Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
Надо сказать, что
уже в 50-е гг. в работе органов
управления стали заметны негативные
черты, свойственные командно-бюрократическому
подходу к управленческому
С конца 50-х - начала
60-х гг. стали возрастать масштабы
общественного участия людей
в аппарате управления учреждениями
культуры и
- 45 -
в непосредственной
организации их деятельности. Этот
процесс получил особенно интенсивное
развитие после ХХП съезда КПСС,
на котором, как уже отмечалось, была
высказана идея о повышении общественного
самоуправления в переходный период
"от социализма к коммунизму".
Одна из первых инициатив
создания клуба на общественных началах
родилась в селе Павловка Богатовского
района Кубышевской области, где
руководство клубом взял на себя секретарь
местной молодежной (комсомольской)
организации . Начинание было подхвачено
и в других местах. Наряду с клубными
учреждениями стали возникать общественные
библиотеки и их филиалы, библиотеки-читальни,
общественные музеи (получившие впоследствии
название "народных"), общественные
редакции районного радиовещания; на
общественных началах создавались
самодеятельные театры, симфонические
оркестры, хоры, оперные, вокальные
и балетные студии, областные народные
филармонии и т.п.
В системе управленческих
органов создавались
1. Клуб.- 1959.- № 1.-C.
17.
- 46 -
различными методическими
кабинетами. На предприятиях создавались
инициативные группы из числа работающих
для выполнения отдельных поручений:
подготовки массовых мероприятий, проведения
праздников и т.д. В коллективах
художественной самодеятельности избирался
общественный актив для ведения
текущих дел: старосты, члены бюро
кружков и т.п. В состав советов
входили представители
Развитие общественной
инициативы всячески поощрялось партийно-властными
структурами, более того, нередко
сознательно форсировались. Это
вызывало неоднозначную реакцию
у работников культуры. В средствах
массовой информации развернулась дискуссия.
Наряду с одобрительными мнениями высказывались
мысли о том, что замена государственных
форм управления общественными преждевременна,
поскольку для этого еще не
созрели условия. В качестве аргументации
указывалось на то, что управленческая
и творческая деятельность требует
от человека затраты большого количества
времени и усилий, что не всегда
возможно для тех, кто занят профессиональным
трудом. К тому же общественники
сталкиваются с трудностями материального
порядка, например, при приобретении
книг для библиотек, инвентаря для
клубов, решении вопросов о ремонте
и строительстве помещений и
т.д.
Жизнь впоследствии
сама подтвердила справедливость тех
или иных мнений, "отсортировав"
формы общественной инициативы. Так,
внештатные органы управления (общественные
отделы культуры и искусства, общественные
комиссии и т.п.) в структуре государственного
аппарата после недолгого существования
были заменены штатными, не выдержали
проверку временем многие общественные
учреждения культуры. Наиболее "жизнеспособными"
оказались народные музеи, а также
всевозможные общественные советы при
учреждениях культуры и органах
управления.
50-60-е гг. ознаменовались
усилением роли общественного
контроля за деятельностью
Развитие социально-культурной
инфраструктуры, повышение внимания
населения к учреждениям
- 85 -
области Сибири, Дальнего
Востока, Северного Кавказа, Урала,
Поволжья, Черноземного Центра.
В 1978 г. централизация
сельских клубных учреждений была поддержана
высшим партийным руководством страны,
что нашло отражение в
К середине 70-х гг.
относится первый опыт организации
культурных комплексов. Инициатором
выступила Свердловская область. В
1975 г. в Г.Серове, а затем в сельской
местности: на племзаводе "Пионер"
Талицкого района и в Печеркинском
сельсовете Пышминского района области
- возникли добровольные объединения
культурно-досуговых и
Структура культурных
комплексов была различной, но наиболее
типичными являлись объединения
учреждений культуры, народного образования,
спортивных, оздоровительных, бытовых
учреждений и организаций. В зависимости
от набора последних и месторасположения
культурных комплексов они именовались
сельскими или городскими, социально-культурными,
социально-педагогическими, культурно-бытовыми,
культурно-спортивными.
С 1983 г. преобладающей
формой интеграции учреждений и организаций,
функционирующих в сфере
I.Постановление ЦК
КПСС "0 мерах по дальнейшему
развитию самодеятельного
2. Об утверждении
Положения о сельской
- 86 -
установки июньского
(1983 г.) пленума центрального комитета
компартии о распространении
опыта новой формы организации
досуга населения, особенно в рамках
создаваемых в то время в сельской
местности агропромышленных объединений
(РАПО)1 .
Культурно-спортивные
комплексы образовывались в селах,
сельских районах, городах, районах
города, на предприятиях в качестве
филиалов городских или районных
КСК.
Специфика культурно-спортивных
комплексов определялась не только характером
входящих в них "элементов", но
и тем, какое учреждение выступало
как головное, ведущее. Чаще всего
в качестве такового оказывался клуб,
Дом или Дворец культуры. Однако
в практике работы встречались и
другие типы "центров" культурно-спортивных
комплексов: парки культуры и отдыха,
физкультурно-оздоровительные
Культурно-спортивные
комплексы создавались на основании
постановлений местных
Для руководства
такими комплексами избирались координационные
советы, которые, как правило, возглавлялись
заместителями председателей
Работа культурно-спортивных
комплексов строилась по единому
плану; денежные средства, отчисляемые
организациями и учреждениями, поступали
на счет местных исполнительных органов
(райисполкомов и
1. Материалы Пленума
Центрального Комитета КПСС, 14-15
июня 1983 г. - М., 1983.
- 49 -
ной самодеятельности,
учреждений культуры, смотров самодеятельных
народных театров, любительских фильмов
и т.п.; устройства выставок работ
самодеятельных художников и т.д. в
пределах страны в целом и отдельных
регионов.
В конце 60-х гг. началась
работа по созданию системы специализированных
учебных заведений, предназначенных
для совершенствования
В повседневной работе
организаторам досуга оказывалась
непосредственная помощь республиканскими
и областными методическими кабинетами
культпросветработы и Домами народного
творчества, всесоюзной, республиканскими
и областными библиотеками. Для сельских
учреждений культуры методическими
центрами являлись также районные Дома
культуры и районные библиотеки.
7. Общественно организованные
формы культурно-досуговой
В создании условий
для организованного
В рассматриваемый
период времени компартия неоднократно
указывала на то, что в учреждениях
культуры она видит прежде всего
опорные базы своей массово-политической
работали выдвигала перед ними задачу
идеологического обеспечения
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930