Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Понятие «организация» имеет смысловое значение, характеризующее процесс, становление, изменение некоторой деятельности. Деятельность предполагает ее организованность, упорядоченность, и в этом смысле организация жизнедеятельности системы означает ее саморегуляцию, самоуправление. На состояние системы в самых различных аспектах влияет уровень ее организованности, точнее, самоорганизация. В теории управления концепция самоорганизованности разрабатывается в рамках синергетики, основанной на изучении взаимосвязи порядка и хаоса.

Работа содержит 1 файл

Социальные организации.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

·         добрачный,

·         создание семьи,

·         становление молодой семьи,

·         рождение ребенка (детей),

·         воспитание,

·         функционирование семьи,

·         регулирование межличностных отношений,

·         распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).

Развитие  семьи, ее типы зависят не только от экономики общества, но и от социальной структуры. Семья во многом зависит  от общего состояния духовной жизни  общества.

При безраздельном  господстве моногамного брака в  современном мире значительно распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Материнская семья — это матери-одиночки по отечественной терминологии. Большинство женщин, особенно в возрасте 40-45 лет, идут по пути материнства сознательно, из-за желания иметь собственного ребенка и не быть одинокой. Другие становятся матерями в силу обстоятельств, не имея выраженной потребности в детях. Среди них высок процент 15-19-летних.

О количественной распространенности материнской семьи можно судить по статистике внебрачной рождаемости в стране. При одном миллионе детей, брошенных или сданных в детские дома, бывает горько слышать о том, что в ряде западных, стран, например, в Голландии, практически нет нежеланных детей.

Другая  форма внебрачных семей — неполная. У нее другое происхождение. Если материнская семья изначально безбрачная, то неполная — результат овдовения  или развода. По некоторым расчетам, в среднем к достижению человеком 75-летнего возраста в нашей стране распадаются все браки: 23% прекращаются из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа, остальные - из-за развода.

Особый  вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей.

«Молодежные»  браки первоначально были распространены в Скандинавии и Германии, в  дальнейшем появились во всех промышленное развитых странах, а в последние годы и в России. Это тип добрачного сожительства, когда молодая пара проживает вместе, но не оформляет свой союз. Отношения между ними юридически оформляются лишь в том случае, когда они по обоюдному согласию зачинают ребенка. Такие отношения могут существовать продолжительный срок и, в конечном счете, не обязательно заканчиваться правовым контрактом.

«Конкубинат» (от лат. «вместе» и «лежу», «сожительствую») понимается как продолжительный  союз женатого мужчины и незамужней женщины. При таком союзе мужчина имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка. Такие отношения существуют и в нашей стране, но о степени их распространенности судить трудно из-за отсутствия статистических материалов.

К альтернативным формам брака относят и так  называемый «Годвин-брак», названный  по имени английского утописта первой половины XIX века В. Годвина, впервые  описавшего такие взаимоотношения  между мужчиной и женщиной. Это  брачный союз, для которого характерно раздельное проживание супругов и, соответственно, раздельное в принципе владение имуществом.

Возникновение альтернативных брачных союзов специалисты  объясняют разнообразными обстоятельствами. Это и скрытая форма двоеженства, и проявление взаимного доверия, не требующего юридического оформления прав и обязанностей супругов, и возможность, к примеру, пользоваться двумя квартирами, приусадебными участками и другими материальными выгодами. Вместе с тем, распространение альтернативных браков может отражать неудовлетворенность части мужчин и женщин единобрачием и их стремление «разнообразить» свои сексуальные контакты. Рассказывая о превратных представлениях у молодежи о моногамии, французский писатель А. Моруа приводит такой пример из американской жизни. Однажды на экзамене в колледже профессор спросил студентку: «Как называется брачный союз, в котором мужчина всю жизнь довольствуется одной женщиной»? Девушка, нисколько не задумываясь, ответила: «Монотонный». И не случайно, что существуют разновидности альтернативных браков, представляющие собой, по сути, полигамию, многобрачие в равной степени как для мужчин, так и для женщин «открытый брак»; «сексуально открытый брак» и др.

Многовариантность типов современных семей и  брачных отношений вовсе не свидетельствует о кризисном состоянии моногамии на Западе, а отчасти и у нас. Во всех промышленно развитых странах базовой семьей остается моногамия. На ее фоне альтернативные браки выглядят небольшими вкраплениями.

Существует  множество самых различных прогнозов  о будущем семейно-брачных отношений. В оценке частных аспектов отдельные авторы вдруг начинают уверять, что в XXI веке исчезнут одиночки, однодетные семьи и разводы, хотя оснований для таких предположений пока нет. Относительно общих тенденций развития семьи серьезные исследователи не рискуют заглядывать в отдаленное будущее из-за ограниченности статистического материала. Но существует мнение, что магистральное направление развития семьи - это эволюция ее в новую, в определенной мере уже существующую, форму, условно называемую супружеской семьей.

Одним из первых, кто еще в начале века прозорливо предсказал вероятность  такого развития семейно-брачных отношений, был выдающийся русский социолог П. Сорокин. Он писал в 1916 году: "Будущая  семья будет и может быть только свободным союзом равных личностей" [3].

В 60-х  годах ХХ века в англоязычной социологии утвердилась мысль о развитии большинства семейных систем к супружеской  форме. В то время, по-видимому, допускалась  возможность двух вариантов такого развития: моногамного и полигамного. Однако распространение СПИДа заставило при теоретических анализах и прогнозах исключить полигамный вариант. В общественном мнении на смену пропаганде сексуальной революции и свободы интимных отношений наметилась тенденция возврата к пуританству в отношениях между мужчиной и женщиной, стал утверждаться культ моногамной семьи и супружеской верности.

Спектр  мотивов заключения брака очень  широк: любовь, общность интересов и  взглядов, ощущение одиночества, вероятность  рождения ребенка, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него квартиры и т. д. и т. п. Некоторые исследователи условно сводят мотивацию брака к трем подгруппам: брак по любви, брак по стереотипу поведения, т. е. по рефлексу подражания, и брак по расчету. Другие говорят о пяти типах мотивации: по любви, по духовной близости, по материальному расчету, по психологической адекватности, по моральным соображениям. Разумеется, возможны различные комбинации мотивов.

Очевидно, что большинство браков заключается  по любви. В России, по некоторым опросам, 2/3 мужчин и 3/4 женщин указывают в качестве мотива вступления в брак любовь и взаимную привязанность. Однако понятие «любовь» многозначно и неопределенно. При удачном браке первоначальную привязанность начинают оценивать как любовь, а при разводе любовь оказывается легкомысленным увлечением. Понимание любви и оценка ее роли в браке неодинаковы в разных странах. Так, при опросе, проведенном в свое время советским и американским журналами, на вопрос: «Что является основой счастливого брака»? — 52% американок сказали: «дружба», а 54% представительниц СССР назвали «любовь».

Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев  расчет бывает материальный, нередко  корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь.

В развитии семьи современного индустриального  общества наблюдаются следующие  тенденции:

1) под  влиянием урбанизации произошел  переход от традиционной семьи  к эгалитарной, основанной на  относительном равенстве супругов;

2) переход  от семьи сложной, расширенной,  многопоколенной к семье нуклеарной;

3) переход  от семьи с четким распределением  функций между супругами к  семье, где функции супругов  размыты, отчетливо не фиксируются;

4) переход  от семьи многодетной к семье малодетной;

5) уменьшение  числа семей и рост числа  внесемейных;

6) переход  от семьи как важного фактора  производства к семье с доминирующими  функциями в сфере потребительно-бытовой,  досуговой, сексуальной.

В развитых странах постепенно утверждается идея самоценности семьи, значимость нормальных межличностных отношений.

Нельзя  не упомянуть о том, что одно из научных направлений в социологии семьи — парадигма кризиса  семьи как социального института  — дает основание для мрачных  прогнозов о перспективах семьи. Есть мнение, что ее социальный потенциал исчерпан. Действительно, статистика последних лет фиксирует увеличение числа заключаемых браков, однако параллельно продолжает возрастать количество разводов, что соответственно увеличивает число неполных, т.н. осколочных семей (родитель плюс ребенок). По-прежнему самой популярной моделью семьи остается однодетная семья. Только официально в России зарегистрирована огромная «армия» детей-беспризорников (около 2 млн.). Выводы неутешительны: семья как социальный институт не справляется с основными функциями воспроизводства и социализации новых поколений.

Как уже  было сказано, современная семья  отличается многообразием форм и  типов. В каждой типологии можно  выделить преобладающий тип семьи. Модель современной российской семьи выглядит примерно так:

·         по числу детей — чаще однодетная или совсем без детей;

·         по числу семейных ролей — неполная (с одним родителем);

·         по месту жительства — вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно — расширенная), реже — унилокальная (нуклеарная);

·         основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака;

·         по способу распределения власти в семье — эгалитарная;

·         по социальному статусу супругов — гомогенная (социально-однородная);

·         по национальной принадлежности супругов — однонациональная или межнациональная.

Есть  и такие явления, как однополые  — гомосексуальные семьи.

Картина пестрая, зачастую не соответствующая  общепринятому определению семьи. Создается впечатление, что выполнение некоторых функций семьи «закреплено» за определенным типом семьи: так, функция воспроизводства — за неполными семьями, функция экономической поддержки — однодетными полными семьями или бездетными, так как доказано, что рождение каждого следующего ребенка негативно сказывается на материальном благополучии членов семьи. При этом функции социализации и преемственности семейных поколений могут выполняться разными типами семьи, но при условии: они должны быть благополучными.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

4. общественное  мнение как институт гражданского  общества

Для социологии представляет познавательный интерес  массовое сознание и такое его  состояние как общественное мнение, которое, являясь в современных обществах институтом, выступает важнейшим регулятором социального взаимодействия и коммуникации, фактором социализации и образования личности.

Массовое  сознание представляет сложное конгломеративное образование, возникающее на «пересечении»  всех типов общественного сознания — чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, рационального и иррационального. На основе переплетения всех форм в его составе возникает много разнообразных элементов в диапазоне от позитивного знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до устойчивых настроений. Как и сами массы, сознание в современных обществах возникает и формируется, в первую очередь, в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей в различных сферах, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности. Действие этих непосредственных условий и форм социальной жизни закрепляется и получает развитие в производстве, распространении различных видов массовой культуры, связанных функционированием средств массовой коммуникации. Именно благодаря массовой коммуникации интересы, устремления, потребности широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.

Рассмотрим  природу общественного мнения. Следует  заметить, что общественное мнение существовало во все исторические эпохи. Г. Тард обосновывал возникновение  общественного мнения действием психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований. Взаимоотношения двух индивидов, из которых один подражает другому, представляет модель социального бытия вообще. Все сходства, существующие в мире, обусловлены повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

Другой  социолог, Г. Зиммель, видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание является важным механизмом идентификации человека с группой, общностью.

Отечественные исследователи В.С. Коробейников и С.Ф. Хитрова рассматривают этот духовный феномен в социологическом аспекте через его принадлежность к общественному (массовому) сознанию, уточняя, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.

Б.Д. Парыгин  определяет общественное мнение как  массовидное явление групповой  психологии, психического состояния масс, социально — психологическое коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение — это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что они принадлежат определенным субъектам, поэтому в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.

«Британская энциклопедия» определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества. В общественном мнении проявляется комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. К его признакам можно отнести следующие:

Информация о работе Социальные организации