Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Российский
Государственный Университет
Кафедра
психологии и социальной работы
Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления
профилактики девиантного
1.5. Реабилитационные
социально-педагогические
1.6.Организация
культурно-досуговой
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация
исследования………………………………………………
2.3. Анализ
полученных результатов
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-
3.1. Цели,
задачи, этапы опытно-
3.2. Методика
работы по предупреждению
3.3. Анализ
результатов опытно-
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о профилактике девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведения
ведется работа общеобразовательными
культурно - досуговыми учреждениями,
а также социальными реабилитационными
центрами. Эта работа ведется не в полной
мере, и не всегда дает положительный результат.
Потребность в совершенствовании воспитательного
процесса в современных условиях предполагает
поиск путей повышения эффективности
педагогического воздействия на личность
подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию.
Одним из условий повышения эффективности
воспитательной работы является деятельность,
в задачи которой входит формирование
позитивных индивидуальных интересов
личности подростков. Такая деятельность
предполагает особый арсенал средств
и методов педагогического воздействия
на подростков с девиантным поведением.
А именно, такими средствами обладает
культурно-досуговая деятельность.
Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Однако,
несмотря на достаточно широкий круг
исследований по проблеме девиантного
поведения подростков, аспекты организации
социально-психологической и
Тема нашего исследования: социальная и психолого -педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.
Задачи исследования:
Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического и эмпирического исследования: изучение и анализ литературы, диагностические методы, статистическая обработка данных, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Методики исследования:
Методологические основы исследования: строятся на принципах системного подхода, личностного и деятельностного подхода.
Исследовательская работа осуществлялась в средних общеобразовательных школах № 1 и № 2 г. Неман Калининградской области.
Исследование
проводилось в несколько
Первый этап - подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор, и теоретическое осмысление темы исследования изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, медицинская, юридическая литература по проблеме; определились методологические основы, понятийный аппарат исследования; велась подготовка к исследовательской работе, определились цели и задачи эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы. Проверялась эффективность профилактики девиантного поведения подростков, определялась необходимость и результативность выделенных социально - педагогических условий.
Третий
этап - этап осмысления, описания, обобщения
и систематизации исследовательской
работы и ее результатов.
Глава I. Девиантное поведение как социальная и психолого-педагогическая проблема.
1.1.
Девиантное поведение подростков как
социальная и психолого - педагогическая
проблема.
Нарушение
поведения - это отклонение от нормы
внешне наблюдаемых действий (поступков),
в которых реализуется
Е.В.
Змановская отмечает, что девиантное
поведение - понятие социально-
Характер
нарушений поведения у
Девиантное поведение – не соответствует общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в странах, проповедующих ислам.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Ученыйе подчеркивают, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
М.А.Алемаскин нарушения
В.Н.Кудрявцев, по признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного поведения делят на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива [9,21].