Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

- восстановительную,  предполагающую восстановление  тех положительных качеств, которые  преобладали у подростка до  наступления дезадаптации;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании  у подростка стремления исправить  те или иные качества личности  путем включения его в общественно-полезную  деятельность, значимую для подростка;  активизации потребностей подростка  в самосовершенствовании, самовоспитании  на основе самоанализа своих  поступков, выработки самокритичного  отношения к себе, выбора некоего  идеала для подражания, принятия  системы определенных нравственных  ценностей и критериев для  оценки своего поведения; 

- стимулирующую,  направленную на активизацию  положительной мотивации деятельности  подростка, предполагающую различные  воспитательные приемы – внушение, убеждение, пример и др.

      В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный работник должен владеть:

- приемами  экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок  – в семье, школе, коллективе;

- выявления  причин возникновения социально-личностно-эмоциональных  нарушений. 

     Основными видами деятельности  являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые  группы с целью коррекции негативных  эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой  ценностей ребенка; обучение социальным  навыкам, способам эффективного  общения, конструктивному поведению  в конфликтных ситуациях. Кроме  этого необходима работа с  семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает:

- диагностику  педагогических позиций семьи; 

- индивидуальное  консультирование;

-  включение  родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному  родительскому взаимодействию с  ребенком.

     Это одно из наиболее важных направлений  в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем вне семейного и внутри семейного характера.

     Во-первых, непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии и др.

     Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

     Следует подчеркнуть, что безнравственная  обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

     В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

     Как правило, в каждой нормальной семье  родители заинтересованно относятся  к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко  приводит к типичным ошибкам. Такие  ошибки описаны в литературе. К  наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей  как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всегда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.

     В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.

     Речь  идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.

     В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

     Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально - негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

     В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

     Специалисты-психологи  рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

     - не применять физическое наказание  для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

     - воздерживаться от наказания  детей и, особенно, подростков  в присутствии сверстников. Публичное  унижение подавляет волю, травмирует  психику;

       - не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

     - не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.

     В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

     Значительная  часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства постепенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выступает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.

     В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

     Важнейшая задача воспитания — подготовить  человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой. 

     Единство  семьи и школы объединяет и  усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

    - организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

    - повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

     - создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в мероприятиях класса, школы;

     - посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

     - помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

       Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

     Третье направление связано с  подростками, экспериментирующими  с психоактивными веществами. Чаще  всего это подростки, имеющие  низкую самооценку, низкую удовлетворенность  своими поступками, повышенную потребность  в социальном одобрении, высокую  тревожность. Основной метод работы  – патронаж, основная форма работы  – организация социально-психологического  тренинга, направленного на формирование  позитивной «Я-концепции». Эффективная  реализация данных профилактических  программ возможна при соблюдении  трех условий: 

       1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

       2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей школ, реабилитационных учреждений;

        3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

   Существующие технологии работы  с дезадаптированными детьми  направлены на то, чтобы поставить  девиантное поведение под социальный  контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее  опасных форм девиантного поведения  общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной  активности ребенка в общественно  одобряемое либо нейтральное  русло; в-третьих, отказ от уголовного  или административного преследования  подростков, занимающихся бродяжничеством,  наркоманией, гомосексуализмом, проституцией  и др.; в-четвертых, создание специальных  служб социальной помощи. 
 

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе