Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

     Существует  несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  1. Алкоголизация.

    Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается  число подростков употребляющих  спиртные напитки. Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:

  • Пьянство встречается чаще там, где больше социально- напряженных ситуаций.
  • Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
  1. Наркомания.

    Существуют  разные уровни наркомании:

  • единичное или редкое употребление наркотиков;
  • многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;
  • наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;
  • наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать «кайф», сколько на то, чтобы избежать мучений.
  • наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

     По  наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что  там за гранью запретного.

     3. Агрессивное поведение.

     Подростковая  агрессия чаще всего следствие озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых жизненных  неудач. Изощренную жестокость нередко  проявляют жертвы не умеющие отвечать за свои поступки.

     4. Суицидальное поведение.

     По  степени приводимой А.Е. Личко:

  • 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
  • 21% - 15 летних;
  • 12% - 14 летних;
  • 4%- 12-13 летних.

     Профилактика  подростковых самоубийств заключается  не в избежание конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

     В 9 случаях из 10 юношеские покушения  не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.

             5.Психические расстройства.

     Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические  расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого  возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     6. Противоправное поведение.

     Наибольшую  склонность к деликвентному поведению  имеют подростки, проживающие в  неблагополучных семьях, что связано  с плохими жилищными и материальными  условиями, напряженными отношениями  между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.

     Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные  формы нередко сочетаются или  пересекаются, а каждый конкретный случай девиантного поведения оказывается  индивидуально окрашенным и неповторимым.

         Современные исследования в области психологии и социальной педагогики [14,81] указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.

     Т.А. Шишковец указывает на следующие  причины девиаций [23, 106-107].

     Во-первых, отклонения от нормы в состоянии  здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в  росте, акцентуация характера).

     Во-вторых, нарушения в сфере межличностных  взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи).

     В-третьих, ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых  требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения  между родителями ученика и учителями  или между учеником и учителями  и др.).

     В четвертых, ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое  детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др. Говоря о роли семьи в формировании личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Неправильное воспитание в негармоничной семье является основной причиной формирования девиантного поведения у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся, типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жесткого обращения и повышенной моральной ответственности.

     Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потери смысла существования.

           В-пятых, социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).

     В-шестых, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места  жительства и т.д.).

     В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной  социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении  родителей (или государства), главной  деятельностью является учеба. Это  период завершения детства и начала вырастания из него.

     К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят [12, 124]:

     1) кризисные явления, характеризующие  психофизиологическое развитие  в подростковом возрасте: ускоренное  и неравномерное развитие организма  в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой  системы, влияющей на физическое  и психическое самочувствие подростка  «гармональная буря» эндокринной  системы в период полового  созревания, проявляющаяся в повышенной  возбудимости, эмоциональной неустойчивости;

     2) обострения взаимоотношений со  взрослыми, родителями, учителями,  выражающиеся в «конфликте» морали  старших и младших, чувстве  взрослости и неприятии требований  к себе;

     3) стремления заменить отношения  с позиции «морали подчинения»  на «мораль равенства»;

     4) повышенная критичность оценочных  суждений и поведения взрослых;

     5) изменения в характере взаимоотношений  со сверстниками, потребность к  общению, стремление к самоутверждению,  приводящие к негативным формам [16,47];

     Во-вторых, отклонения в психическом и физиологическом  развитии

     В их числе называют: низкий уровень  интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально-обусловленные  отклонения и (или) отклонения активно-волевой  сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и  поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

     В-третьих, несоответствие воспитания индивидуальности ребенка.

     Различные отклонения в развитии ребенка диктуют  необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание  или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.

     В-четвертых, негативные факторы среды формирования личности подростка, к которым, прежде всего, относят семью и факторы  средового воздействия на подростка  в процессе его развития (улицы, города, «стаи» и т.д.)

     Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают  изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих  с разным негативным вкладом в  развитие девиантного поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием  многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного  воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

     Известный социолог Р.Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой  человек не может удовлетворить  своих потребностей ни в легальной  творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти  недостатки такой деятельностью, которая  ведет его к саморазрушению как  личности. В условиях когда часть  молодежи не имеет возможности для  достойного профессионального или  личного самовыражения, «уход» в  алкоголизм, наркоманию или примитивный  секс становится своеобразным компенсаторным средством. 
 

     1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков 

      Одной из особенностей подросткового периода  является завершение формирования характера  с заострением некоторых черт и последующих их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего  проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных  условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях  поведения и не препятствует благоприятной  социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с  акцентуациями характера могут  стать девиантными.

      Характерологические особенности акцентуированных подростков лучше всего, на описаны и объяснены  в категориях концепции характера  петербургского ученого А.Е. Личко, который дает такое определение  акцентуации характера:

      акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера) [56, С. 12].

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе