Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.
1. Результаты диагностики склонности
отклоняющегося поведения экспериментальной
и контрольной групп
По рис. 1 видно, что 40% испытуемых показали высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует о том, что подростки не соответствуют социальным установкам. По 2 шкале склонности к нарушению норм и правил у 25% учащихся могут идти в разрез социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонности к аддитивному поведению 15% испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ. 30% испытуемых по 4 шкале склонны к риску и причинения себе вреда. В 5 шкале 75% испытуемых склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций 55% подростков не способны контролировать свои эмоциональные реакции. 25% учащихся по 7 шкале склонны совершить противоправное (деликвентное) поведение.
По 8 шкале лица женского пола показали низкие показатели, что свидетельствует о принятие женской социальной роли.
Данный рис. 1 показывает, что по 1 шкале 30% учащихся не соответствуют социально желательным установкам. 35% испытуемых по 2 шкале могут нарушать нормы и правила. 20% учащихся 3 шкалы предрасположены к употреблению наркотических веществ. По 4 шкале 35% подростков склонны к риску и причинения себе вреда. Шкала 5 проявилась у 85% испытуемых, что говорит о склонности к агрессии и насилию по взаимодействию с окружающими людьми. 60% учащихся по 6 шкале не способны контролировать свои эмоциональные реакции. Шкала 7 проявилась у 35% испытуемых, которая свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.
По 8 шкале лица женского пола высоких показателей не показали, что свидетельствует о принятии женской социальной роли.
Таблица 1.
Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по склонности отклоняющегося поведения
(в
процентах к количеству
Шкалы
Группы |
Шкала
1 |
Шкала
2 |
Шкала
3 |
Шкала
4 |
Шкала
5 |
Шкала6 |
Шкала
7 |
Контрольная | 40 | 25 | 15 | 30 | 75 | 55 | 25 |
Экспериментальная | 30 | 35 | 20 | 35 | 85 | 60 | 35 |
По
данной таблице можно увидеть
какому виду девиантного поведения
исследуемые подростки
В
ходе диагностики по методике Басса-Дарки
было установлено, что в контрольной
группе детей с низким уровнем
агрессивности – 30%, со средним –
20%, а высокий уровень
Рис. 2. Соотношение
уровня агрессивности в контрольной и
экспериментальной группах по результатам
первичной диагностики
В процессе анализа данных диагностики по Бассу-Дарки были подсчитаны средние значения по отдельным видам агрессивности внутри групп с низкой, средней и высокой агрессивностью.
Рассмотрим полученные данные по контрольной группе (см. рис. 3).
Анализируя средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие факты: по сравнению со средним значением общей агрессивности (20%), среднее значение уровня физической агрессии ниже на 5% (15%), косвенной агрессии – ниже на 5% (25%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и раздражение. Зато среднее значение по такому показателю как обида, превышает, значение общей агрессии на 5%.
Чувство вины у этой группы низкое, приближающееся к среднему (30%).
Анализируя средние значения в группе со средней агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (60%), среднее значение уровня физической агрессии ниже на 10% (50%), уровень раздражения – ниже на 10% (50%), вербальной агрессии на 10% (50%). То же вреднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как косвенная агрессия и подозрительность. Зато средние значения по таким показателям как негативизм и обида, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (65% и 65%).
Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).
Анализируя
средние значения в группе с высокой
агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением
общей агрессивности (80%), среднее
значение уровня физической агрессии
ниже на 10% (80%), уровень раздражения
– ниже на 5% (75%). Средние значения
по таким показателям как
Чувство
вины у этой группы среднее (50%). Следует
отметить, что этот показатель даже
ниже, чем в группе со средним
уровнем агрессивности. Это, по всей
вероятности, связано с тем, что
дети не воспринимают свое поведение
как агрессивное и социально
неодобряемое, а просто следуют наработанным
стереотипам поведения.
Рис.
3. Сравнение средних значений различных
видов агрессивности в контрольной группе
учащихся по результатам первичной диагностики
по Бассу-Дарки внутри подгрупп с различным
уровнем агрессивности.
Теперь рассмотрим аналогичные данные, полученные в экспериментальной группе (см. рис. 4).
Анализируя средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (25%), среднее значение уровня физической агрессии ниже на 5% (20%), а подозрительности – ниже на 10% (15%). Средние значения выше на 5% (по 30%) по показателям: косвенная агрессия, негативизм и обида. То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как вербальная агрессия и раздражение.
Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к низкому (35%).
Анализируя средние значения в группе со средней агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (50%), среднее значение уровня физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, ниже на 5% (45%), косвенной агрессии – на 10% (40%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеет показатель уровня подозрительности. Зато средние значения по негативизму и обиде выше на 10% (60%).
Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).
Анализируя средние значения в группе с высокой агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (80%), среднее значение уровня физической агрессии и негативизма ниже на 5% (по 75%), уровень раздражения, обиды и вербальной агрессии – ниже на 10% (по 70%). Средние значения по таким показателям как косвенная агрессия и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (85% и 85%).
Чувство вины у этой группы среднее (50%). Следует отметить, что этот показатель почти такой же, как в группе со средним уровнем агрессивности. Это по всей вероятности, связано с тем, что дети не воспринимают свое поведение как агрессивное и социально неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения.
Рис.
4. Сравнение средних значений различных
видов агрессивности в экспериментальной
группе учащихся по результатам первичной
диагностики по Бассу-Дарки внутри подгрупп
с различным уровнем агрессивности
ВЫВОДЫ
ПО II ГЛАВЕ
При
помощи методики диагностики склонности
отклоняющегося поведения было выявлено,
что исследуемые подростки в
контрольной группе и в экспериментальной
склонны к агрессии и насилию,
показатели по этой шкале составляют
75% и 85%. При использовании методики
Басса-Дарки был выявлен
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНЫЕ
И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
3.1.
Цели, задачи, этапы
опытно-экспериментального
исследования
Анализ психолого-
Данными принципами мы руководствовались при моделировании процесса предупреждения девиантности подростков.
Этапы
проведения предупреждения девиантного
поведения у подростков:
Первый этап.
Информационно-
С этой целью родителей знакомим с теми формами семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении подростков. В процессе работы решаются следующие задачи:
Форма
работы - лекции.
Второй этап.
Информационно-
Целью
этой работы является информирование
об индивидуально-психологических
особенностях личности подростка с
девиантным поведением, и повышения
уровня эффективности приемов
Форма
работы – лекции.
Третий этап.
Представляет собой психологический тренинг. Его целью является развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятие других. В процессе тренинга решаются следующие задачи: