Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

По своим взглядам Спенсер был либералом, считал, что государство не должно вмешиваться не только в частную жизнь людей, но и вообще в общественную жизнь. Был против законов о бедных, гос регулирования тарифов, участия государства в воспитании детей.  Индивидуальная свобода, конкуренция и выживание наиболее приспособленных – то, что необходимо для прогресса общества. В коллективизме он видел поощрения худших за счет лучших. Именно за свои крайние либеральные взгляды он подвергался острой критике.

 

 

Э. Дюркгейм (1858-1917, Франция)

Именно при Дюркгейме и благодаря  его усилиям, социология стала академической  наукой. Он издавал социологический  журнал, преподавал социологию в университете Бордо, а потом в Сорбонне.

Социологическая концепция Дюркгейма  получила название социологизм:

  • Онтологический составляют следующие положения концепции Дюркгейма:
    • Общество – реальность особого рода, которая возникает из взаимодействий индивидов и не сводится к другим видам реальности;
    • Социальная реальность обладает автономией, независимостью от индивидов и превосходством над ними. Поэтому Дюркгейм четко разделяет индивидуальные и коллективные представления. Группа думает, чувствует и действует иначе, чем ее члены, когда они разъединены. Социальная реальность обладает принудительной силой по отношению к индивидам. Примерами этому является влияние на поведение людей, моды, общественного мнения, а так же внушение общих чувств, реакций при большом скоплении народа.
  • Методологический проявляется в следующем:
    • Он отводит социологии ведущую роль, по отношению к другим общественным наукам. Социология дает и теорию и метод, с помощью которых могут проводиться исследования в различных сферах общественной жизни. Считал социологический способ познания единственно верным.
    • Общество – часть природы, поэтому изучать ее нужно с помощью строгих научных методов. Следовательно, основное правило социологического метода – изучать социальные факты как вещи, т.е. так, как изучают свой предмет естественные науки.

 

Предмет социологии – социальные факты, которые существуют независимо от людей и обладают по отношению к ним принудительной силой. Позднее Дюркгейм расширил свое представление о социальных фактах и определил социологию как науку о соц. институтах, закономерностях их функционирования и развития. Центральная проблема, которой занимался Дюркгейм – проблема солидарности – что объединяет людей в обществе. Он выделил два типа солидарности  механическую солидарность, которая характерна для традиционного общества, основывается на подобии индивидов, неразвитости их индивидуальных черт и, во-вторых, это органическая солидарность, характерная для индустриального общества, в основе ее лежит разделение труда и специализация функций индивидов. Именно вследствие этого возникает зависимость индивидов друг от друга. По мере разрушение цементирующей силы религиозного сознания, именно разделение труда становится главным фактором обеспечения солидарности. Ничем не ограниченную конкуренцию, неравенства, классовые конфликты Дюркгейм считал ненормальными формами разделения труда, побочным продуктом эволюции. Для их преодоления необходимо регулирование экономики, взаимоотношений между классами, введение принципа равенства возможностей и воздаяния по способностям. Т.е. общественная иерархия должна основываться не на привилегиях, а на различии в способностях.

 

Самоубийства обусловлены социальными  причинами. Самоубийство проявление коллективной болезни, кризиса общества и их изучение дает возможность добраться до корней болезни. Проанализировав огромный статистический материал, он пришел к  выводу, что такие несоциальные факторы как психические заболевания, климат, время дня, подражание и пр. хотя и связаны с самоубийствами, но это связь не является постоянной.

Единственный несоциальный фактор, влияние которого является постоянным – долгота дня. Дюркгейм вывел частные статистические закономерности:

Самоубийства чаще происходят летом, чем зимой; мужчины чаще совершают  самоубийства, чем женщины.

 

Виды самоубийств:

  • Альтруистическое, которое характерно наиболее для традиционного общества, особенно архаичного, в котором индивиды растворены в общности и индивидуальная жизнь не имеет особой ценности. Пр. самоубийство рабов после смерти хозяина, жен, после смерти мужа; ради любви.
  • Эгоистическое. Характерно для общества, в котором люди разобщены, в котором отсутствует коллективная поддержка. Причиной может быть крайний индивидуализм человека, когда он сам отдаляется, изолируется от общества.
  • Аномическое. Социальная аномия – такое состояние общества, в котором рушится старая иерархия ценностей, а новая еще не создана, а нормативные предписания расплывчаты, неопределенны. В связи с этим ослабляется влияние социальных норм на поведение индивида. Семейная аномия, возникающая чаще всего в результате развода.

 

Макс Вебер

(немецкий социолог, 1864-1920, непосредственный предшественник современной социологии; внес большой вклад в развитие теоретической социологии, а так же таких социологических отраслей, как экономическая социология, политическая социология, социология религий и культуры)

Вебер ввел в социологию категорию ПОНИМАНИЕ. По его мнению, особенность социального действия состоит не в том, что оно регулируется извне, а в том, что наделено субъективным смыслом. Связь между средой и поведением опосредуется субъективным смыслом, субъективным пониманием и интерпретацией социальной реальности. Задача социологии состоит в том, чтобы выяснить, какой смысл люди вкладывают в свои действия и объяснить, как из субъективно ориентированных действий рождается объективная реальность.

Не отрицая значимости общенаучных  методов, он считал необходимым в науках о культуре, т.е. при изучении общества использовать другие, специфичные методы. Один из них он разработал сам, это метод идеальных типов.

Идеальный тип – мысленная конструкция, которая накладывается на действительность с целью ее объяснения, в то же время, это не чистая абстракция, т.к. идеальные типы формируются путем выделения и усиления наиболее характерных свойств социальной действительности. Вебер различал:

  • Исторические. Исторические (генетические) более конкретны, локализованы в пространстве и времени, служат установлению индивидуальных связей, которые существуют только в определенное время и в определенном месте.
  • социологические типы. Социологические типы являются более общими, они устанавливают связи, существующие всегда и везде. (экономический обмен – социологический тип).

Метод идеальных типов применим при изучении социальных действий. Он выделил три типа социальных действий:

  • Целе-рациональное действие, которое ориентированно на определенную цель, средства ее достижения и возможное последствие. Все просчитано и критерием рациональности является успех.
  • Ценностно-рациональное действие, когда действуют в соответствии со своими убеждениями, представлениями о долге, достоинстве, красоте. Независимо от предвиденных последствий и независимо от успеха.
  • Традиционное действие – действие по  привычке, когда поступают так, как поступали предки.
  • Аффективное действие – под влияние чувств.

 

Целе-рациональное и ценностно-рациональное характерны для буржуазного общества, причем первое все больше вытесняет второе.

В традиционном обществе преобладают традиционное и аффективное.

Три типа политического господства, в основе которых лежат разные типы социального действия:

  • Легальное (рациональное) господство, когда подчиняются не личности,  а закону. В основе – целе-рациональное действие. Существует аппарат специально обученных чиновников, имеющих не только юридические, но и специальные знания.
  • Традиционное господство, основанное на вере, священность существующих с древних времен порядков. Отношения во всех сферах имеют личный характер. Данный тип соответствует традиционному типу социального действия.
  • Харизматическое – власть вождя, наделенного экстраординарными способностями: магическими, пророческими особой силой духа и слова. Отношение между вождем и подданными имеет особый характер, при этом отсутствуют твердо установленные традиционные правила. Решения принимаются иррационально. В основе – аффективное действие.

 

Центральной категорией веберовской  социологии была категория рациональность. Это целесообразность человеческой деятельности, обязательность в поведении чиновников, формальное право, т.е. равенство всех перед законом, разумный учет человеческих интересов и соответствующая этому организация хозяйства.

Основным предметом исследования Вебера был капитализм. Современный капитализм он рассматривал не как закономерное явление, а как результат стечения благоприятных условий в западной Европе. Основной источник развития капитализма – дух капитализма, т.е. такое умонастроение, такая культурная этика, которая проявляется в трудолюбии, бережливости, расчетливости и других добродетелях, освещенных протестантской религией.

 

Провели исследования в нескольких немецких городах, изучая хозяйства  католиков и протестантов, по результатам  которого Вебер сделал вывод, что протестанты хозяйствуют более успешно, т.к. их к этому побуждает сама религия.

Вебер выделили признаки капитализма:

  • Присвоение частными промышленными предприятиями свободной собственности на средства производства;
  • Свободный рынок без сословных и других ограничений;
  • Рациональная механизированная техника производства и обмена;
  • Рациональное, т.е. твердо установленное право;
  • Свободный труд, т.е. существуют люди, которые могут свободно продавать свою рабочую силу и которые к этому экономически побуждаются.

 

 

Основные направления  современной социологии.

 

В современной социологии существуют два основных направления:

  • Позитивистская (неопозитивистская). Основные принципы:
    • Социальные явления подчиняются законам, которые являются общими и для природной и для социальной действительности;
    • Методы соц исследований должны быть такими же точными и объективными, как методы в естествознании;
    • Субъективные аспекты человеческого поведения можно изучать только через открытое поведение;
    • Все социальные явления должны быть выражены и описаны количественно;
    • Любое научное положение должно проверяться с помощью эмпирических процедур;
    • Социология как наука должна быть свободна от ценностей и идеологий.
    • Структурно-социальный анализ Персонса.

Общество представляет собой общую систему социального действия, которое включает в себя следующие подсистемы: Социальную, Культурную, Личностную, Органическую (физические свойства организма)

Парсонс сформулировал функциональные требования, необходимые для сохранения системы: адаптация к внешней среде, интеграция, т.е обеспечение бесконфликтных отношений между индивидами, достижение цели, а так же сохранение ценностно-нормативных образцов и снятие напряженности. Каждая подсистема специализируется на выполнении определенных функций: за адаптацию к внешней среде отвечает организм, интеграцию организмов обеспечивает социальная подсистема, как совокупность социальных институтов, функцию целедостижения выполняет личность, а культура обеспечивает сохранение образцов и снятия напряженности. Каждая из систем включает в себя свои подсистемы, то же специализирующиеся на определенных функциях. В социальной подсистеме адаптацию к внешней среде обеспечивает экономика, функцию целедостижения выполняет политическая подсистема, функцию интеграции выполняют правовые институты и обычаи, а сохранение образцов и снятие напряженности обеспечивают мораль, верования и органы социализации.

  • Антипозитивистское направление представлено различными течениями понимающей социологии. В основе лежат следующие положения:
  • Общество и природа не просто разные, но чуждые друг другу объекты;
  • Общество родственно человеку, поэтому изучать его нужно другими способами, чем природу;
  • Основным способом общества является понимание, которое представляет собой внутреннее переживание. Переживая, индивид познает самого себя, а тем самым познает и других индивидов, т.к. сам он является частичкой общества.
  • Понимающая социология не интересуется объективными явлениями, существующими независимо от сознания людей. Она изучает представления людей об этих объективных явлениях, значения, которые они им придают, т.е. изучает феномены сознания.
  • Индивид способен творить собственный мир из своих представлений, идей, ценностей и другого мира для них не существует.
  • Наука рассматривается как один из способов познания, поэтому наука не может претендовать на истину в последней инстанции.
  • Большое значение имеет обыденное познание. Любой практический деятель является обыденным социологом, т.к. еще до начала действий располагает пусть нечетко сформулированной, но цельной концепцией социальной реальности.
  • Значение придается изучению языка, символов, текстов, т.е. того, что объединяет людей и благодаря чему они понимают друг друга.
  • Оптимистическое и пессимистическое направление. Оптимисты утверждают, что изучая чужой язык, тексты, мы можем понять чужую культуру. Пессимисты считают, что, сколько бы мы не изучали язык и тексты, мы все равно остаемся чужаками и  не можем понять до конца другую культуру, т.к. что полностью понять, необходимо родиться и вырасти в этой культуре.
  • Большая заслуга – в разработке новых качественных методов социологического исследования, таких как включенное наблюдение как особая исследовательская стратегия; биографический метод, когда изучается жизненный путь, опыт конкретного человека, его жизненная стратегия; метод кейс-стади – изучение, анализ конкретного индивидуального случая или нескольких случаев, помещенных в более широкий социальный и культурный контекст; метод неоконченных предложений; метод фокус-группы. 

Информация о работе Социология как наука