Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Понятие «организация» имеет смысловое значение, характеризующее процесс, становление, изменение некоторой деятельности. Деятельность предполагает ее организованность, упорядоченность, и в этом смысле организация жизнедеятельности системы означает ее саморегуляцию, самоуправление. На состояние системы в самых различных аспектах влияет уровень ее организованности, точнее, самоорганизация. В теории управления концепция самоорганизованности разрабатывается в рамках синергетики, основанной на изучении взаимосвязи порядка и хаоса.

Работа содержит 1 файл

Социальные организации.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В плане сказанного неудовлетворенность можно рассматривать  как чувство, порождающее активную деятельность по пути обнаружения и  разрешения противоречий в системе социальных институтов.

С другой стороны, неудовлетворенность, в свою очередь, может быть показателем  обратного — успешного функционирования социальных институтов и социальной организации.

Удовлетворение  потребностей происходит в рамках конкретных социальных институтов. Но, во-первых, состояние удовлетворенности каких-либо потребностей вовсе необязательно выступает положительным показателем степени развития этих потребностей у индивида. Во-вторых, сами по себе удовлетворенность или неудовлетворенность каких-либо отдельно взятых потребностей не всегда выступают в качестве показателя положительных или отрицательных сторон тех или иных социальных институтов. В-третьих, как чувство удовлетворенности человека, так и теснота его связей с социальными институтами не являются какими-то раз и навсегда установленными показателями. Например, естественное движение человека, его переход из одной возрастной группы в другую выступает в качестве фактора, ослабляющего его связи с одними и усиливающего с другими социальными институтами. В-четвертых, неудовлетворенные деятельностью социальных институтов или качеством выполнения ими своих функций, как свидетельствует опыт, далеко не всегда является худшей частью общества. В-пятых, неудовлетворенность со стороны индивида может быть показателем положительного в развитии и функционировании социального института. В-шестых, система потребностей постоянно меняется как на уровне отдельного индивида, так и у социальных слоев и групп. Структура социальных институтов объективно не успевает измениться в соответствии с изменениями в системе потребностей. Потребности оказываются более мобильными по сравнению с самими социальными институтами, которые складываются в процессе их удовлетворения. В результате этого в обществе постоянно ощущается несоответствие между системой потребности людей и возможностями их удовлетворения в системе социальных институтов. Жизнь наша чрезвычайно богата подобными примерами. С одной стороны, появляются новые потребности в общественном сознании все в большей степени складывается понимание принятия определенных мер по их удовлетворению, в зачаточном состоянии отношения между людьми в процессе их удовлетворения на уровне единичного начинают складываться, а соответствующие институты еще не сложились: например, появляется в обществе новый, так называемый, «средний класс», появляется потребность в соответствующих политических институтах, выражающих интересы этого класса, однако их еще нет. С другой стороны, определенные потребности удовлетворены, удовлетворенные потребности рождают новые потребности, а институты или система институтов не успевает соответствующим образом реагировать, она остается неизменной.

Система социальных институтов нашего общества претерпевает сегодня качественные и количественные изменения: происходит двуединый процесс разрушения прежней системы институтов и возникновения новой. Причем ведущей тенденцией до сих пор остается именно крушение. Что же касается второй стороны — возникновения новых социальных институтов, то на ней отражается во всей полноте уникальность настоящего момента: условия еще не созрели, а интерес в общественном сознании, осознание нужды в них уже существует. С другой стороны, происходит качественное изменение системы интересов и потребностей классов, социальных групп и в обществе в целом.

В этих условиях доминирующее значение будут иметь противоречия, связанные с появлением новых социальных групп со специфическими интересами и потребностями. Вокруг этих потребностей и возможных путей их удовлетворения будут складываться и уже складываются связи и отношения людей, которые постоянно будут соответствующим образом институционализироваться. Ясно, что именно вокруг этих институтов будет складываться новая система противоречий: с одной стороны, это будут противоречия между силами, стремящимися к институционализации своей деятельности по удовлетворению своих потребностей, и теми, кто сознательно или подсознательно, организованно и неорганизованно будут тормозить этот процесс. При этом, во-первых, неверно было бы думать, что интересы и потребности сил как той, так и этой стороны безлично однородны. Речь может идти о совпадении некоторых интересов и потребностей на определенное время. Во-вторых, разная степень осознания этих интересов и потребностей сама по себе также будет играть тормозящую роль как в становлении и развитии новых, так и в процессе разложения существующих социальных институтов.

Особо значимой становится проблема тех изменений, которые претерпевают сегодня социальные институты. При этом однозначно можно  сказать лишь о том, что существующая в обществе система социальных институтов трансформируется. Однако это касается не всех социальных институтов в одинаковой степени: от каких-то институтов жизнь заставит отказаться полностью; некоторые из них меняются по форме, а определенная часть, очевидно, не испытывает каких-либо серьезных изменений сегодня, чтобы быть отвергнутым наполовину завтра и полностью на послезавтра.

Следующая группа противоречий — это противоречия между социально приписываемыми, признанными обществом и «теневыми» функциями социальных институтов.

Говоря  о функциях социальных институтов, как правило, ограничиваются описанием функций, официально закрепленных за тем или иным институтом. Однако подобный подход к анализу функций социальных институтов позволяет лишь в определенной мере приблизиться к проблеме, к надводной части айсберга. В итоге, получается только та информация, которая в большей степени выгодна этому институту, в силу чего поддерживается и распространяется им в целях создания определенного общественного мнения. На самом деле социальные институты кроме декларируемых выполняют еще и неофициальные функции, которые условно называются «теневыми».

Анализируя  состояние социальных институтов образования, мы в основном рассуждаем о том, что  функционально они обеспечивают передачу накопленных предыдущими поколениями знаний в рамках определенных министерством образования программ последующим поколениям. Мало меняет дело то, что иногда институтам образования приписывается выполнение экономических, социальных и культурных функций. Однако независимо от того, будем мы признавать это, или нет, институты образования выполняют еще ряд функций, которые стыдливо умалчиваются и остаются в стороне от пытливого взора исследователей.

Представляет  собой интерес в плане сказанного функция социальной адаптации маленького человека, выполняемая социальными институтами образования, когда ребенком усваиваются, иногда, быть может, даже в большей степени, чем знания, определенные школьной программой, система социально-психологических, моральных и других ценностей, характерных для данного возрастного уровня, данной группы детей, молодежи; когда представления о жизни, о социальных ценностях, которые сложились у ребенка в микросреде его семейной атмосферы, существенно дополняются теми представлениями, которые присущи другим семьям, другим субкультурам. Кроме того, люди, обеспечивающие деятельность этих институтов, далеко не ограничиваются отправлением только тех обязанностей, которые вписываются в рамки декларируемых в обществе функций институтов образования: организовывая забастовки, демонстрируя определенные отношения к своей работе, к своим коллегам, к учащимся и их родителям и т. д. Они, параллельно с деятельностью в рамках официально приписываемых институтам образования функций, несут в школу, как граждане, как члены определенной социально-профессиональной и половозрастной группы, как представители этнических или политических групп так много, что не может не усваиваться сознательно или подсознательно их воспитанниками.

Противоречие  между официально признанными, декларируемыми и реальными функциями довольно прозрачно проявляются и в институтах политики и права.

3. Семья как социальный институт

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками.

Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью.

По  традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней  является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством  норм и санкций.

Брак  является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности.

Семья, таким образом, является более сложным  образованием, чем просто брачная  группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя  институт семьи, мы указываем на его функции:

·         воспроизводства населения,

·         хозяйственно-экономическую,

·         воспитательную,

·         рекреационную,

·         социального контроля.

При этом считается, что семья — это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. С этим можно и нужно согласиться. Но, с другой стороны, выполняя свою функцию передачи социального опыта, институт семьи не ограничивается только тем опытом, который приемлем с точки зрения интересов общества. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную — отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию  адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает  активное участие и в процессе воз-растания патологического груза  в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д.

Понимание семьи как социального института  предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами  общества (политическими, экономическими, образования).

В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет  решать вопросы о мотивах и  причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений  и т. д.

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия  (тип брака, в который вступают  мужчина и женщина, при этом  им не разрешается вступать  одновременно более, чем в один  брак).

2. Полигамия  (форма брака, которая предполагает  наличие более одного партнера  в супружестве) исторически выступает  в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены  несколько мужей).

В зависимости  от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют  родители с детьми, не состоящими  в браке);

2) расширенная  или родственная (сложная) семья  (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типы  семей по наличию супругов: полная и неполная.

Типы  семей по наличию и количеству детей: многодетная, среднедетная, однодетная, бездетная.

С точки  зрения иерархии, престижа, структуры  власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные.

Наряду  со структурой родства и структурой власти в семье выделяют структуру  коммуникаций и ролевую структуру.

Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи [2]:

- репродуктивная (биологическое воспроизводство  населения в общественном плане  и удовлетворение потребности  в детях - в личностном);

- воспитательная (социализация подрастающего поколения,  поддержание преемственности культуры в обществе);

- хозяйственно-бытовая  (поддержание физического здоровья  членов общества);

- духовного  общения (развитие личностных  качеств членов семьи);

-социально-статусная  (воспроизводство социальной структуры);

- экономическая  (получение материальных средств одними членами семьи от других);

- сфера  первичного социального контроля (регламентация поведения членов  семьи в различных сферах жизнедеятельности);

- досуговая  (организация совместного отдыха);

- эмоциональная  (получение психической защиты  и поддержки);

- сексуальная  (сексуальный контроль, удовлетворение  сексуальных потребностей).

Функции семьи историчны и связаны  с социально-экономическими условиями  в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи:

Информация о работе Социальные организации