Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.6.Организация
культурно-досуговой
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться[44, c. 56].
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При
рассмотрении культурно-досуговой
деятельности как педагогического
процесса, важное значение имеет определение
наиболее эффективных форм и методов
воздействия, составляющих в системе
методику, которая позволяет достигнуть
социально-педагогических целей в
работе с подростками отклоняющегося
поведения – объекта
Прежде
всего, эффективность воспитательного
воздействия культурно- досуговой
деятельности на подростков во многом
зависит от выбора форм как важных
приемов выражения содержания деятельности.
Форма – это сочетание способа
и средств организации процесса
культурно-досуговой
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма.
Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.
В
практике культурно - досуговой деятельности
встречается такая форма, как
познавательно-развлекательная[
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб [46, c. 148-150]. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству[47, c. 55] .
Таким
образом. Сложившиеся в настоящее
время формы культурно-
Рассмотрим
основные направления культурно - досуговой
деятельности, необходимые для воспитания
и самовоспитания подростков. В педагогическом
процессе одним из основных направлений
деятельности культурно - досуговых
учреждений является гражданское воспитание,
формирующее научное
Другим
важным направлением культурно-досуговой
деятельности является трудовое воспитание.
Цель трудового воспитания заключается
в оказании содействия в профессиональной
ориентации подростков. Важное значение
имеют встречи с
Следующее
направление культурно - досуговой
деятельности – формирование личности
с высоким нравственным сознанием
и поведением – нравственное воспитание.
Принцип нравственного
Поэтому,
одной из основных сторон культурно
- досуговой деятельности является
эстетическое воспитание. Его цель
– развитие способностей оценивать,
воспринимать и утверждать прекрасное
в жизни и в искусстве с
общечеловеческих позиций духовного
наследия. Педагогическая задача учреждений
культуры состоит в том, чтобы
вовлечь подростков в свою деятельность
с помощью организаций шоу-
Развитию
данного направления
Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.
Современное
состояние социально-
ГЛАВА
II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
2.1.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе двух средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 г. Неман Калининградской области.
В школах были исследованы учащиеся 8-х классов, в которых есть подростки стоящие на учете в детской комнате милиции. Всего исследовано 40 подростков в возрасте 13-14 лет.
Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа и одна контрольная. В экспериментальную группу вошли подростки школы № 1, а контрольную группу составили подростки школы № 2.
В
исследовании используется несколько
видов экспериментальной
Для диагностики были использованы следующие методики: опросник склонности к отклоняющемуся поведению и методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.
Методика
СОП предназначена для
На обдумывание ответов время не давалось, так как важная их первая реакция на содержание утверждений. В случае затруднения испытуемый обращался к экспериментатору.
Детям предлагался бланк опросника Басса-Дарки, в котором необходимо было ответить на вопрос «да» или «нет». Для проведения исследования этой методикой отводилось 60 минут, что позволяло подросткам ознакомиться с вопросами и сделать свой выбор.
В целом испытуемые отнеслись к тестированию внимательно, серьезно и заинтересованно.
Полученные
результаты были проанализированы, обобщены
и проводилась статистическая обработка
результатов. В итоге исследование
прошло успешно и результативно.
2.3.
Анализ результатов
исследования
В исследовании принимали участие 40 подростков в возрасте 13-14 лет. Учащиеся средних общеобразовательных учреждений № 1 и № 2 г. Неман Калининградской области.
Полученные результаты по диагностике склонности отклоняющемуся поведению представлены на рис. 1