свести к трем типам мотивов:

    • по любви;
    • по расчету;
    • по стереотипу: все вступают в брак, так принято, одинокому человеку плохо. Вступление в брак рассматривается как закономерное событие.

 

Данные типы мотивов соответствуют  разным историческим типам семьи. «По  стереотипу» характерно для традиционной патриархальной семьи. «По расчету» для семьи экономического типа. «По  любви» для постэкономической семьи. Влияние мотивов вступления в брак на его успешность не однозначно. Показателями успешности брака являются, во-первых, его прочность, во-вторых, субъективное ощущение счастья у обоих супругов, в-третьих, хорошие дети, в-четвертых, отсутствие регулярных и серьезных конфликтов.

С одной стороны, люди, вступившие в брак по любви и сумевшие сохранить  любовь, являются самыми счастливыми. А с другой стороны, чаще распадаются  именно браки по любви. Это обусловлено  тем, что любовь всегда связана с  идеализацией партнера. Поэтому предъявляются повышенные требования к супругу и в целом к семейной жизни. И, как следствие, чаще наступает разочарование.

Гораздо более важное значение в  сравнении с мотивацией брака  имеет совместимость супругов, которая  предполагает:

    1. различия или даже полярность психологических темпераментов;
    2. духовное родство, близость взглядов, интересов, моральных качеств;
    3. сексуальная гармония.

 

Кроме этого, для успешного брака  необходима подготовленность супругов к нему. Она включает в себя:

- психологическую подготовку, т.е. ориентацию на прочный брак, чувство ответственности;

- трудовую подготовку, т.е. наличие  навыков, необходимых для ведения  домашнего хозяйства для обоих  супругов;

- половую подготовку, т.е. наличие  культуры во взаимоотношениях  полов, зания, необходимые для успешной сексуальной жизни.

В своем развитии семья проходит три основных стадии:

1. стадия адаптации, которая  продолжается от начала семейной  жизни, до рождения первого  ребенка;

2. стадия воспитания детей;

3. «пустое гнездо», когда дети, ставшие самостоятельными, покидают родителей и они снова остаются одни.

 

Кроме этого выделяют стадии по возрасту супругов:

- молодая семья (Супругам не  более 30 лет);

- зрелая семья (от 30 до 55)

- пожилая семья.

 

Нормальное развитие семьи может  нарушаться. И если в традиционном обществе распад семьи был связан в основном со смертью супругов, то в современном обществе большую роль играет развод.

Основными факторами, способствующими  росту числа разводов, являются следующие:

    1. изменение установки на брак в связи с распространением философии личного счастья, чувственного индивидуализма. Это значит, что в семье ищут, прежде всего, удовлетворения своих эмоциональных потребностей, и если супружеские отношения перестают их удовлетворять, то прибегают к разводу;
    2. эмансипация женщин, обретения ими экономической самостоятельности, благодаря чему они могут строить свою жизнь независимо от мужа;
    3. ослабление или устранение запретов на развод религиозных, юридических, моральных;
    4. фактор подражания, который включает в себя два аспекта:

- чем больше разводов в обществе, тем реже развод воспринимается  как отклоняющееся поведение;

- чаще разводятся дети родителей,  которые развелись.

5.     распространение ранних браков, связанных чаще всего с нежелательной добрачной беременностью, вследствие чего нарушается нормальный процесс выбора супруга. К тому же юные супруги экономически зависят от родителей и эмоционально не зрелые.

6.         неблагоприятные жилищные условия. Однако существует точка зрения, что материальные факторы не играют самостоятельной роли, а лишь усиливают негативное воздействие других факторов: авторитарность одного из супругов, неразвитость общения.

 

Развод играет определенную положительную  роль, поскольку он освобождает супругов от изживших себя отношений и устраняет неблагоприятную для воспитания детей конфликтную атмосферу. В то же время они оказывают отрицательное воздействие на здоровье, будущую жизнь супругов и их детей, на взаимоотношения между родителями и их детьми.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

Основные понятия социологии труда.

 

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. В социологии труд рассматривается так же как  социальный процесс, в ходе которого воспроизводятся общественные отношения  и сам человек.

Роль труда раскрывается в его  социальных функциях:

      1. труд является источником общественного богатства и средством удовлетворения потребностей людей.
      2. Он является фактором, определяющим направленность всего общественного процесса
      3. Труд – средство развития личности
      4. Он является важнейшей сферой жизнедеятельности в структуре образа жизни и общества в целом.
      5. Труд является освободительной силой, расширяющей границы возможностей человека и общества.

 

Труд двойственен по своей природе. С одной стороны он представляет собой обмен веществ между человеком и природой. В ходе этого обмена удовлетворяются первичные потребности человека и его воспроизводства как физического существа. С другой стороны, труд является обменом результатами деятельности между индивидами. И здесь его назначение состоит в удовлетворении социальных потребностей и воспроизводстве индивида как социального существа.

В связи с эти выделяют две  стороны труда:

- технико-технологическую. Она  раскрывается в понятии функциональное  содержание труда – совокупность функции, операций, выполняемых работником в процессе трудовой деятельности. Оно зависит от предмета труда, его средств и форм организации. Социологов функциональное воздействие труда интересует лишь постольку, поскольку оно оказывает влияние на социальную сторону труда и на личность работника. От него зависит соотношение умственных и физических усилий в труде, возможность творчества, степень принудительности техники по отношению к человеку. 

Информация о работе Социология как наука