На
основе теоретического осмысления повышению
эффективности предупреждения девиантного
поведения, включает в себя:
- информационно-просветительскую
работу с родителями, в основе которой
лежит профилактика возможных нарушений
семейного воспитания, повышение коммуникативной
компетентности во взаимодействии с подростками;
- информационно-просветительскую
работу с педагогами в основе которой
лежит информирование об индивидуально-психологических
особенностях личности подростка и повышение
уровня эффективности приемов педагогического
воздействия;
- развитие
у подростка навыков взаимодействия с
другими людьми на основе самопринятия,
самораскрытия и принятия других путей
включения его в психологический тренинг.
Лучшая
профилактика девиантного поведения
- это целенаправленное организуемое
с четким определением средств, форм
и методов воспитания воздействие.
Причем предупредительные возможности
воспитания намного эффективнее
других средств сдерживания, так
как меры правовой профилактики, как
правило, несколько запаздывают
и начинают действовать тогда, когда
поступок уже совершен. Для того,
чтобы «срабатывали» правовые меры
предупреждения, они должны быть включены
в сознание подростка, стать частью
его убеждений, опыта, что может
достичь путем целенаправленного
воспитательного воздействия.
Профилактика
и предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних становится не только
социально значимым, но и психологически
необходимым. Проблема повышения эффективности
ранней профилактики должна решиться
в следующих основных направлениях:
-
выявление неблагоприятных факторов
и десоциализирующих воздействий
со стороны ближайшего окружения,
которые обуславливают отклонения
в развитии личности несовершеннолетних
и своевременная нейтрализация
этих неблагоприятных дезадаптирующих
воздействий;
-
современная диагностика асоциальных
отклонений в поведении несовершеннолетних
и осуществление дифференцированного
подхода в выборе воспитательно-профилактических
средств психолого-педагогической
коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда
возникает необходимость в проведении
системного анализа индивидных, личностных,
социально-психологических и психолого-педагогических
факторов, обуславливающих социальные
отклонения в поведении несовершеннолетних,
с учётом которых должна строиться
и осуществляться воспитательно-профилактическая
работа по предупреждению этих отклонений.
Раннее выявление поведенческих
проблем у подростков, системный
анализ характера их возникновения
и адекватная воспитательно-коррекционная
работа дают шанс предотвратить десоциализацию
подростков. Несвоевременное обнаружение
начальных признаков отклоняющегося
поведения и проблем в воспитании,
препятствующих развитию ребенка, приводит
к быстрому переходу отклонении в
хронические нарушения поведения.
Рассмотрение
проявления разных форм девиантного
поведения у подростков даёт
необходимую ориентацию в характере
сфер личности ребёнка развивающегося
под воздействием различной микросреды
и позволяет целенаправленно
строить воспитательный процесс.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Актуальные
проблемы девиантного поведения: борьба
с социальными болезнями. – М.:
Просвещение, 1995. – 124 с.
- Асеев В.Г.
Мотивация поведения и формирования личности.
– М.: Мысль, 1986. – 158 с.
- Базелюк В.В.
Диагностическая и коррекционная работа
с детьми школьного возраста, социально
и педагогически запущенными: Метод. рекомендации
/ Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед.
ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.
- Байярд Р.Т.,
Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практич.
руководство для отчаявшихся родителей:
Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224
с.
- Белкин А.С.
Отклонения в поведении школьников. –
Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.
- Беличева
С.А. Основы перевнтивной психологии. –
М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994.
– 221 с.
- Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
– М.: Наука, 1987. – 309 с.
- Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском
возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
- Гаврилова
Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков.
// Психологическая наука и образование.
– 1997. - № 3. – С. 104-109.
- Гарбузов
В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина,
1990. – 176 с.
- Гилинский
Я.И. Девиантное поведение подростков:
состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень
защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994.
– С. 7-12.
- Гилинский
Я.И. Социология девиантного поведения
как специальная социологическая теория
// Социс. – 1991. - № 4. – С. 76-80.
- Дети с отклонениями
в поведении / Под ред. И.А. Невского. –
М.: Наука, 1987. – 182 с.
- Диагностика
и коррекция социальной дезадаптации
подростков. – М.: Социальное здоровье
России, 1999. – 183 с.
- Драгунова
Т.В. Психические особенности подростков
// Возрастная и педагогическая психология.
– 1979. - № 1. – С. 305-317.
- Забродин
Н.И. Как предупредить отклонения в поведении
детей. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Зюбин Л.И.
Индивидуальный подход к учащимся в трудных
случаях учебно-воспитательной работы.
– М.: Высш. Школа, 1974. – 152 с.
- Казаков
Л. Профилактика наркомании и токсикомании
// Воспитание школьников. – 1989. - № 4. –
С. 24-30.
- Кащенко
В.П. Педагогическая коррекция: исправление
недостатков характера у детей и подростков.
– М.: Академия, 1999. – 301 с.
- Клейберг
Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного
поведения подростков. – Кемерово: Логос,
1996. – 112 с.
- Клейберг
Ю.А. Социальные нормы и отклонения. –
2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
- Ковалева
А.И. Социология личности: норма и отклонение.
– М.: Просвещение, 1996. – 120 с.
- Колесов
Д.В. Предупреждение вредных привычек
у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика,
1984. – 176 с.
- Кон И.С. Психология
старшеклассника: Пособие для учителей.
– М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
- Кон И.С. Психология
ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
1989. – 255 с.
- Костяшкин
Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными
подростками. – М.: Просвещение, 1989. – 205
с.
- Кочетов
А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными
детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
- Краковский
А.П. О подростках (содержание возрастного,
полового и типологического в личности
младшего и старшего подростка). – М.: Педагогика,
1970. – 272 с.
- Кряквин
В.Я. Организационно-педагогические основы
социально-психологической адаптации
подростков (из опыта работы муниципального
комплекса образования и воспитания подростков
г. Магнитогорска): Монография: Изд-во Факел
ЧГПУ, 1997. – 235 с.
- Кузнецов
В.И. Психолого-педагогические условия
формирования учащихся. – М.: Просвещение,
1990. – 200 с.
- Кулагина
И.Ю. Личность школьника от задержки психического
развития до одаренности. Учебное пособие
для студентов и преподавателей. – М.:
ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.
- Леонгард
К. Акцентуированные личности. – Киев:
изд-во Логос, 1981. – 439 с.
- Личко А.Е.
Психопатия и акцентуации характера у
подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО
изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
- Максимова
Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному
поведению // Психологический журнал. –
Том 17. – 1996. - № 3. – С. 149-153.
- Невский
И.А. Предупреждение и преодоление педагогической
запущенности школьников. – М.: Педагогика,
1982. – 212 с.
- Профилактика
и преодоление отклонений от норм поведения
у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус.
– Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.
- Психологический
тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.:
Питер, 2003. – 272 с.
- Ремшмидт
Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы
становления личности. – М.: Мир, 1994. –
320 с.
- Словарь
практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.
– Минск: Харвест, 1998. –
- Стурова
М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение
несовершеннолетних как педагогическая
проблема. // Педагогика. – 1999. - № 7. – С.
38-41.
- Фокин В.М.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних,
не занятых учебой и работой. – М.: Педагогика,
1983. – 218 с.
- Формирование
личности в переходный период от подросткового
к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.
– М.: Просвещение, 1987. – 150 с.
- Энциклопедический
социологический словарь / Под ред. академия
РАН Осипова Г.В. – М.: издательский центр
«Академия», 1995. – 939 с.
44.
Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной
политики и формирования культурно-досуговых
программ, С-Пб., 2006 г.
45.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой
деятельности, 1998
46.
Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность.
Орел, ОГИИК,2007.
47.
Стрельцов Ю.А. Педагогические основы
работы с клубным коллективом. М., 2009.
-
Рябушев В.Н. Теория социально-культурной
деятельности, Улан-Удэ, 2006
Приложение 1
Методики
диагностики
Тест
опросника Басса-Дарки
- Временами
я не могу справиться с желанием
причинить вред другим.
- Иногда я
сплетничаю о людях, которых не люблю.
- Я легко раздражаюсь,
но быстро успокаиваюсь.
- Если меня
не попросят по-хорошему, я не выполню
просьбы.
- Я не всегда
получаю то, что мне положено.
- Я знаю, что
люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если я не
одобряю поведение друзей, я даю им это
почувствовать.
- Когда мне
случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал
мучительные угрызения совести.
- Мне кажется,
что я не способен ударить человека.
- Я никогда
не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться
предметами.
- Я всегда
снисходителен к чужим недостаткам.
- Если мне
не нравится установленное правило, мне
хочется нарушить его.
- Другие умеют
почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами.
- Я держусь
настороженно с людьми, которые относятся
ко мне несколько более дружественно,
чем я ожидал.
- Я часто бываю
не согласен с людьми.
- Иногда мне
на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто-нибудь
первым ударит меня, я не отвечу ему.
- Когда я раздражаюсь,
я хлопаю дверьми.
- Я гораздо
более раздражителен, чем кажется.
- Если кто-нибудь
корчит из себя начальника, я всегда поступаю
ему наперекор.
- Меня немного
огорчает моя судьба.
- Я думаю,
что многие люди не любят меня.
- Я не могу
удержаться от спора, если люди не согласны
со мной.
- Люди, увиливающие
от работы, должны испытывать чувство
вины.
- Тот, кто
оскорбляет меня и мою семью, напрашивается
на драку.
- Я не способен
на грубые шутки.
- Меня охватывает
ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди
строят из себя начальников, я делаю все,
чтобы они не зазнавались.
- Почти каждую
неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится.
- Довольно
многие люди завидуют мне.
- Я требую,
чтобы люди уважали меня.
- Меня угнетает
то, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые
постоянно изводят вас, стоят того, чтобы
их щелкнули по носу.
- Я никогда
не бываю мрачен от злости.
- Если ко мне
относятся хуже, чем я того заслуживаю,
я не расстраиваюсь.
- Если кто-то
выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
- Хотя я и
не показываю этого, меня иногда гложет
зависть.
- Иногда мне
кажется, что надо мной смеются.
- Даже если
я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
- Мне хочется,
чтобы мои грехи были прощены.
- Я редко даю
сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
- Когда получается
не по-моему, я иногда обижаюсь.
- Иногда люди
раздражают меня одним своим присутствием.
- Нет людей,
которых я бы по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип:
«Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-нибудь
раздражает меня, то я готов сказать все,
что я о нем думаю.
- Я делаю много
такого, о чем впоследствии сожалею.
- Если я разозлюсь,
я могу ударить кого-нибудь.
- С детства
я никогда не проявлял вспышек гнева.
- Я часто чувствую
себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы все
знали, что я чувствую, меня бы считали
человеком, с которым нелегко ладить.
- Я всегда
думаю о том, какие тайные причины заставляют
людей делать что-нибудь приятное для
меня.
- Когда на
меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
- Неудачи
огорчают меня.
- Я дерусь
не реже и не чаще, чем другие.
- Я могу вспомнить
случай, когда я был настолько зол, что
хватал попавшуюся мне под руку вещь и
ломал ее.
- Иногда я
чувствую, что готов первым начать драку.
- Иногда я
чувствую, что жизнь поступает со мной
несправедливо.
- Раньше я
думал, что большинство людей говорит
правду, но теперь я в это не верю.
- Я ругаюсь
только со злости.
- Когда я поступаю
неправильно, меня мучает совесть.
- Если для
защиты своих прав мне нужно применить
физическую силу, я применяю ее.
- Иногда я
выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком
по столу.
- Я бываю грубоват
по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- У меня нет
врагов, которые бы хотели мне навредить.
- Я не умею
поставить человека на место, даже если
он того заслуживает.
- Я часто думаю,
что жил неправильно.
- Я знаю людей,
которые способны довести меня до драки.
- Я не огорчаюсь
из-за мелочей.
- Мне редко
приходит в голову, что люди пытаются разозлить
или оскорбить меня.
- Я часто только
угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение.
- В последнее
время я стал занудой.
- В споре я
часто повышаю голос.
- Я стараюсь
обычно скрывать свое плохое отношение
к людям.
- Я лучше соглашусь
с чем-либо, чем стану спорить.
Таблица
2
Ключ
к методике Басса-Дарки
1 |
Физическая
агрессия |
Да |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 |
Нет |
9, 17, 41 |
2 |
Косвенная
агрессия |
Да |
2, 18, 34, 42, 56, 63 |
Нет |
10, 26, 49 |
3 |
Раздражение |
Да |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,
72 |
Нет |
11, 35, 69 |
4 |
Негативизм |
Да |
4, 12, 20, 23, 36 |
5 |
Обида |
Да |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 |
Нет |
44 |
6 |
Подозрительность |
Да |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52,
59 |
Нет |
65, 70 |
7 |
Вербальная
агрессия |
Да |
7, 15, 28, 31, 46, 53, 60,
71, 73 |
Нет |
39, 66, 74, 75 |
8 |
Угрызения совести,
чувства вины |
Да |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,
61, 67 |
ОПРОСНИК «СОП»
Вариант
М
Инструкция
Перед
вами имеется ряд утверждений. Они
касаются некоторых сторон вашей
жизни, вашего характера, привычек. Прочтите
первое утверждение и решите, верно
ли данное утверждение по отношению
к вам. Если верно, то на бланке ответов
рядом с номером, соответствующим
утверждению, в квадратике под обозначением
«ДА» поставьте крестик или галочку.
Если оно неверно, то поставьте крести
или галочку в квадратике под
обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь
с ответом, то постарайтесь выбрать
вариант ответа, который все-таки
больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте
на все пункты опросника. Если ошибетесь,
то зачеркните ошибочный ответ и
поставьте тот, который считаете
нужным. Помните, что вы высказываете
мнение о себе в настоящий момент.
Здесь не может быть «плохих» или
«хороших», «правильных» или «неправильных»
ответов. Не обдумывайте ответы очень
долго, важна ваша первая реакция
на содержание утверждений. Отнеситесь
к работе внимательно и серьезною
Небрежность, а также стремление
«улучшить» или «ухудшить» ответы приводят
к недостоверным результатам. В
случае затруднений еще раз прочитайте
эту инструкцию или обратитесь к
тому, кто проводит тестирование. Не
делайте никаких пометок в
тексте опросника.
- Я предпочитаю
одежду неярких, приглушенных тонов.
- Бывает, что
я откладываю на завтра, что должен сделать
сегодня.
- Я охотно
записался бы добровольцем для участия
в каких-либо боевых действиях.
- Бывает, что
иногда я ссорюсь с родителями.
- Тот, кто в
детстве не дрался, вырастает маменькиным
сыночком и ничего не может добиться в
жизни.
- Я бы взялся
за опасную работу, если бы за нее хорошо
заплатили.
- Иногда я
ощущаю такое сильное беспокойство, что
просто не могу усидеть на месте.
- Иногда бывает,
что я немного хвастаюсь.
- Если бы мне
пришлось стать военным, то я хотел бы
быть летчиком-истребителем.
- Я ценю в
людях осторожность и осмотрительность.
- Только слабые
и трусливые люди выполняют все правила
и законы.
- Я предпочел
бы работу, связанную с переменами и путешествиями,
даже если она опасна для жизни.
- Я всегда
говорю только правду.
- Если человек
в меру и без вредных привычек употребляет
возбуждающие и влияющие на психику вещества
– это вполне нормально.
- Даже если
я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
- Я думаю,
что мне бы понравилось охотиться на львов.
- Если меня
обидели, то я обязательно должен отомстить.
- Человек
должен иметь право выпивать столько,
сколько он хочет.
- Если мой
приятель опаздывает к назначенному времени,
то я обычно сохраняю спокойствие.
- Мне обычно
затрудняет работу требование сделать
ее к определенному сроку.
- Иногда я
перехожу улицу там, где мне удобно, а не
там где положено.
- Некоторые
правила и запреты можно отбросить, если
испытываешь сильное сексуальное (половое)
влечение.
- Я иногда
не слушаюсь родителей.
- Если при
покупке автомобиля мне придется выбирать
между скоростью и безопасностью, то я
выберу безопасность.
- Я думаю,
что мне понравилось бы заниматься боксом.
- Если бы я
мог свободно выбирать профессию, то стал
бы дегустатором вин.
- Я часто испытываю
потребность в острых ощущениях.
- Иногда мне
так и хочется сделать себе больно.
- Мое отношение
к жизни хорошо описывает пословица: «Семь
раз отмерь, один раз отрежь».
- Я всегда
покупаю билет в транспорте.
- Среди моих
знакомых есть люди, которые пробовали
одурманивающие токсические вещества.
- Я всегда
выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
- Бывает, что
мне так и хочется выругаться.
- Правы люди,
которые в жизни следуют пословице: «Если
нельзя, но очень хочется, то можно».
- Бывало, что
я случайно попадал в драку после употребления
спиртных напитков.
- Мне редко
удается заставить себя продолжать работу
после ряда обидных неудач.
- Если бы в
наше время проводились бои гладиаторов,
то я бы обязательно в них поучаствовал.
- Бывает, что
иногда я говорю неправду.
- Терпеть
боль назло всем бывает даже приятно.
- Я лучше соглашусь
с человеком, чем стану спорить.
- Если бы я
родился в давние времена, то стал бы благородным
разбойником.
- Если нет
другого выхода, то спор можно разрешить
и дракой.
- Бывали случаи,
когда мои родители, другие взрослые высказывали
беспокойство по поводу того, что я немного
выпил.
- Одежда должна
с первого взгляда выделять человека среди
других.
- Если в фильме
нет ни одной приличной драки – это плохое
кино.
- Иногда я
скучаю на уроках.
- Если меня
кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно
потребуют от него извинений.
- Если человек
раздражает меня, то я готов высказать
ему все, что о нем думаю.
- Во время
путешествий и поездок я люблю отклоняться
от обычных маршрутов.
- Мне бы понравилась
профессия дрессировщика хищных зверей.
- Если уже
ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать
только очень быстро.
- Когда я читаю
детектив, то мне часто хочется, чтобы
преступник ушел от преследования.
- Иногда я
просто не могут удержаться от смеха, когда
слышу неприличную шутку.
- Я стараюсь
избегать в разговоре выражений, которые
могут смутить окружающих.
- Я часто огорчаюсь
из-за мелочей.
- Когда мне
возражают, я часто взрываюсь и отвечаю
резко.
- Мне больше
нравится читать о приключениях, чем о
любовных историях.
- Чтобы получить
удовольствие, стоит нарушить некоторые
правила и запреты.
- Мне нравится
бывать в компаниях, где в меру выпивают
и веселятся.
- Меня раздражает,
когда девушки курят.
- Мне нравится
состояние, которое наступает, когда выпьешь
в меру и в хорошей компании.
- Бывало, что
у меня возникало желание выпить, хотя
я понимал, что сейчас не время и не место.
- Сигарета
в трудную минуту меня успокаивает.
- Мне легко
заставить других людей бояться меня,
и иногда ради забавы я это делаю.
- Я смог бы
своей рукой казнить преступника, справедливо
приговоренного к высшей мере наказания.
- Удовольствие
– это главное, к чему стоит стремиться
в жизни.
- Я хотел бы
поучаствовать в автомобильных гонках.
- Когда у меня
плохое настроение, ко мне лучше не подходить
- Иногда у
меня бывает такое настроение, что я готов
первым начать драку.
- Я могу вспомнить
случаи, когда я был таким злым, что хватал
первую попавшуюся вещь и ломал ее.
- Я всегда
требую, чтобы окружающие уважали мои
права.
- Мне понравилось
бы прыгать с парашютом.
- Вредное
воздействие алкоголя и табака на человека
сильно преувеличивают.
- Я редко даю
сдачи, даже если кто-то ударит меня.
- Я не получаю
удовольствия от ощущения риска.
- Когда человек
в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям
– это нормально.
- Я часто не
могу сдержать свои чувства.
- Бывало, что
я опаздывал на уроки.
- Мне нравятся
компании, где все подшучивают друг над
другом.
- Секс должен
занимать в жизни молодежи одно из главных
мест.
- Часто я не
могу удержаться от спора, если кто-то
не согласен со мной.
- Иногда случалось,
что я не выполнял школьное домашнее задание.
- Я часто совершаю
поступки под влиянием минутного настроения.
- Мне кажется,
что я не способен ударить человека.
- Люди справедливо
возмущаются, когда узнают, что преступник
остался безнаказанным.
- Бывает, что
мне приходится скрывать от взрослых некоторые
свои поступки.
- Наивные
простаки сами заслуживают того, чтобы
их обманывали.
- Иногда я
бываю так раздражен, что стучу по столу
кулаком.
- Только неожиданные
обстоятельства и чувство опасности позволяют
мне по-настоящему проявить себя.
- Я бы попробовал
какое-нибудь одурманивающее вещество,
если бы твердо знал, что это не повредит
моему здоровью и не повлечет наказания.
- Когда я стою
на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть
вниз.
- Всякая грязь
меня пугает или вызывает сильное отвращение.
- Когда я злюсь,
то мне хочется кого-нибудь ударить.
- Я считаю,
что люди должны отказаться от всякого
употребления спиртных напитков.
- Я мог бы
на спор влезть на высокую фабричную трубу.
- Временами
я не могу справиться с желанием причинить
боль другим людям.
- Я мог бы
после небольших предварительных объяснений
управлять вертолетом.