Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

1.6.Организация  культурно-досуговой деятельности  с подростками девиантного поведения. 

     Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как  взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит  в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке  у него индивидуального способа  жизнедеятельности, благодаря которым  он получает возможность развиться[44, c. 56].

     Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает  в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в  процессе социальной деятельности.

     Такая деятельность представляет собой двуединый  процесс, где с одной стороны  субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и  способности, объективирует себя в  них, с другой стороны – само это  объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств  «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

     Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и  самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой  деятельности. Именно в досуговой  деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами  и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими  ценностями. Как известно, отклоняющееся  поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И  ее коррекция возможна лишь через  вовлечение подростков в сферу досуговой  деятельности, так как здесь подростки  более открыты для влияния  и взаимодействия на них самых  различных социальных институтов, что  позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик  и мировоззрение.

     При рассмотрении культурно-досуговой  деятельности как педагогического  процесса, важное значение имеет определение  наиболее эффективных форм и методов  воздействия, составляющих в системе  методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в  работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического  влияния.

     Прежде  всего, эффективность воспитательного  воздействия культурно- досуговой  деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа  и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием[45, c.78].

     Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно  отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными  изменениями всех сторон личности –  психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно  вступает в отношения с миром  взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм –  художественная форма.

     Включает  в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени  важности и преподносятся образно  при помощи эмоциональных средств  воздействия.

     К данной форме можно отнести –  массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

     Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления  вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом  соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться  со сверстниками являются особенностями  трудных подростков.

     Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в  диспуте, дискуссии подросток познает  не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

     Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой  интерес.

     В практике культурно - досуговой деятельности встречается такая форма, как  познавательно-развлекательная[44,c.118]. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

     Наибольший  интерес у подростков вызывает такая  форма организации досуга, как  дискотека – клуб [46, c. 148-150]. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

     Особую  роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты  психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству[47, c. 55] .

     Таким образом. Сложившиеся в настоящее  время формы культурно-досуговой  деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с  социальной средой и обществом в  целом.

     Рассмотрим  основные направления культурно - досуговой  деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений  деятельности культурно - досуговых  учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. В данном случае привлечение наглядных технических  средств и посещение различных  выставок смогут придать эмоциональную  окраску и выразительность, которые  вызовут наибольший интерес у  подростков

     Другим  важным направлением культурно-досуговой  деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается  в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями  различных профессий, экскурсии  на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных  профессий, технические кружки моделирования.

     Следующее направление культурно - досуговой  деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием  и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных  примерах. Нравственное воспитание в  клубе осуществляется в сфере  общения со сверстниками, через систему  нравственного просвещения (этические  беседы, диспуты, встречи с интересными  людьми). Развивая личность, важно учитывать  ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его  проявлений.

     Поэтому, одной из основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с  общечеловеческих позиций духовного  наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы  вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов[48, c.205- 206]. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

     Развитию  данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют  непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

     Таким образом, все эти направления  культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту  деятельность наиболее эффективной. В  процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны  происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную  направленность.

     Современное состояние социально-педагогического  процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между  подростками, удовлетворение отдельной  личности и общества в целом. 
 
 

     ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

      2.1. Организация исследования 

      Исследование  проводилось на базе двух средних  общеобразовательных школ № 1 и № 2 г. Неман Калининградской области.

      В школах были исследованы учащиеся 8-х классов, в которых есть подростки стоящие на учете в детской комнате милиции. Всего исследовано 40 подростков в возрасте 13-14 лет.

      Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная  группа и одна контрольная. В экспериментальную  группу вошли подростки школы  № 1, а контрольную группу составили  подростки школы № 2.

      В исследовании используется несколько  видов экспериментальной работы. В организации опытно-экспериментальной  работы в нашем исследовании использовались констатирующий и формирующий эксперименты. В результате констатирующего эксперимента было выявлено девиантное поведение  подростков. Формирующий эксперимент  использовался для проверки психосоциально-педагогических условий повышающие эффективность профилактики девиантного поведения подростков.

      Для диагностики были использованы следующие  методики: опросник склонности к отклоняющемуся поведению и методика диагностики  агрессивности Басса-Дарки.

     Методика  СОП предназначена для измерения  склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения: нарушения норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, аддиктивное, делинквентное поведение. Для проведения диагностики склонности отклоняющегося поведения подросткам предлагалось выбрать утверждения по отношению к ним. На бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «Да» испытуемые ставили крести, а если оно неверно, то ставили крестик в квадратике под обозначением «Нет». Испытуемых призывали быть аккуратными при заполнении ответного бланка, так как небрежность приводит к недостоверным результатам.

      На  обдумывание ответов время не давалось, так как важная их первая реакция на содержание утверждений. В случае затруднения испытуемый обращался к экспериментатору.

      Детям предлагался бланк опросника  Басса-Дарки, в котором необходимо было ответить на вопрос «да» или «нет». Для проведения исследования этой методикой  отводилось 60 минут, что позволяло  подросткам ознакомиться с вопросами  и сделать свой выбор.

      В целом испытуемые отнеслись к  тестированию внимательно, серьезно и  заинтересованно.

      Полученные  результаты были проанализированы, обобщены и проводилась статистическая обработка  результатов. В итоге исследование прошло успешно и результативно. 
 

      2.3. Анализ результатов  исследования 

     В исследовании принимали участие 40 подростков в возрасте 13-14 лет. Учащиеся средних  общеобразовательных учреждений № 1 и № 2  г. Неман Калининградской области.

      

      Полученные  результаты по диагностике склонности отклоняющемуся поведению представлены на рис. 1

      

  1. Шкала установки  на социально – желательные ответы.
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.
  3. Шкала склонности к аддитивному поведению.
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
  7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе