Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Социальная организация - Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованих структур.

Содержание

1.Основные черты социальной организации.
2.Структура управления организацией.
3.Формальные и неформальные организации. Проблема бюрократизации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Социологии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Социальные  организации. 

План:

  1. Основные черты социальной организации.
  2. Структура управления организацией.
  3. Формальные и неформальные организации. Проблема бюрократизации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основные  черты социальной организации
 

    Социальная  организация - Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованих структур. 

    Многие социологи  называют социальные организации разновидностью социального института, но они имеют  отличные от них черты: 

    1. Социальная организация образована осознанно и целенаправленно для достижения конкретных целей своей деятельности. Она является определенным средством (инструментом) решения задач. Преследуемая организацией цель не обязательно совпадает с целями людей, участвующих в ее деятельности. Поэтому организация создает различные системы стимулирования, с помощью которых привлекает индивидов к деятельности для достижения общей цели. 
     
     

    2. Социальная  организация имеет четкий общеобязательный  порядок, система ее статусов  и ролей - иерархическую структуру. Ей присущ высокая степень формализации отношений. Соответственно правила, регламенты, распорядок охватывают всю сферу поведения ее участников, социальные роли которых - четко определены, а отношения предусматривают власть и подчинение (субординацию. 

    3. Для поддержания  стабильности отношений, координации  действий каждая организация  должна иметь координирующий  орган или систему управления. Функции ее разнообразны, а оптимальный  их набор зависит от целей  организации, внешней среды. 

    Дифференциация  задач и координация действий на этапе их реализации влияют на структуру  и форму организации. Основной критерий структурирования социальных организаций - степень формализации существующих в них отношений. 

  1. Структура управления организацией
 

    Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

    Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает  некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

    Для каждой социальной организации существует наилучшая  и только ей присущая организационная  структура. Организационная структура  характеризуется распределением целей  и задач между подразделениями  и сотрудниками организации.

    Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

    Несмотря на существующую типологию организационных  структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации1.

    Линейная схема (рис.1.) хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

     
     

    Рис.1. Линейная схема 

    Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

     
     
     
     
     
     
     
     

    Рис.2.  Кольцевая  схема (функциональные связи) 

    Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

     
     
     
     
     
     

    Рис.3. Схема  «колесо» (линейно-функциональные связи) 

    Схема "звезда" (рис.4) дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.  
     
     
     
     
     
     
     

    Рис.4. Схема  «звезда» (линейная связь) 

    Базовые схемы  дают возможность формировать большое  разнообразие производных от них  схем отношений.

    Иерархическая схема (рис.5) основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

    Рис. 5. Иерархическая  схема (линейно-функциональные связи) 

    Штабная схема (рис.6) основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.) .

    Эти штабы  готовят руководителю проекты решений  по соответствующим вопросам. Затем  руководитель принимает решение  и сам доводит его до соответствующего подразделения.

    Штабная схема  имеет преимущество при необходимости  осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации2.

    Рис. 6. Штабная  схема (линейная связь) 
     
     

    В основе матричной схемы (рис.7) лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.  

    Рис. 7. Матричная  схема (линейные и функциональные связи).

    Рис. 8. Смешанная  схема отношений в социальной организации.

    В смешанной  схеме (рис.8.) средний уровень управления определяет гибкость организационной  структуры социальной организации  – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

         В рамках одной социальной организации и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

    Таким образом, управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

    Базой, на которой  строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

         Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.  

  1. Формальные  и неформальные организации. Проблема бюрократизации.
 

         Формальные  организации. Строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). В основе формальной организации лежит разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем развитое специализация, тем багатостороннишимы и сложными будут административные функции, тем многограннее структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация рациональна, для нее характерны исключительно служебные связи между индивидами. 

         М. Вебер рассматривал организацию  как систему власти и разрабатывал теоретические основы ее управления. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации лучше соответствует бюрократическая система. Преимущества бюрократии заметные, когда ей (бюрократии) при исполнении служебных обязанностей удается исключить личные, иррациональные и эмоциональные элементы. Согласно этому бюрократии присущи : рациональность, надежность, экономичность и эффективность, невыразительность, нейтральность, иерархичность, законность действий, централизация власти. Главный недостаток бюрократии - отсутствие гибкости, шаблонность действий. 

         Неформальные  организации. Основывается на товарищеских отношениях и личной выборе связей участников и характеризуется социальной самостоятельностью. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения по своим потребностям. 

         Подавляющее большинство целей, которые ставят перед coбою люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что обусловливает их повсеместность и разнообразие. Наиболее значимые среди них: 

         - Организации по производству  товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные предприятия  и фирмы, финансовые учреждения, банки); 

         - Организации в области образования (дошкольные, школьные, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования); 

         - Организации в области медицинского  обслуживания, здравоохранения, отдыха, физической культуры и спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы. 

         - Научно-исследовательские организации; 

         - Органы законодательной, исполнительной  власти. 

         Их  называют еще деловыми организациями, выполняющими общественно полезные функции: кооперацию, сотрудничество, подчинения (спивпидпорядкування), управление, социальный контроль. 

    Всего каждая организация существует в  специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. НЕТ организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

    Проблемы  бюрократизации.              Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет

              В классической китайской поэзии  есть образ попавшего в трудное положение садовника. Вот его рассказ. “Посадил орхидею, но полыни я не сажал. Проросла орхидея, вместе с ней проросла полынь”. Поэт-садовник Бо Цзюйи (772-846) рассказывает затем, как сплелись корни и побеги благородного и злого растений. Он не может ни выполоть последнее, не повредив при этом первое, ни полить первое, не напоив последнее. В результате вместе с орхидеей растет полынь. В заключении он спрашивает у друга-читателя совета: “Как в несчастье моем мне быть?”

Информация о работе Социальные организации