Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим.
Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:
1. Сущность организации её типы, виды и формы управления.
2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.
СРС
Штиной Марии, студентки ЮС2-36 группы.
Социальные
организации.
План:
1.
Сущность организации её типы,
виды и формы управления.
2.
Социальная организация:
1.
СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЕЁ ТИПЫ И ВИДЫ.
Социология
управления неразрывно связана с
изучением организаций, поскольку
управленческая деятельность может
осуществляться только в организации.
Организация - это, с одной стороны,
социальная категория, а с другой
- средство достижения целей. Организация
пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому
анализ как таковой организации
необходим.
Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:
1.Внутренняя
упорядоченность,
2.Объединение
людей для совместного
3.
Определенного рода
4.
Результат обеспечения
В своей повседневной жизни люди оказываются втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - неформальные и формальные.
Типы
организации:
Неформальная
— система межличностных
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;
б)
существование и
в)
главная особенность — не служебное,
«не деловое» содержание межличностных
отношений.
Формальная структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
С социологической точки зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
д) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Во
многих формальных организациях существуют
неформальные организации, которые
возникают сами по себе, где люди
группируются вокруг одного человека
и регулярно вступают во взаимодействие
друг с другом.
Две
специфические черты
отличают организации
от других видов социальных
групп:
·
во-первых, организации — это, прежде
всего социальные группы, ориентированные
на достижение рациональных, функциональных,
специфических целей;
· во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
Виды организации:
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.
I. Трудовая организация — это:
· организационно закрепленная совокупность людей,
· действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели
·
и для создания определенного
общественно необходимого продукта
или оказания услуг.
Необходимо
различать и такие понятия, как
трудовая и производственная организация.
Трудовая организация значительно
шире производственной и охватывает работников
производственных, научных, учебных, медицинских,
культурно-просветительских, административных
и других организаций.
II.
Производственная организация
Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1)
по форме собственности. В
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г)
собственность трудового
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж)
иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),
б)
организации, функционирующие в
непроизводственной сфере (учреждения
культуры, здравоохранения, образования
и т.д.).
III. Социальная организация - (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов
1.иерархического
(субординационного, «вертикального»).
По отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.
2.координационного
(паритетного, «горизонтального»).
Второй принцип — координационный — является воплощением функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.
Сочетание
иерархического и координационного
принципа управления в том или
ином виде даёт следующие варианты
построения отношений в организации.
Формы управления.
1)
пирамидальная структура (
Это достаточно традиционная структура организации отношений, которую называют первой формой управления в организации: она делится на отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.
Дальнейшее
развитие производственной деятельности,
появление эффективных методов
решения управленческих задач и
рост специализации управления привели
к появлению нового класса структур.
Так, наряду с традиционными иерархическими
структурами широкое
2)
линейная организационная
3)
матричная структура:
Схема
Матричная структура
4)
организация конгломератного
• в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная структура,
• в другом — линейная,
•
в третьем — матричная
Все
рассмотренные классы и типы организационных
структур широко используются в системе
управления, поэтому их необходимо
знать, применять и модернизировать
в процессе трудовой деятельности.
2.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА,
ЭЛЕМЕНТЫ.
Рассматривая организацию с точки зрения социального объекта, социальной группы, дадим следующую формулировку.