Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 06:13, контрольная работа

Описание работы

Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целей.

Содержание

1. Социальная организация: понятие, структура.
2. Типология социальных организаций.
3. Бюрократия как организация публичной власти: положительные черты (М.Вебер) и негативные последствия (Р.Мертон).

Работа содержит 1 файл

Социология тема 22.docx

— 55.79 Кб (Скачать)

Тема 22. Социальные организации 

 

План

 

1. Социальная  организация: понятие, структура. 

2. Типология  социальных организаций. 

3. Бюрократия  как организация публичной власти: положительные черты (М.Вебер)  и негативные последствия (Р.Мертон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная организация: понятие, структура.

 

Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целей. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.

Социальная организация  обычно характеризуется следующими основными признаками:

• наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);

• существование системы  власти, управления, которые подразумевают  подчинение работников руководству  в процессе трудовой деятельности;

• распределение функций (полномочий и обязанностей) между  группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Социальная организация  относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку  в ее природе заложена известная  двойственность: во-первых, она создается  для решения определенных задач  и, во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей. На заранее созданную социальную организацию накладывается целая  система межличностных отношений.

Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставится две задачи: повышение экономической  эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда, а также социальное развитие коллектива или работника как личности. На основании этих задач в трудовой организации можно выделить два  типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную.

Производственный тип  структуры формируется в зависимости  от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: функциональную (содержание труда); профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологическую (межличностные отношения) и управленческую (система управления). Качественными признаками функционирования этого типа структуры выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных

с производственной структурой, составляет система мероприятий  по развитию мотивации производственной активности (моральное и материальное стимулирование и т.д.).

 

Рисунок 1.

 

Непроизводственный тип структуры  возникает, когда члены трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работников. К непроизводственной структуре можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Общая структура социальной организации  промышленного предприятия возникает  и развивается как в рабочее, так и в свободное от работы время. Эти социальные организации  взаимосвязаны между собой и  дополняют друг друга (Рисунок 1).

В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят социальные процессы и явления, знание которых также  крайне необходимо.

 

 

 

 

2. Типология социальных организаций. 

 

Существует  большое множество разного рода типологий организаций. Наиболее распространенной в настоящее время является типология  организаций по отраслевому признаку:

 

• производственные,

• образовательные,

• лечебные,

• культурные,

• транспортные и пр.

Разработка  типологий организаций интересует не только социологов, в ней нуждаются  и экономика (делит организации  по профилю продукции, по численности  персонала, техническому режиму и т.д.), и право (делит организации по подчинению — местные, региональные, межрегиональные, общероссийские; по ведомственной  принадлежности; по административным структурам и т.д). Для социологов наиболее важно рассмотрение организаций с точки зрения их места в общественных отношениях, социальной функции. Рассмотрим наиболее характерные классификации организаций, разработанные социологами. Так, А.Этциони все организации делит на три следующих класса: 1) добровольные организации (voluntary organizations), члены которых объединяются на добровольной основе: политические партии, церкви, клубы, университеты; 2) принудительные организации (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы, концентрационные лагеря; 3) утилитарные организации (utilitarian organizations), члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы .  
 
А.И.Пригожин выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации.

 

 

 

 

 

 

3. Бюрократия как организация публичной  власти: положительные черты (М.Вебер)  и негативные последствия (Р.Мертон).

 

Понятие бюрократического управления.

Бюрократия — сложный и противоречивый социальный феномен. В обыденном  понимании понятие «бюрократия» очень часто имеет явно негативный оттенок. Однако на самом деле бюрократия изначально представляет собой единственно  возможную в настоящее время  форму управления, весьма эффективную  по своей сути, но способную порождать  негативные социальные явления.

Под бюрократией обычно понимается социальная группа, члены которой  профессионально занимаются управлением, их должности и посты в организации  образуют иерархию, характеризующуюся  формальными правами и обязанностями, определяющими их деятельность и  ответственность.

История бюрократии уходит в глубокую древность. Кланы профессиональных управляющих, чиновников существовали в Древнем Египте, Древнем Китае, в Римской империи и других странах Древнего мира. Развитые бюрократии возникали в процессе формирования национальных государств, когда царил мир и увеличивалась потребность в достижении социального порядка.

Сам термин «бюрократия» означает «господство  канцелярии» и образован из двух слов: французского bureau — бюро, канцелярия, и греческого kratos — сила, власть, господство. Введение этого термина приписывается экономисту-физиократу Винсену де Гурнай, который в 1745 г. обозначил так исполнительную власть, придав термину уничижительное значение. Однако в научный обиход термин вошел благодаря выдающемуся немецкому социологу М. Веберу. Он положил в основу изучения бюрократии ее идеальный образ, рассматривая бюрократию как наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость в распределении ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации. При бюрократическом управлении официальные должности, чиновники и управляющие становятся ключевыми фигурами в управлении организациями. Бюрократия, имея доступ ко всем рычагам управления, является всесильной, подчиняясь только «интересам дела». При этом она обеспечивает четкость и однозначность потоков информации в организации. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специальное образование, быть компетентным в вопросах управления организацией.

Вебер выделил следующие основные отличительные свойства идеальной  бюрократии.

  1. Безличный характер.

Работники органов управления организацией лично свободны и действуют только в рамках безличных обязанностей, существующих в данной организации. Термин «безличный» здесь означает, что обязанности и обязательства  принадлежат должностям и постам, а не индивидам, которые могут  занимать эти должности и посты  в определенный момент времени.

  1. Принцип иерархии.

Бюрократия предполагает наличие  ярко выраженной иерархии должностей и позиций, т.е. определенная должность  доминирует над всеми нижестоящими и зависит от должностей, находящихся  выше ее в структуре организации. При иерархических отношениях работник, занимающий конкретную должность, может  принимать решения относительно работников, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких  должностях.

  1. Четкое разделение труда в области управления.

Здесь подразумевается ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей. При этом предполагается строгое  формальное распределение задач  и обязанностей каждого работника, которые несут полную ответственность  за выполнение своих обязанностей. Необходимым условием реализации этой характеристики является полная компетентность работников в каждой должности по узкому кругу проблем.

  1. Правила отбора работников.

Отбор и расстановка работников в рамках социальной структуры организации  осуществляются исключительно на основании  их квалификации. Это означает, что  не учитываются такие важные статусные  позиции, как деньги, родство и  происхождение, власть, связи и другие параметры, не относящиеся к сфере  квалификации.

  1. Правила и инструкции.

Деятельность работников управления в организации регламентируется системой абстрактных, строго формальных правил. Эти правила единообразны и универсальны, и каждый член бюрократической  организации в своих действиях  руководствуется только такими правилами, инструкциями и установлениями. Но из этого вовсе не следует, что  бюрократические обязанности являются неизбежно простыми и рутинными. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов предотвращает возможные отклонения, связанные с индивидуальными  особенностями исполнителей.

6. Карьерный принцип.

Бюрократия представляет собой  карьерную структуру, в которой  продвижение производится по заслугам или по старшинству независимо от суждений руководителя.

  1. Сосредоточение на одном занятии.

Должность, занимаемая работником в  организации, рассматривается им как  единственное или по крайней мере главное занятие. Это обстоятельство дает возможность полностью сосредоточиться на своем деле, идентифицировать себя с данной организацией.

  1. Заработная плата.

Размер заработной платы работника  зависит от занимаемого им места  в иерархической структуре организации. Чиновники и управляющие должны довольствоваться положенным им денежным содержанием и не получать плату от клиентов, с тем чтобы первостепенные интересы работников были связаны с организацией [149. Р. 234-236].

Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой  рационализации. Ее характеризуют строгая  ответственность за каждый участок  работы, координация в достижении организационных целей, оптимальное  действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость. Исследование Вебера изменило мнение о бюрократии, показало направления развития организационных  управленческих структур. Не случайно известный американский специалист в области теории организаций  Д. Чайлд отмечал: «Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значимым описанием сущности современных организаций».

Негативные стороны деятельности бюрократии.

Понятно, что идеальный тип бюрократии не может существовать в реальности. Более того, бюрократия, первоначально  предназначенная для наиболее удобного и выгодного достижения целей  организации, на деле часто отходит  от них и не только работает вхолостую, но и тормозит все прогрессивные  процессы в организации. Бюрократия доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждая от реальности свою безопасность формальными правилами  и нормами (т.е. ритуалами, а не реальными  целями). Фактически при этом бюрократия начинает жить в нереальном, виртуальном  мире, где существуют бумаги, визы, распоряжения, а не реальные личности и организации.

Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анализируются в модели бюрократии известного американского социолога Р. Мертона.

Информация о работе Социальные организации