Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

      Оформляясь  к подростковому возрасту, акцентуации  характера, как правило, со временем компенсируются. И лишь при сложных  психогенных ситуациях, длительно  воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для  острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатического развития. Понятие  «акцентуация характера», можно изобразить в виде рисунка, где понятие «личность» представлено в виде круга с размытым краем, так как границы нормы  трудно определить. За границами нормы  в силу действия ряда факторов, которые  будут описаны ниже, идет нарушение  в развитии личности.

      Выделяют  две степени акцентуации характера 

  • явная акцентуация (крайний вариант нормы);
  • скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

      Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Наблюдение за поведением подростка  среди сверстников, сведения полученные от его близких, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип акцентуаций. Однако выраженность черт какого-либо типа обычно не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсируются, хотя в пубертатном периоде они заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации, появляться отклонения в поведении.

      Подростки данной категории – это «трудные»  подростки.

      Скрытая акцентуация отличается тем, что  в обычных условиях черты определенного  типа характера выражены слабо или  не видны совсем. Даже при продолжительном  наблюдении и детальном знакомстве с биографией очень трудно бывает составить четкое представление  об определенном характере. Однако черты  этого типа ярко выступают, порой  совершенно неожиданно для окружающих, под воздействием некоторых ситуаций или психических травм, (но только тех, которые предъявляют повышенные требования к месту наименьшего  сопротивления).

      Проявление  в подобном случае акцентуированных черт, как правило, не приводит к  заметной дезадаптации или она бывает кратковременной.

      В подростковом возрасте наиболее частыми  нарушениями на фоне акцентуаций  характера бывают так называемые транзиторные непсихологические девиации – деликвентность, алкоголизация, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

      Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют [56, С. 120]:

  1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг (онтогенез – процесс развития индивидуального организма от зачатия до смерти). К таким вредностям относят тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические (от греч. soma – тело) заболевания.
  2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип высшей нервной деятельности, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
  3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
  4. «Пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно0мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и уже упоминавшейся среди предпосылок девиантного поведения «гормональной бурей».

      К социально-психологическим факторам следует отнести :

  1. Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности.
  2. Школьная дезадаптация. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина).
  3. Подростковый кризис. В 12-14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент – «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит кризис идентичности – распад детского «я» и начало синтеза нового взрослого «я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.
  4. Психическую травму. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

      Таким образом, причинами изменения личности подростка являются социальные и  биологические факторы, которые  действуют не изолированно, а тесно  взаимодействуют.

      По  различным данным исследования А.А. Вдовиченко, А.А. Реана наиболее часто  девиантное поведение встречается  среди подростков с акцентуациями  неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертивного типов. Среди смешанных  типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

      Таким образом, в динамике акцентуаций  можно говорить о таком феномене, как заострение в подростковом возрасте черт акцентуированного характера  и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи с этим остро  встает вопрос о профилактике девиантного  поведения у подростков. 
 
 

      1.3. Основные виды профилактики девиантного  поведения подростков. 

      При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно  направлять работу на факторы, причины  приводящие к возникновению и  развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

      Профилактика  девиантного поведения – это  комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение [41, С. 159].

      Некоторые авторы (С.Я. Улицкий и др.) все  профилактические мероприятия условно  делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь  на общих, тем не менее имеют некоторые  особенности при различных формах девиантного поведения.

      Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) выделяют следующие  основные направления профилактики пьянства и алкоголизма: психо-гигиеническое, педагогическое,медико-социальное, здравоохранительное, административно-правовое и экономическое.

      Предупреждение  девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер [67, С. 12].

      Этиологичность  предупреждения заключается в воздействии  на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.

      Предупреждение  девиантных форм поведения должно проводится дифференцированно в отношении  подростков и взрослых, учащихся и  родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или  на лиц, неустойчивых в нервно-психическом  отношении.

      И наконец, предупреждение нарушений  поведения должно быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную  и третичную профилактику.

      Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия  первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения. Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения .Ниже рассмотрим первичную и вторичную профилактику девиантного поведения.

      Первичная профилактика включает в себя три  основных направления: совершенствование  социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного  поведения; воспитание социально позитивно  ориентированной личности.

      Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если нарушения в поведении коренятся  не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловленные в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами  поведения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды.

      Особое  значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В  настоящее время принято различать  гармоничные и негармоничные  семьи. В рамках негармоничных семей выделяют .

  1. Деструктивная семья отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами.
  2. Распадающаяся семья – семья в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
  3. Распавшая семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).
  4. Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.
  5. Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота.

      Формирование  социального позитивно ориентированной  личности включает в себя широкий  круг мероприятия, среди которых  с позиции профилактики девиантного  поведения имеют нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание .

      Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов  воспитания. Нравственность, или мораль, - совокупность исторически сложившихся  принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в  различных областях его длительности. Нравственные нормы определяют позиции  человека в его отношениях к другим людям, семье, обществу. Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает эффективность.

      Противоалкогольное  воспитание являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально-позитивно ориентированной личности. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют [38, С. 59]:

  • противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно приводиться на протяжении всех лет обучения и направляется на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого решения к любым проявлением пьянства и алкоголизма;
  • постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей у учащихся раскрытие образовательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
  • проведение противоалкогольной работы в школах силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов;
  • распространение противоалкогольного просвещение и на родителей учащихся.

      Пути  и методы полового воспитания должны отличаться широтой диапазона и  творчеством. Главное создать условия, благопрепятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить  воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем  более к принуждению [42, С. 28].

      Таким образом, первичная профилактика имеет  социальную направленность.

      Вторичная профилактика включает в себя следующие  направления:

      - определение факторов риска и  выделение так называемых групп  «профилактического учета» по  различным формам девиантного  поведения;

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе