Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

      В ходе групповой работы были использованы как упражнения социально-психологического тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»), так и упражнения из психотерапевтических групп разных направлений: «Кто я?» (психосинтез), общение в паре, эмпатическое слушание (группа встреч), «Перевоплощение  в предмет» (генштальт группы), ролевая  игра (психодрама).

      Программа предназначена для социально-психологической  работы с детьми подросткового возраста общеобразовательных классов.

      Численный состав группы (20 человек) связан с количеством  учащихся в экспериментальной группе.

      Представленные  этапы являются психолого-педагогическими  условиями предупреждения девиантного  поведения подростков.

      После профилактической работы подростки  еще раз диагностировались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и анализировались. Проводилась  статистическая обработка результатов. 
 

      3.3. Анализ результатов  опытно-экспериментального  исследования 

      По  итогам проведенной работы были выявлены следующие результаты.

      К положительным результатам следует  отнести следующее:

      во-первых, в групповой работе удалось в  той или иной мере затронуть проблемы каждого ребенка, участвовавшего в  группе. Кроме того, обсудить и поработать над многими важными проблемами общения: умение слушать, принятие других такими, какие они есть, умение осознавать и выражать свои чувства и так  далее. В значительной степени была развита способность к рефлексии  каждого участника.

      К отрицательным результатам, следует  отнести неудачи в работе с  двумя конкретными детьми (Е.Х. и  С.С.). Это связано и с неготовностью  этих подростков к групповой работе, и к нехватке времени для более  полного установления контакта с  ними, необходимого для совместной работы, и с недостаточным анализом собственных эмоциональных реакций  ведущего в процессе работы с этими  учащимися.

      Часть проблем, возникших в ходе работы была разрешена в процессе ведения  группы, часть так и не нашла полного решения.

      Контрольная диагностика проводилась в контрольной  и экспериментальной группах  по тем же методикам, что и первичная (методика Басса-Дарки и методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению).

      Полученные  результаты по диагностике склонности отклоняющемуся поведению приведены  на диаграмме (рис. 5).

      

            1.Шкала установки на социальную – желательность.

            2.Шкала склонности к нарушению норм и правил.

            3.Шкала склонности к аддиктивному поведению.

            4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

            5.Шкала склонности к агрессии и насилию.

            6.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

            7.Шкала склонности к деликвентному поведению. 

      Рис. 5 Результаты итоговой диагностики склонности отклоняющегося поведения экспериментальной и контрольной группы 

      По  данному рисунку можно отметить следующие факты. По 1 шкале в контрольной  группе 40%, а в экспериментальной 25% испытуемых показали высокие показатели. Это свидетельствует о том, что  подростки не соответствуют социальным установкам. В контрольной группе 35%, а в экспериментальной 20% испытуемые показали высокие показатели по 2 шкале. Это говорит о том, что подростки могут идти в разрез социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонность к аддиктивному поведению в контрольной группе 25% и экспериментальной группе 20% испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ. По 4 шкале 35% контрольной группы и 30% экспериментальной группы испытуемые склонны к риску и причинения себе вреда. В 5 шкале 85% контрольной и 50% экспериментальной группах подростки склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций в контрольной 55% и экспериментальной 40% подростков не способны контролировать свои эмоциональные реакции. 30% в контрольной группе и 25% в экспериментальной учащиеся склонны совершить противоправное (деликвентное) поведение.

      По 8 шкале лица женского пола контрольной  и экспериментальной группах  показали низкие показатели, что свидетельствует  о принятие женской социальной роли.

      Как наглядно видно на рис. 5 по 1 шкале, по 2 шкале и по 6 шкале в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой показатель ниже на 15%. По 3 шкале, по 4 шкале и по 7 шкале в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой показатель ниже на 5%. По 5 шкале в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой показатель ниже на 35%.

      Таким образом, в результате профилактической работы мы добились снижения девиации в поведении подростков в экспериментальной  группе, в то время как в контрольной  группе девиантное поведение не только не уменьшилось, но даже несколько выросло.

      В ходе итоговой диагностики по методике Басса-Дарки были получены следующие  результаты: в контрольной группе низкая агрессивность выявлена у 25%, средняя – у 15%, и высокая –  у 60% учащихся. В экспериментальной  группе – 30%, 40% и 30% соответственно (см. рис. 6).

      

      Рис. 6. Соотношение уровня агрессивности в контрольной и экспериментальной группах после проведения профилактической работы 

      Как наглядно видно на рис. 6, уровень агрессивности в экспериментальной группе теперь существенно ниже (60% с высокой агрессивностью в контрольной и 30% в экспериментальной, что на 30% ниже). Процент детей со средним уровнем агрессивности, наоборот, в экспериментальной группе больше на 25% (15% и 40% соответственно).

      Таким образом, в результате работы мы добились снижения агрессивности в экспериментальной  группе, в то время как в контрольной  агрессивность не только не уменьшилась, но даже несколько выросла.

      Динамика  изменения уровня агрессивности  в контрольной и экспериментальной  группах отражена на рис. 7, 8.

      В контрольной группе наблюдается  небольшое увеличение количества агрессивных  детей по сравнению с первичной  диагностикой (50% и 60% соответственно), за счет снижения количества детей  с низкой (30% и 25%) и средней (20% и 15%) агрессивностью.

      Этот  факт позволяет предположить, что  низкоагрессивные подростки и подростки  с нормальной агрессивностью постепенно усваивая нормы поведения от преобладающих  количественно высокоагрессивных  учащихся постепенно сами переходят  в эту подгруппу. 

       Рис. 7. Динамика уровня агрессивности контрольной группы 

      В экспериментальной группе наблюдается  снижение агрессивности (50% и 30%) на 20% по сравнению с первичной диагностикой. При этом группа подростков со средним  уровнем агрессивности выросла  на 25% (15% и 40%) еще за счет уменьшения количества детей с низкой агрессивностью на 5% (35% и 30%), что можно отнести  за счет снижения «зажатости» робких подростков, которая вызывалась большим  количеством агрессивных учащихся в классе.

      Это позволяет предположить, что в  результате проведенной работы не только уменьшилось количество высокоагрессивных  подростков в экспериментальной  группе, но и снизилось давление, оказываемое такими учащимися на остальных, так что подростков с  низкой агрессивностью тоже стало меньше. 

      

      Рис. 8. Динамика уровня агрессивности экспериментальной группы 

      Чтобы установить является ли полученный результат  значимым, применим ХИ – квадрат  критерий по Стьюденту.

      

      где

      PR – частоты результатов наблюдений до эксперимента;

      VR – частоты результатов наблюдений, сделанный после эксперимента;

      m – общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

      Данные  для вычислений приведены в приложении 2.

      Количество  степеней свободы m – 1 = 3 –2 = 2 для обеих групп.

      Таким образом, Х2 для контрольной группы при критическом значении 5,99 (соответствующем  p – 0,05).

      

            А Х2 для экспериментальной  группы при критическом значении 13,82 (соответствующем р=0,001)

      

      Следовательно, в экспериментальной группе произошли  значимые изменения, подтверждающие эффективность  проведенной профилактической работы. Изменения же, произошедшие в контрольной  группе, не являются значимыми и  могут быть отнесены за счет ситуативных  изменений.

      Таким образом, мы установили, что проведение групповой работы положительно влияет на снижение уровней агрессивности  у подростков.

      Чтобы установить достоверность полученных результатов по методики диагностики  склонности отклоняющегося поведения  в экспериментальной группе используем эту же формулу ХИ – квадрат.

      Данные  для расчета ХИ – квадрата находятся  в приложении 2.

      

      Воспользуемся табличным значением критических  значений Х2 для заданного числа  степеней свободы. Полученное нами значение Х2=31,7 больше соответствующего табличного значения m-1=6 степеней свободы составляющего 22,46 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Следовательно, предложение о значимых изменениях произошедших после реализации условий экспериментально подтвердились. 
 

                                          

                                               ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 

      В результате проведенной работы мы добились следующих результатов: склонность к агрессии и насилию у подростков в экспериментальной группе существенно  снизилась, в то время как в  контрольной группе наблюдается  даже некоторый рост к агрессии и  насилию; подростки в экспериментальной  группе стали более дружными, меньше стало возникать конфликтных  ситуаций. В экспериментальной группе показатель по данной шкале снизился (с85% до 50%) на 35% по сравнению с первичной  диагностикой.

      В экспериментальной группе наблюдается  снижение уровня агрессивности (с50% до 30%) на 20% по сравнению с первичной  диагностикой. При этом группа подростков со среднем уровнем агрессивности выросла на 25% (с 15% до 50%) еще и за счет уменьшения количества подростков с низкой агрессивностью на 5% (с 35% до 30%).

      Достоверность полученных результатов подтверждены методами статического анализа.

      Результаты  опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют  что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия  повышают эффективность работы по профилактики девиантного поведения подростков в школе.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности  содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения «девиантное поведение» можно определить, как систему поступков или  отдельные поступки психически здорового  человека не соответствующие или  противоречащие официально установленным  или фактически сложившимся в  данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения  процесса социализации личности.

      Девиантное  поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди  указанных причин играют характерологические  особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся  в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Акцентуации  характера – это крайние варианты нормы при которых отдельные  черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определенного  рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре  акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей  и даже повышенной устойчивости к  другим («позитивные свойства» акцентуаций  характера). Поэтому закрепление  некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной  из причин его отклоняющегося поведения  акцентуаций характера рассматриваются  в качестве предпосылок девиантного  поведения подростков.

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе