Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации – родильном доме, покинув его, мы попадаем в другие организации – детский сад, начальную и среднюю школу, каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них, имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнуться с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
2. Понятие «социальные организации». Основные черты соци­альной организации…………………………………………………………………………. 4
3. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации………………………………………………………….. 12
4. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принуди­тельные и утилитарные. Добровольные — это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации — членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на служ­бу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные — это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).
Укажите, являетесь ли вы членом каких-либо формальных орга­низаций. Используя типологию организаций А. Этциони, опреде­лите, какие из этих организаций являются для вас принудительны­ми, добровольными, утилитарными……………………………………………………………………... 23
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3

2. Понятие «социальные организации». Основные черты соци­альной организации…………………………………………………………………………. 4

3. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации………………………………………………………….. 12

4. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принуди­тельные и утилитарные. Добровольные — это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации — членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на служ­бу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные — это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).

Укажите, являетесь ли вы членом каких-либо формальных орга­низаций. Используя типологию организаций А. Этциони, опреде­лите, какие из этих организаций являются для вас принудительны­ми, добровольными, утилитарными……………………………………………………………………... 23

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 26 

7. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 27 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Французский философ и драматург Жан-Поль Сартр однажды заметил, что ад – это другие люди. Действительно, во многих ситуациях, как личных, так и обезличенных, наши отношения с другими могут стать угнетающими. Один из способов приведения людей в некомфортное состояние, или даже в отчаяние – это сделать их взаимоотношения с другими людьми более тесными и непрерывными. Однако гораздо более суровое наказание – лишить контактов           с людьми вообще. Быть помещенным в одиночное заключение, даже если               в других отношениях и допускается некоторая степень комфорта, - то, что большинство человеческих существ находят практически невыносимым. Жить и взаимодействовать с другими в организациях – чрезвычайно широко распространенный аспект жизни практически всех людей [2].

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации – родильном доме, покинув его, мы попадаем в другие организации – детский сад, начальную и среднюю школу, каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них, имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнуться с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы.           Им занимаются похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение.  

     

 

1. Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации.

 

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказание помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами общины. Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций.

В повседневной практике часто используется понятие «организация» причем в него вкладывается самое различное содержание.

А.И. Пригожин дает три самых распространенных значения термина «организация» [5].

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.

Во-вторых, этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием « управление», хотя и не исчерпывает его.

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой. Всякая организованная группа должна формироваться в ходе ее организовывания, т.е. деятельности по формированию ее внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также по распределению социальных ролей.

Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Можно выделить четыре направления                 в определении организации:

1)       в соответствии с теорией К. Барнарда организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард и его последователи уделяли внимание в основном совместным действием людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей;

2)       другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и            Г. Саймона, согласно которой организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координирующую систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм;

3)       П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации – то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой;

4)       по мнению А. Этциони, организации – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.

Анализируя все эти четыре направления в определении организации, можно выделить две специфические черты, отличающие организации от других социальных групп.

Организации – это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, например, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, поликлиника – для лечения больных, политическая партия – для реализации политической программы.

Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его помощники или рядовые исполнители - все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от их личностных качеств.

На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.

Часто к определению организации добавляют такие специфические черты, как наличие координирующего и управляющего органа и разделение труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном в крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.

Организации – это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Однако их анализ нужно начинать с достаточно простой модели (приложение 1).

Рассмотрим отдельно элементы этой модели [5].

1.                  Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру группы. Наиболее известна в этом отношении точка зрения К. Девиса, который считает, что «всегда в человеческом обществе есть то, что может быть вызвано двойной реальностью: с одной стороны, нормативная система, ничего не воплощающая, с другой – фактический порядок, воплощающий все, что есть». Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений. Они необходимы для упорядочения общественной жизни, но практически постоянно жить по правилам просто невозможно: наша жизнь – это постоянное отклонение от правил, но в то же время ориентация на них.

Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Ценности – это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы – это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.

Что касается фактического порядка, то его можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают  личностные качества участников  и их взаимные оценки этих качеств. В соответствии с широко известным учением Дж. Хоманса поведенческая структура состоит из действий, взаимодействий и сантиментов, не регламентированных нормами и правилами. Действия и взаимодействия участников здесь во многом зависят от сантиментов, под которыми понимается первичная форма взаимной избирательности членов организации. К сантиментам прежде всего относятся симпатии и антипатии, привязанность и неприязнь. Здесь есть позитивные и негативные чувства, выбор или отторжение окружающих людей. В целом же поведенческая структура – это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами.

Таким образом, социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения. Эти отношения изменяются в результате обмена ресурсами и изменения характера их использования.  Именно последний вид изменений является важнейшим резервом развития организации, который включает в себя прежде всего новшества в области разделения труда, мотивации участников организационного процесса, новые формы социального контроля и обоснованное принятие управленческих решений.

2. Цели, исходя из сформулированного определения, в принципиальной схеме организации особенно важны цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Вместе с тем цели - один из наиболее спорных моментов в понимании организации. Одни ученые считают, что цели необходимы при анализе организационного поведения, другие, напротив, пытаются принизить их значение. Бихевиористы, например, уверены, что цели могут быть только у индивидов, а группы и коллективы их не имеют.

Современная наука ставит цели организации на одно из первых мест по значимости. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. По мнению А.И. Пригожина, существуют три взаимосвязанных вида организационных целей:

1.                  Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) задания, которые определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательских институтах - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

2.                  Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к выполнению целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или стремятся выполнить их лишь формально.

Информация о работе Социальные организации