Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.
Гипотеза исследования: если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков
1.3. Основные виды профилактики девиантного поведения подростков…...
1.4.Основные направления профилактики девиантного поведения………….
1.5. Реабилитационные социально-педагогические технологии…………..
1.6.Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения………………………………………………………
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..
ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

мой курсовик2011.docx

— 449.01 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский  Государственный Университет им. И. Канта

Кафедра психологии и социальной работы 
 
 
 
 
 

      Социальные и психолого – педагогические условия     профилактики      девиантного поведения подростков     в     школе.

                                  

                                      КУРСОВАЯ  РАБОТА

          

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        студентка IV  курса з/о

                                                                                        Специальность:                                                                               

                                                                                        социальная работа

                                                                                        Научный руководитель: 
 
 

      2011

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...

ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    1. .Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая                    проблема……………………………………………………………………

1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков

1.3. Основные  виды профилактики девиантного  поведения подростков…...

1.4.Основные направления  профилактики девиантного поведения………….

1.5. Реабилитационные  социально-педагогические технологии…………..

1.6.Организация  культурно-досуговой деятельности  с подростками девиантного поведения………………………………………………………

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Организация  исследования………………………………………………

2.3. Анализ  полученных результатов исследования…………………………..

ГЛАВАIII.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального  исследования……….

3.2. Методика  работы по предупреждению девиантного  поведения………..

3.3. Анализ  результатов опытно-экспериментального  исследования………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

                                          ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного  контингента школьников имеющих  отклонения в поведении. Поэтому  вопрос о профилактике девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

      Это связано с кризисом общества, глубокими  социально-экономическими, политическими  переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило  социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.

            Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

           С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно - досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. 
А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

      Научной базой для изучения проблем подросткового  возраста являются фундаментальные  работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

      Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного  поведения подростков, аспекты организации  социально-психологической и педагогической деятельности по предупреждению девиантного  поведения подростков в школе  недостаточно разработаны. Все это  помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного  поведения подростков.

      Тема  нашего исследования: социальная и психолого -педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении.

     Цель  исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.

          Объект исследования: девиантное поведение подростков.

      Предмет исследования: социальная и психолого – педагогическая профилактика девиантного поведения.

      Гипотеза  исследования: если в профилактике девиантного поведения  использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

            Задачи исследования:

  1. Проанализировать сущность обозначенной проблемы в социально-психологической и педагогической науке и практике.
  2. Выявить особенности проявления девиантного поведения у подростков;
  3. Определить социальные и психолого - педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.
  4. Разработать программу условий предупреждения девиантного поведения подростков и экспериментально проверить ее эффективность.

      Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического и  эмпирического исследования: изучение и анализ литературы, диагностические  методы, статистическая обработка данных, количественная и качественная обработка  экспериментальных данных.

      Методики  исследования:

  • методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;
  • методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.

      Методологические  основы исследования: строятся на принципах  системного подхода, личностного и  деятельностного подхода.

      Исследовательская работа осуществлялась в средних  общеобразовательных школах № 1 и  № 2 г. Неман Калининградской области.

      Исследование  проводилось в несколько этапов.

      Первый  этап - подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся  выбор, и теоретическое осмысление темы исследования изучалась и анализировалась  философская, психолого-педагогическая, социологическая, медицинская, юридическая  литература по проблеме; определились методологические основы, понятийный аппарат исследования; велась подготовка к исследовательской работе, определились цели и задачи эксперимента.

      Второй  этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с  целью проверки и корректировки  рабочей гипотезы. Проверялась эффективность  профилактики девиантного поведения подростков, определялась необходимость и результативность выделенных социально - педагогических условий.

      Третий  этап - этап осмысления, описания, обобщения  и систематизации исследовательской  работы и ее результатов. 
 
 

Глава I. Девиантное поведение как социальная и психолого-педагогическая   проблема.

     1.1. Девиантное поведение подростков как социальная и психолого - педагогическая   проблема.   

     Нарушение  поведения - это отклонение от нормы  внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться  как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в  высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). Нарушения  поведения включают в себя отклонения в поведении здорового человека - девиантное поведение и нарушения  поведения при нервно-психических  заболеваниях .[1,35]

     Е.В. Змановская отмечает, что девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья .[14,77]

     Характер  нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

     Девиантное  поведение – не соответствует  общепринятым нормам. Норма может  носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в  поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых  поведение воспроизводится, а также  от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в  странах, проповедующих ислам.

     Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости. Изменчивость в социальной сфере всегда связана  с деятельностью и выражается в поведении человека, которое  представляет взаимодействие его с  окружающей средой, опосредованное внешней  и внутренней активностью подростка. Ученыйе подчеркивают, что отклоняющееся  поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное  и криминальное поведение.

       М.А.Алемаскин нарушения поведения  у подростков делит на три  группы: реактивно обусловленные  (побеги, суициды); вызванные низким  морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация,  правонарушения); обусловленные патологией  влечений (садизм, дромомания (бродяжничество) и др.. Автор считает, что нарушения  поведения первой группы вызваны  в основном психотравмирующей  ситуацией, второй - неправильным  воспитанием, в происхождении  расстройств третьей группы главная  роль принадлежит биологическому  фактору [2,43].

     В.Н.Кудрявцев, по признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного  поведения делят на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные  мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией  отчуждения от интересов общества и  коллектива [9,21].

Информация о работе Социальные и психолого – педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в школе