Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим.
Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:

Содержание

1. Сущность организации её типы, виды и формы управления.
2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.71 Кб (Скачать)

    СРС Штиной Марии, студентки ЮС2-36 группы. 

    Социальные  организации. 

    План:

    1.    Сущность организации её типы, виды и формы управления. 

    2.    Социальная организация: признаки, структура, элементы. 
 

    1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ  ЕЁ ТИПЫ И ВИДЫ. 

    Социология  управления неразрывно связана с  изучением организаций, поскольку  управленческая деятельность может  осуществляться только в организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация  пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому  анализ как таковой организации  необходим.  

    Организация  (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:

    1.Внутренняя  упорядоченность, согласованность  взаимодействия отдельных элементов  или частей системы в соответствии  со структурой целого – организация  как состояние. Состояние - Организация  как состояние предполагает наличие  определенного порядка, или определенную  степень упорядоченности. 

    2.Объединение  людей для совместного достижения  поставленной цели, действующих  в рамках определенной структуры  и на основе правил, установленных  для этой организации – организация  как система. Система - Под организацией  как системой понимается непосредственный  вид системы, устройство системы,  что предопределяет исходные  позиции для формирования теории  организаций. 

    3. Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной  структуры управления, совершенствованию  взаимосвязей ее элементов и  обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность) –  это организация как процесс.  Процесс - Организация как процесс  реализуется в качестве одной  из основных функций управления  при создании и совершенствовании  системы. В сфере организации  управления ее обычно связывают  с действиями, направленными на  формирование (основание, учреждение, создание, совершенствование) каких-либо  организационных структур, на подготовку  и налаживание работ, на объединение  и упорядочение совместной работы  исполнителей.

    4. Результат обеспечения функционирования  системы управления, отражающий  ее состояние, то есть организованность  – это организация как метод.  Метод изменения сложившихся  состояний систем или процессов  функционирования

    В своей повседневной жизни люди оказываются  втянутыми в деятельность множества  организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - неформальные и формальные.

    Типы  организации: 

    Неформальная  — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного  интереса индивидов друг к другу  вне связи с функциональными  нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выделить три основные черты этого явления:

    а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;

    б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

    в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержание межличностных  отношений. 

    Формальная  структура организации — это  форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных  должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она  предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

    С социологической точки зрения социальная структура формальной организации  характеризуется следующими чертами:

    а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип  целесообразности, полезности, сознательного  движения к определенной цели;

    б) безличность, т.е. она (организация) безразлична  к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

    в) служебные отношения, т.е. предусматривает  и регулирует только служебные отношения;

    г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

    д) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

    Во  многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые  возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. 

    Две специфические черты  отличают организации  от других видов социальных групп: 

    ·         во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные  на достижение рациональных, функциональных, специфических целей; 

    ·         во-вторых, организации - это такие  группы, которым свойственна высокая  степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована  в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

    Виды  организации:

    Организация часто употребляется в связи  с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.

    I. Трудовая организация — это: 

    ·      организационно закрепленная совокупность людей,

    ·      действующих по единому плану  для достижения значимой для всех членов организации цели

    ·      и для создания определенного  общественно необходимого продукта или оказания услуг.  

    Необходимо  различать и такие понятия, как  трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно  шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. 

    II. Производственная организация относится  только к сфере материального  производства, в ней объединяются  работники с целью производства  материальных благ.

    Трудовые  организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

    1)   по форме собственности. В настоящее  время можно выделить следующие  формы собственности:

    а) государственная;

    б) кооперативная;

    в) акционерная;

    г) собственность трудового коллектива;

    д) частная;

    е) совместная с иностранным капиталом;

    ж) иностранная; 

    2)    по сферам деятельности:

    а) организации, действующие в сфере  материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве  и т.д.),

    б) организации, функционирующие в  непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования  и т.д.). 

    III. Социальная организация - (от позднелатинского  organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых  для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

    В основе построения любой  организации лежит  сочетание двух основных принципов

    1.иерархического (субординационного, «вертикального»). 

    По  отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль  управленческих отношений, начиная  от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.

    2.координационного (паритетного, «горизонтального»).  

    Второй  принцип — координационный —  является воплощением функционального  разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных  обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для  характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и  зачем он делает). Эта — «горизонтальная  составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.

    Сочетание иерархического и координационного принципа управления в том или  ином виде даёт следующие варианты построения отношений в организации. 

    Формы управления.

    

 

    1)   пирамидальная структура (иерархия):

    Это достаточно традиционная структура  организации отношений, которую  называют первой формой управления в  организации: она  делится на  отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.

    Дальнейшее  развитие производственной деятельности, появление эффективных методов  решения управленческих задач и  рост специализации управления привели  к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими структурами широкое распространение  в настоящее время получили следующие: 

    2) линейная организационная структура:  в системе управления существуют  и горизонтальные связи, характеризующиеся  расстановкой конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений.  Например, на многих предприятиях  имеются начальники производственного  отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы  маркетинга 

    

 

    3)   матричная структура: Матричная  организация — это двойное  подчинение рабочей группы. Группы  подчиняются одновременно и руководителю  проекта, и руководителю того  функционального отдела, в котором  они работают постоянно. Руководитель  проекта обладает так называемыми  проектными полномочиями, а руководители  функциональных служб сохраняют  свои линейные полномочия.

    Схема Матричная структура управления.

 

    4)           организация конгломератного типа: Организация конгломератного типа  характеризуется тем, что в  пределах одной организации сочетаются  две или более рассмотренных  выше структур. Например:

    •     в одном отделении фирмы может  использоваться вертикальная структура,

    •     в другом — линейная,

    •     в третьем — матричная организация.

    Все рассмотренные классы и типы организационных  структур широко используются в системе  управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать  в процессе трудовой деятельности. 

    2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ. 

    Рассматривая  организацию с точки зрения социального  объекта, социальной группы, дадим следующую  формулировку.

Информация о работе Социальные организации