Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
выявление лиц с нарушением
поведения; психологическая
Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.
В
частности, разработаны специальные
карты повышенного
Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.
К
интроперсональным факторам повышенного
суицидального риска относят: особенности
характера, преимущественно шизоидного
сенситивного, эпилептоидного и психастенического;
сниженную толерантность и
Наиболее
важными факторами риска
Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) к факторам, способствующим формированию «групп риска» по алкоголизму, относят: пренебрежительное отношение подростков к своим социальным функциям и обязанностям; отсутствие устойчивых индивидуальных увлечений; наличие «лишнего времени»; неумение содержательно проводить досуг; противоправное поведение; плохо поставленное противоалкогольное воспитание.
Из подростков с повышенным риском к той или иной форме девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», должна быть усилена профилактическая работа.
Такой
подход к проблеме имеет принципиальное
значение, поскольку во многом определяет
тактику профилактических мероприятий:
в первом случае это в основном
меры медицинского характера; во втором
– меры воспитательного и
1.4.Основные
направления профилактики
Система
профилактики девиантного поведения
учащихся в образовательном учреждении
включает в себя в качестве первоочередных
следующие меры:
- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, социальные работники, медики и др.);
- создание
воспитывающей среды,
- создание
групп поддержки из
- организацию
подготовки специалистов, способных
оказывать профессиональную
- создание
общественных образовательных
- организацию
детского досуга. Как показывают
исследования, дети и подростки
с девиантной направленностью
имеют много свободного
Необходимо отметить, что профилактику
можно рассматривать как
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.
Поведенческий подход, где основное
внимание уделяется
Социально-профилактический
Среди основных направлений
Следующий подход – социально-
- быть хозяином своего слова и дела;
- тормозить
стремления и мотивы, способные
привести к поступкам,
- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;
- ставить
перед собой продуманные и
не противоречащие праву цели,
подчиняя им мимолетные
В школе
социально-педагогическая реабилитация
включает три основных этапа: диагностики;
создания и реализации реабилитационной
программы; постреабилитационной защиты
ребенка. Диагностика предполагает
социально-педагогическое исследование,
направленное на определение уровня
развития эмоционально-познавательной
сферы несовершеннолетнего, сформированности
качеств личности, социальных ролей,
профессиональных интересов. Реабилитационная
программа создается
1.5. Реабилитационные
социально-педагогические
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Для специалиста недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка.
2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального работника вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники социальному работнику в работе с такими детьми.
В процессе реабилитационной
социально-педагогической