Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

      - выявление лиц с нарушением  поведения; психологическая коррекция  выявленного девиантного поведения.

      Изучение  факторов риска девиантного поведения  дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а  следовательно, планировать и проводить  конкретные мероприятия по их профилактике.

      В частности, разработаны специальные  карты повышенного суицидального  риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н.Б. Конанчук, А.Г. Амбрумова).

      Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального  риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

      К интроперсональным факторам повышенного  суицидального риска относят: особенности  характера, преимущественно шизоидного сенситивного, эпилептоидного и психастенического; сниженную толерантность и эмоциональным  нагрузкам; неполноценность коммуникативных  контактных систем; неадекватную личностным возможностям самооценку; отсутствие или утрату целевых установок, лежащих  в основе ценности жизни [26, С. 87].

      Наиболее  важными факторами риска формирования пьянства и алкоголизма у подростков являются: ранний возраст начала алкоголизации (10-12 лет.); индивидуальный характер реакций  организма на алкоголь (высокая изначальная  толерантность и др.); неблагоприятные  микросоциальные условия (семья  алкоголиков, асоциальная группа сверстников); особенности характера, преимущественно  неустойчивого, эпилептоидного и гипертивного типов; отягощенная наследственность; пограничные нервно-психические расстройства.

      Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) к факторам, способствующим формированию «групп риска» по алкоголизму, относят: пренебрежительное отношение  подростков к своим социальным функциям и обязанностям; отсутствие устойчивых индивидуальных увлечений; наличие  «лишнего времени»; неумение содержательно  проводить досуг; противоправное поведение; плохо поставленное противоалкогольное воспитание.

      Из  подростков с повышенным риском к  той или иной форме девиантного  поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются  так называемые группы профилактического  учета. Эти группы нельзя считать  девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», должна быть усилена профилактическая работа.

      Такой подход к проблеме имеет принципиальное значение, поскольку во многом определяет тактику профилактических мероприятий: в первом случае это в основном меры медицинского характера; во втором – меры воспитательного и правоохранительного  порядка. 

1.4.Основные  направления профилактики девиантного  поведения. 

Система профилактики девиантного поведения  учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:                          

     - создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, социальные работники, медики и др.);

- создание  воспитывающей среды, позволяющей  гармонизировать отношение детей  и подростков со своим ближайшим  окружением в семье, по месту  жительства, работы, учебы; 

- создание  групп поддержки из специалистов  различного профиля, обучающих  родителей решению проблем, связанных  с детьми и подростками; 

- организацию  подготовки специалистов, способных  оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую  помощь и занимающихся воспитательно-профилактической  работой прежде всего с детьми  и подростками группы риска  и их семьями; 

- создание  общественных образовательных программ  для усиления осознания и привлечения  внимания к проблемам молодежи  с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие  программы и т.д.);

- организацию  детского досуга. Как показывают  исследования, дети и подростки  с девиантной направленностью  имеют много свободного времени,  причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей  и подростков является важным  направлением воспитательно-профилактической  работы. В понятие «досуг» входит  широкое пространство и время  жизнедеятельности ребенка за  пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности  детей и подростков может выполнять  следующие функции: восстановление  физических и духовных сил  детей и подростков, развитие  их способностей и интересов  и свободное общение со значимыми  для ребенка людьми. Большую роль  в организации досуга детей  и подростков на сегодняшний  день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

       Необходимо отметить, что профилактику  можно рассматривать как особый  вид социально-педагогической деятельности, который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий.

       В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

       Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

      Поведенческий подход, где основное  внимание уделяется формированию  жизненных навыков, помогающих  справиться с ситуациями риска  зависимостей. Этот подход базируется  на укреплении защитных факторов  личности: развитии положительной  самооценки; терпимости к разнообразию  людей и их жизненных позиций;  тренировке сопротивления негативным  процессам. 

       Социально-профилактический подход  в качестве основной цели рассматривает  выявление, устранение и нейтрализацию  причин и условий, вызывающих  различного рода негативные явления.  Сущностью этого подхода является  система социально-экономических,  общественно-политических, организационных,  правовых и воспитательных мероприятий,  которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим  учреждением, социальным педагогом  для устранения или минимизации  причин девиантного поведения.  Так, отсутствие целевой информации  о последствиях, например, употребления  наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной  ответственности, так как практически  все уверены, что употребление  наркотика – это личное дело  каждого, а привлечь можно лишь  за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

        Среди основных направлений профилактики  девиантного поведения, особое  место занимает медико-биологический  подход. Его сущность состоит  в предупреждении возможных отклонений  от социальных норм целенаправленными  мерами лечебно-профилактического  характера по отношению к лицам,  страдающим различными психическими  аномалиями, т. е. патологией на  биологическом уровне. Известно, что  вменяемый человек при помощи  своих волевых качеств, моральных  норм и ценностей способен  воздерживаться от преступных  действий. Когда же у человека  существует патология психического  развития и здоровья, он, в силу  своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие  морально-правовые нормы. Это  состояние субъекта рассматривается  как невменяемость. Очень важно  вовремя распознать у подростка  различные патологические нарушения  психики, которые могут привести  его к совершению необдуманных  поступков. Он должен быть обследован  психиатром с соответствующим  медицинским лечением, дополненным  определенным воспитательным воздействием  со стороны социального педагога  или социального работника. 

   Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении  или коррекции качеств личности  подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и  волевых качеств личности. У подрастающего  поколения следует формировать  следующие волевые черты его  поведения: 

- быть  хозяином своего слова и дела;

- тормозить  стремления и мотивы, способные  привести к поступкам, наносящим  вред обществу;

- концентрировать  усилия на главном, наиболее  важном в настоящее время; 

- ставить  перед собой продуманные и  не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

В школе  социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально  для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы  является формирование и коррекция  нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

         

1.5. Реабилитационные  социально-педагогические технологии. 
 

     При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

      1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Для специалиста недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка.

          2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального работника вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

        3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

          4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники социальному работнику в работе с такими детьми.

     В процессе реабилитационной  социально-педагогической деятельности  специалист выполняет следующие  функции: 

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе