Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:22, контрольная работа
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур .
Введение ………………………………………………………………..
Раздел I. ………..………………………………………………………
1.1. Понятие «социальные организации»…………………………..
1.2. Основные черты социальной организации….…………………
Раздел II. …………………………………………………...…………..
2.1. Классификация и функционирование организаций ………….
2.2. Бюрократия как тип социальной организации ………………..
Раздел III. ...............................................................................................
3.1. Практическое задание …………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему «Социальные организации»
Вариант 15
Выполнил :Нуритдинова М.Р.
Челябинск 2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. | 3 |
Раздел I. ………..……………………………………………………… 1.1. Понятие «социальные организации»………………………….. 1.2. Основные черты социальной организации….………………… | 4 4 7 |
Раздел II. …………………………………………………...………….. 2.1. Классификация и функционирование организаций …………. 2.2. Бюрократия как тип социальной организации ……………….. | 8 8 18 |
Раздел III. .............................. 3.1. Практическое задание ………………………………………….. | 21 21 |
Заключение …………………………………………………………….. | 22 |
Список использованной литературы ………………………………… | 23 |
Введение
Как справедливо подметил американский социолог Нейл Смелзер, нас окружают организации, они повсюду. Ибо большинство из нас начинает свою жизнь в организации – родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации – ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек поступает на работу в одну из организаций и постоянно сталкивается с другими организациями – торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой инспекцией и другими. Старость неизбежно знакомит нас с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения, при этом, кто-то может оказаться в больнице или в доме для престарелых. Даже после смерти организации не оставляют человека на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, страховые агентства, банки, юридические конторы и суды, где наследники улаживают дела покойного.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур[1].
Социальные организации являются одним из самых интересных и загадочных феноменов жизни, не менее загадочных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности. Видимо поэтому многочисленные попытки создания достаточно универсальной теории организаций и социологии организаций пока не увенчались успехом как у нас в стране, так и за рубежом.
Основная причина этого заключается в том, социальные организации как объект научного исследования оказались одновременно в центре внимания сразу нескольких наук (экономической теории, административных наук и социологии), каждая из которых по-разному отнеслась к этому сложному феномену и до сих пор не выработано единого понимания природы социальной организации, ее генезиса и истории.
Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX веке в связи появлением общественных наук.
Раздел I
1.1. Понятие «социальные организации»
Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:
1) как элемент социальной структуры общества;
2) как вид деятельности какой-либо группы;
3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов, например, индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках, а такие в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации Л. И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.[2]
Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.
Однако все организации обладают некоторыми общими элементами.
Организации – это:
1. социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;
2. их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща)
3. их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
Таким образом, социальную организацию можно определить и так:
Социальная организация – это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении [3].
Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.
Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:
целевую природу;
распределение членов организации по ролям и статусам;
разделение труда и специализацию функций;
построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
целостность социальной системы.
Как следует из приведенных определений организации, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Как правило, социологами выделяется три вида взаимосвязанных организационных целей:
1. Цели-задания – это те цели, которые были сформулированы как программа деятельности данной организации ее создателями. Эти цели являются приоритетными для организации и на их достижение направлены усилия всех членов организации. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице и т.д.
2. Цели-ориентации – представляют собой совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, то утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий, соответственно, работа организации становится неэффективной. Стремясь к достижению собственных целей-ориентаций, члены организации либо игнорируют цели-задания, либо выполняют их формально. Например, врачи в медицинском учреждении, нацеленные не на лечение больных, а на улучшение своего материального положения.
3. Цели-системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели-системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.
Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.
1.2. Основные черты социальной организации
Социальные организации имеют ряд основных черт:
1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.
3. Характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.
4. Характерная черта организации – управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.
В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриореанизационные нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия.[4]
Раздел II
2.1. Классификация и функционирование организаций
Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;