Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курс лекций

Описание работы

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход от традиционного доиндустриального к индустриальному обществу, возникновение капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

Работа содержит 1 файл

социология лекции.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Предпосылки возникновения социологии.

 

В первой трети 19 века в Западной Европе. Главной предпосылкой объективного характера возникновения – переход  от традиционного доиндустриального  к индустриальному обществу, возникновение  капитализма. К этому времени доинд строй проявил как преимущества, так и недостатки. С одной стороны проявлялся экономический и полит прогресс, с другой стороны обострились и появились новые соц. проблемы, такие как тяжелые условия труда и быта фабри заводских рабочих, 12 часовой рабочий день, использование не только женского, но и детского труда.

К этому времени относятся первые революционные выступления рабочего класса. Выражением настроений рабочего класса – различные революционные  доктрины, самой влиятельной из которых являлся марксизм. Наблюдалась и реакция со стороны буржуазии, которая была заинтересована в стабильности, решении соц. Проблем мирным путем, посредствам реформ. Ответом на данный соц. заказ и стало появление социологии.

Наряду с классами существовали общецивилизационные основы, произошло усложнение общества, формировался общий рынок, активными становятся не только эконом, но и политические связи между государствами. Происходит взаимодействие культур. Для изучения нового общества требовалась конкретное знание о нем, которое не могла дать абстрактная философия. Становления капитализма было связано с утверждением основных гражданских прав и свобод: избирательного права, свободы слова, собраний, печати. Появилась возможность открыто высказывать, публиковать, различные точки зрения, что имеет важное значение для развития соц наук.

Сложились предпосылки в рамках науки и в сфере общественного  сознания. Великие открытия в области  естествознания, которые побуждали  к развитию и обществ науки.

Вторая предпосылка – критический утопический социализм (поздний, 19 века): острая критика капитализма, обратили внимание на его острые соц проблемы.

Третье: философия просветителей, которые впервые предприняли рац подход к изучению общества (рассматривали общество как механизм). До них считалось, что общество изменить невозможно. Они же полагали, что общество может быть преобразовано, может быть создан более разумный соц порядок, соответствующий потребностям людей.

Четвертая: распространение в Европе либерального миросозерцания, согласно которому люди обладают естественными правами, с которыми должно считаться государство. Которое не должно вмешиваться в частную жизнь людей.

Пятая: распространение после великой французской революции в широких кругах европейского общества разочарование в революц методах.

 

Таким образом, возникновению социологии способствовала экономическая, политическая и культурная обстановка, сложившаяся  в европейском обществе после  Великой Французской Революции.

 

Объект и  предмет социологии.

 

Отцом социология является Огюст Конт, который считал, что общество можно изучать с помощью научных методов и применять полученные знания на практике. Первоначально он назвал новую науку социальной физикой, а позднее переименовал в социологию. Термин социология происходит от социо и логос – наука об обществе. Общество является объектом различных социальных наук, поэтому необходимо уточнить объект социологии. Социология изучает, во-первых, современное общество, прошлое ее интересует только в той мере, как в нем формируются предпосылки современности. Ее не интересуют построения некого идеального общества в будущем. Во-вторых, она изучает гражданское общество, которое функционирует на основах самоуправления и ядром которого является свободная личность. (нет гражданского общества – нет потребности в социологии)

Предметом любой соц науки являются либо отдельная сфера общества, либо особый подход к его изучению. У  социологии, в отличие от многих наук, нет узкого предмета, она изучает  в обществе все, т.е. по широте может  сравниться с философией, она изучает все, но под своим углом зрения. Поэтому ее предметом является системный подход к изучению общества. Он предполагает, во-первых, рассмотрения общества с точки зрения его структуры, выделение соц общностей, групп, соц институтов. Поведение людей объясняется преждего всего принадлежностью к опред соц группе. Во-вторых, у станавливается, каким образом взаимодействуют между собой эти структурные элементы общества, какие между ними складываются отношения и какие в результате взаимодействия возникают социальные процессы. Это дает возможность выяснить механизмы функционирования и развития общества. В-третьих, даже при изучении каких-то небольших соц явлений, они рассматриваются, как системы, т.е выделяются структурные элементы, устанавливаются внутренние связи, а так же прослеживаются их внешние связи с другими соц явлениями.

 

Структура социологического знания.

 

Социология – это  наука о социальных общностях  различного уровня, закономерностях  их функционирования и развития.

В структуре социологии выделяют фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная – решает научные, теоретические задачи, устанавливает универсальные соц связи, отношения, закономерности. Прикладная – решает практические задачи, соц проблемы.

По уровню обобщения различают эмпирическую и теоретическую социологию. Эмпирическая собирает факты о соц явлениях, процессах, описывает эмпирические зависимости, осуществляет предварительное обобщение фактов. Теоретическая объясняет соц явления и процессы.

В структуре соц. знания выделяют три уровня: первый – высший – общая соцтологическая теория, которая изучает общество в целом, закономерности его функционирования и развития. 

Второй уровень образует специальные  соц теории, которые изучают отдельные  соц общности, институты и соц процессы. Эти теории американский ученый Роберт Мэртон назвал теориями среднего уровня, которые являются связующим звеном между нижним и высшим уровнем социологии – между эмпирией и теорией.

Третий уровень – эмпирическая основа социологии, которую образует совокупность соц фактов, полученных в  ходе соц исследований. Соц факт – зафиксированный и описанный фрагмент соц действительности. В качестве соц фактов могут выступать, во-первых, характеристики поведения индивидов и групп, во-вторых, результаты человеческой деятельности – материальные и духовные, в-третьих, вербальное поведение – мнения, суждения, оценки, в-четвертых, характеристики сознания людей. Таким образом, социология является одновременно и теоретической и эмпирической наукой. Теоретические положения не являются умозрительными, а основываются на конкретных фактах. В структуре социологии выделяют так же макро и микросоциологию. Макросоциология изучает большие социальные общности и группы, при этом считается, что знания, полученные о макроуровне, дают представления о явлениях и процессах микроуровня. Микросоциология изучает малые соц группы, взаимодействия, отношения в них. Представители социологии считают, что знания о микроявлениях и процессах являются ключом к пониманию того, что происходит в обществе в целом.

 

Функции социологии.

Выделяют две основные группы функций  социологии: теоретические и практические.

К теоретическим относятся:

  • Познавательная функция, которая заключается в получении нового научного знания о соц явлениях, процессах, установлении тенденций изменения различных соц объектов и закономерности. Социология в отличие от многих наук дает возможность выделять скрытые, невидимые связи.
  • Прогностическая функция, т.е. разработка прогнозов изменения какого-то явления или объекта на основе уточнения тенденций развития.
  • Конструктивистская и проективная функции тесно связаны с прогностической.

Конструктивистская состоит в  создании мысленного образа будущего объекта, а проективная функция  – создание модели явлений или  процессов с конкретно заданными параметрами и особенностями функционирования.

 

К практическим функциям относятся:

  • Управленческая функция предполагает, во-первых, соц. просвещения управленческих кадров, которые должны принимать научно-обоснованные и эффективные решения. Во-вторых, результаты соц. исследований, выводы и рекомендации социологов, являются основой для принятия управленческих решений на всех уровнях, для определений целей соц. политики и разработки соц. программ.
  • Технологическая – разработка социальных технологий. Соц. технология – совокупность приемов активного воздействия на соц. объект, с целью выявления и мобилизации его ресурсов, а так же способы достижения желаемой социальной цели.
  • Планирующая состоит в разработке планов соц. развития, отдельных коллективов, предприятий, организаций, целых отраслей и территорий.

 

Кроме этих двух групп функций существуют культурно-идеологическая и критическая  функции. Культурно-идеологическая включает в себя два аспекта: публику, распространяя  результаты соц. исследований, социологи способствуют преодолению в общественном сознании различных предрассудков и стереотипов, а так же способствую формированию общественного мнения по той или иной проблеме. Второй аспект – выводы и рекомендации социологов затрагивают интересы различных соц групп и в связи с этим приобретают определенный идеологический характер.

Критическая функция состоит в  том, что в ходе проведения исследований выявляются недостатки проводимой соц  политики и необходимость внесения в них определенных корректив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  социологических исследований          

 

Опросы, их познавательные возможности и виды. Анкета, как  инструмент социологического исследования.

 

Опрос – сбор вербальной информации в процессе непосредственного или опосредованного общения с респондентами.

Респондент – человек, являющийся источником информации.

Опросы обладают определенным свойством универсальности, т.к. с  их помощью можно выяснить:

  • во-первых, объективные характеристики людей (условия жизни, характер поведения, результаты деятельности),
  • во-вторых, субъективные характеристики людей: их потребности, интересы, потребностные ориентации, мотивы, установки, мнения,
  • в-третьих, не только настоящее, но и прошлое, и даже предполагаемое будущее,
  • в-четвертых, опросы охватывают все сферы жизнедеятельности, в которые включены.

 

Вербальная информация гораздо  богаче невербальной. Основные познавательные возможности опросов связаны  с изучением субъективного мира людей.

По способу общения с респондентами выделяют письменный (анкетирование) и устный (интервью) опросы.

По особенностям процедуры: индивидуальные и групповые.

По месту проведения: по месту жительства, по месту основной деятельности, в целевых аудиториях, на улице, в транспорте.

 

Анкета предназначена для письменного опроса. Она включает в себя три части: вводную  часть, содержащую обращение к респонденту, сообщение о цели опроса, о практическом применении результата, об анонимности, а так же разъяснение порядка заполнения анкеты; вторая часть – основная, содержит вопросы по проблеме исследования; третья часть – паспортичка, в ней вопросы, выясняющие социально-демографические характеристики респондента.

По форме вопросы анкеты подразделяются на открытые, в которых дается только формулировка вопроса,  а ответ респонденты записывают самостоятельно, в отведенном для этого месте, закрытые вопросы – с перечнем вариантов ответа, и полузакрытые вопросы: помимо варианта, еще позиция «что-то еще», «другое».

Закрытые и полузакрытые вопросы  подразделяются на следующие виды:

  • дихотомические (с ответами да, нет, согласен, не согласен),
  • альтернативные (из нескольких предложенных вариантов можно выбрать только один, при этом варианты ответа являются по смыслу взаимоисключающими),
  • вопросы «меню», «кафетерии» (из большого количества вариантов можно выбрать несколько),
  • вопросы, требующие ранжирования и присвоения бальных оценок.

 

По целевому назначению:

  • содержательные вопросы: к содержательным относятся вопросы о фактах окружающей действительности, о фактах поведения и фактах сознания;
  • функциональные. Они предназначены для решения различных методических вопросов.
    • контрольные вопросы, с помощью которых проверяют, уточняют информацию, содержащуюся в основных вопросах;
    • вопросы фильтры, с их помощью из совокупности опрашиваемых выделяют ту часть, к которой будут обращены последующие вопросы,
    • буферные вопросы, с их помощью разъединяют вопросы, которые могут оказать влияние друг на друга;
    • вопросы «глушители», которые снимают усталость, напряжение у респондентов, оживляют их внимание, отвлекают их внимание от контрольных вопросов;
    • вопросы «ловушки», с их помощью проверяется искренность респондентов.

 

По отношению к респонденту выделяют прямые и косвенные вопросы. Прямой вопрос непосредственно обращен к личности респондента. А в косвенном вопросе спрашивают о других людях или о людях вообще, но на самом деле выясняют ориентации, установки самого респондента.

 

По критерию времени  различают:

  • ретроспективные вопросы
  • текущие вопросы
  • проективные вопросы (о предполагаемом будущем). Особая разновидность – ситуативные вопросы, когда задается вымышленная ситуация, и респонденту предлагается выбрать вариант поведения в этой ситуации.

 

Информация о работе Социология как наука