Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)
 

      Рис. 1. Результаты диагностики склонности отклоняющегося поведения экспериментальной и контрольной групп 

      По  рис. 1 видно, что 40% испытуемых показали высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует о том, что подростки не соответствуют социальным установкам. По 2 шкале склонности к нарушению норм и правил у 25% учащихся могут идти в разрез социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонности к аддитивному поведению 15% испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ. 30% испытуемых по 4 шкале склонны к риску и причинения себе вреда. В 5 шкале 75% испытуемых склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций 55% подростков не способны контролировать свои эмоциональные реакции. 25% учащихся по 7 шкале склонны совершить противоправное (деликвентное) поведение.

      По 8 шкале лица женского пола показали низкие показатели, что свидетельствует  о принятие женской социальной роли. 

      Данный  рис. 1 показывает, что по 1 шкале 30% учащихся не соответствуют социально желательным установкам. 35% испытуемых по 2 шкале могут нарушать нормы и правила. 20% учащихся 3 шкалы предрасположены к употреблению наркотических веществ. По 4 шкале 35% подростков склонны к риску и причинения себе вреда. Шкала 5 проявилась у 85% испытуемых, что говорит о склонности к агрессии и насилию по взаимодействию с окружающими людьми. 60% учащихся по 6 шкале не способны контролировать свои эмоциональные реакции. Шкала 7 проявилась у 35% испытуемых, которая свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.

      По 8 шкале лица женского пола высоких  показателей не показали, что свидетельствует  о принятии женской социальной роли.

      Таблица 1.

      Сопоставление полученных результатов контрольной  и экспериментальной групп по склонности отклоняющегося поведения 

      (в  процентах к количеству учащихся  в группе) 

Шкалы

Группы

Шкала

1

Шкала

2

Шкала

3

Шкала

4

Шкала

5

Шкала

6

Шкала

7

Контрольная 40 25 15 30 75 55 25
Экспериментальная 30 35 20 35 85 60 35
 

      По  данной таблице можно увидеть  какому виду девиантного поведения  исследуемые подростки предрасположены. Большинство наших испытуемых склонны  к агрессии и насилию.

      В ходе диагностики по методике Басса-Дарки  было установлено, что в контрольной  группе детей с низким уровнем  агрессивности – 30%, со средним – 20%, а высокий уровень агрессивности  имеют 50%. В экспериментальной группе эти показатели составили 35%, 15% и 50% соответственно. Таким образом, мы видим, что 50% детей в обоих классах  имеют высокий уровень агрессивности, около трети детей (30% и 35% соответственно) – низкий. Детей со средним уровнем  агрессивности меньше всего (20% и 15% соответственно). Причем, если процент  детей с высокой агрессивностью в обеих группах одинаков, то детей  с низкой агрессивностью в контрольном  классе на 5% больше, чем в экспериментальном, а детей со средним уровнем  агрессивности, соответственно на 5% меньше, чем в экспериментальном. Наглядно эти данные отображены на диаграмме  рис. 2.

       Рис. 2. Соотношение уровня агрессивности в контрольной и экспериментальной группах по результатам первичной диагностики 

      В процессе анализа данных диагностики  по Бассу-Дарки были подсчитаны средние  значения по отдельным видам агрессивности  внутри групп с низкой, средней  и высокой агрессивностью.

      Рассмотрим  полученные данные по контрольной группе (см. рис. 3).

      Анализируя  средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие  факты: по сравнению со средним значением  общей агрессивности (20%), среднее  значение уровня физической агрессии ниже на 5% (15%), косвенной агрессии –  ниже на 5% (25%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и раздражение. Зато среднее значение по такому показателю как обида, превышает, значение общей агрессии на 5%.

      Чувство вины у этой группы низкое, приближающееся к среднему (30%).

      Анализируя  средние значения в группе со средней  агрессивностью, можно отметить следующие  факты. По сравнению со средним значением  общей агрессивности (60%), среднее  значение уровня физической агрессии ниже на 10% (50%), уровень раздражения  – ниже на 10% (50%), вербальной агрессии на 10% (50%). То же вреднее значение, что  и уровень общей агрессии, имеют  такие показатели, как косвенная  агрессия и подозрительность. Зато средние значения по таким показателям  как негативизм и обида, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (65% и 65%).

      Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).

      Анализируя  средние значения в группе с высокой  агрессивностью, можно отметить следующие  факты. По сравнению со средним значением  общей агрессивности (80%), среднее  значение уровня физической агрессии ниже на 10% (80%), уровень раздражения  – ниже на 5% (75%). Средние значения по таким показателям как косвенная  агрессия и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% (по 85%). То же среднее значение, что и  уровень общей агрессии, имеют  такие показатели, как негативизм, обида и вербальная агрессия.

      Чувство вины у этой группы среднее (50%). Следует  отметить, что этот показатель даже ниже, чем в группе со средним  уровнем агрессивности. Это, по всей вероятности, связано с тем, что  дети не воспринимают свое поведение  как агрессивное и социально  неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения. 

      

      Рис. 3. Сравнение средних значений различных видов агрессивности в контрольной группе учащихся по результатам первичной диагностики по Бассу-Дарки внутри подгрупп с различным уровнем агрессивности. 

      Теперь  рассмотрим аналогичные данные, полученные в экспериментальной группе (см. рис. 4).

      Анализируя  средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие  факты. По сравнению со средним значением  общей агрессивности (25%), среднее  значение уровня физической агрессии ниже на 5% (20%), а подозрительности –  ниже на 10% (15%). Средние значения выше на 5% (по 30%) по показателям: косвенная  агрессия, негативизм и обида. То же среднее значение, что и уровень  общей агрессии, имеют такие показатели, как вербальная агрессия и раздражение.

      Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к низкому (35%).

      Анализируя  средние значения в группе со средней  агрессивностью, можно отметить следующие  факты. По сравнению со средним значением  общей агрессивности (50%), среднее  значение уровня физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, ниже на 5% (45%), косвенной агрессии –  на 10% (40%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеет показатель уровня подозрительности. Зато средние значения по негативизму и обиде выше на 10% (60%).

      Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).

      Анализируя  средние значения в группе с высокой  агрессивностью, можно отметить следующие  факты. По сравнению со средним значением  общей агрессивности (80%), среднее  значение уровня физической агрессии и негативизма ниже на 5% (по 75%), уровень  раздражения, обиды и вербальной агрессии – ниже на 10% (по 70%). Средние  значения по таким показателям как  косвенная агрессия и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (85% и 85%).

      Чувство вины у этой группы среднее (50%). Следует  отметить, что этот показатель почти  такой же, как в группе со средним  уровнем агрессивности. Это по всей вероятности, связано с тем, что  дети не воспринимают свое поведение  как агрессивное и социально  неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения.

      

      Рис. 4. Сравнение средних значений различных видов агрессивности в экспериментальной группе учащихся по результатам первичной диагностики по Бассу-Дарки внутри подгрупп с различным уровнем агрессивности 
 
 

      ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 

      При помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено, что исследуемые подростки в  контрольной группе и в экспериментальной  склонны к агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность  к девиации. 
 
 

              ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

      3.1. Цели, задачи, этапы  опытно-экспериментального  исследования 

            Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на организацию  опытно-экспериментальной работы оказывает  влияние система принципов, которая  отражает общие требования к организации  и проведению эксперимента. В своем  исследовании мы опирались на следующие  принципы:

  • принцип системного подхода, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта, выделение его внутренних связей и отношений;
  • принцип личностного подхода, предполагающий отношение к подростку как личности, как самосознательному субъекту собственного развития, как к субъекту воспитательного взаимодействия;
  • принцип деятельностного подхода, который связан с фундаментальным научным положением о том, что развитие личности происходит только в деятельности. Деятельностный подход позволяет раскрыть цели, средства, а также результат психолого-педагогической профилактики девиантности, взаимодействия, взаимообусловленность всех участников этого процесса.

      Данными принципами мы руководствовались при  моделировании процесса предупреждения девиантности подростков.

      Этапы проведения предупреждения девиантного  поведения у подростков: 

      Первый  этап.

      Информационно-просветительская работа для родителей подростков с девиантным поведением. Ее целью  является предупреждение возможных  нарушений в семейном воспитании, повышения коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.

      С этой целью родителей знакомим с  теми формами семейного воспитания, которые могут приводить к  негативным отклонениям в поведении  подростков. В процессе работы решаются следующие задачи:

  • формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации;
  • повышение уровня коммуникативной компетентности родителей в отношении с подростками;
  • просвещение родителей в отношении стилей семейного воспитания.

      Форма работы - лекции. 

      Второй  этап.

      Информационно-просветительская работа с педагогами работающими  с подростками.

      Целью этой работы является информирование об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка с  девиантным поведением, и повышения  уровня эффективности приемов педагогического  воздействия с этими детьми. В  процессе работы решаются следующие  задачи:

  • узнать каждого подростка, его индивидуально-психологические особенности и условия формирования;
  • при выборе приемов учебно-воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
  • информирование о стиле общения в педагогическом процессе.

      Форма работы – лекции. 

      Третий  этап.

      Представляет  собой психологический тренинг. Его целью является развитие навыков  взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия  и принятие других. В процессе тренинга решаются следующие задачи:

  • сопоставить осознанию каждым ребенком своих взаимодействий с другими детьми;
  • развивать ответственность детей за свои поступки;
  • предоставлять возможности моделировать и опробовать новые формы поведения;
  • учить давать и получать адекватную обратную связь.

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе