Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки. Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:
Существуют разные уровни наркомании:
По
наблюдениям психологов, врачей наркологов,
2/3 впервые приобщаются к
3. Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы не умеющие отвечать за свои поступки.
4. Суицидальное поведение.
По степени приводимой А.Е. Личко:
Профилактика
подростковых самоубийств заключается
не в избежание конфликтных
В 9 случаях из 10 юношеские покушения не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
5.Психические расстройства.
Целесообразно
различать, с одной стороны, возрастно-специфические
расстройства (заболевания) и, с другой
стороны, характерные для этого
возраста акцентуации характера, то
есть крайние варианты нормы, при
которых отдельные черты
6. Противоправное поведение.
Наибольшую
склонность к деликвентному поведению
имеют подростки, проживающие в
неблагополучных семьях, что связано
с плохими жилищными и
Выделение
отдельных видов отклоняющегося
поведения и их систематизация по
схожим признакам являются условными,
хотя и оправданными в целях научного
анализа. В реальной жизни отдельные
формы нередко сочетаются или
пересекаются, а каждый конкретный
случай девиантного поведения
Современные исследования в области психологии и социальной педагогики [14,81] указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.
Т.А. Шишковец указывает на следующие причины девиаций [23, 106-107].
Во-первых, отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).
Во-вторых,
нарушения в сфере
В-третьих, ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).
В четвертых, ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др. Говоря о роли семьи в формировании личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Неправильное воспитание в негармоничной семье является основной причиной формирования девиантного поведения у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся, типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жесткого обращения и повышенной моральной ответственности.
Неблагоприятные
условия жизни и воспитания в
семье, проблемы овладения знаниями
и связанные с этим неудачи
в учебе, неумение строить взаимоотношения
с окружением и возникающие на
этой основе конфликтные ситуации,
различные психофизические
В-пятых, социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
В-шестых, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.
К
проблемам подросткового
1)
кризисные явления,
2)
обострения взаимоотношений со
взрослыми, родителями, учителями,
выражающиеся в «конфликте»
3) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;
4)
повышенная критичность
5)
изменения в характере
Во-вторых,
отклонения в психическом и
В
их числе называют: низкий уровень
интеллектуального развития от рождения
или как результат черепно-
В-третьих, несоответствие воспитания индивидуальности ребенка.
Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.
В-четвертых, негативные факторы среды формирования личности подростка, к которым, прежде всего, относят семью и факторы средового воздействия на подростка в процессе его развития (улицы, города, «стаи» и т.д.)
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие девиантного поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Известный
социолог Р.Мертон, автор теории «двойной
неудачи», считает, что если молодой
человек не может удовлетворить
своих потребностей ни в легальной
творческой деятельности, ни в активной
противоправной, то он компенсирует эти
недостатки такой деятельностью, которая
ведет его к саморазрушению как
личности. В условиях когда часть
молодежи не имеет возможности для
достойного профессионального или
личного самовыражения, «уход» в
алкоголизм, наркоманию или примитивный
секс становится своеобразным компенсаторным
средством.
1.2. Особенности проявления
девиантного поведения подростков
Одной
из особенностей подросткового периода
является завершение формирования характера
с заострением некоторых черт
и последующих их сглаживанием. Именно
в подростковом возрасте чаще всего
проявляются акцентуации
Характерологические особенности акцентуированных подростков лучше всего, на описаны и объяснены в категориях концепции характера петербургского ученого А.Е. Личко, который дает такое определение акцентуации характера:
акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера) [56, С. 12].