Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

Надо сказать, что  уже в 50-е гг. в работе органов  управления стали заметны негативные черты, свойственные командно-бюрократическому подходу к управленческому процессу. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о подмене  Министерством культуры РСФСР и  его органами на местах живого оперативного руководства отраслью бумаготворчеством, изданием многочисленных приказов, инструкций, циркулярных писем и т.д., о  слабом знании управленческими кадрами  местных проблем. 

С конца 50-х - начала 60-х гг. стали возрастать масштабы общественного участия людей  в аппарате управления учреждениями культуры и 

  

  

- 45 - 

в непосредственной организации их деятельности. Этот процесс получил особенно интенсивное  развитие после ХХП съезда КПСС, на котором, как уже отмечалось, была высказана идея о повышении общественного  самоуправления в переходный период "от социализма к коммунизму". 

Одна из первых инициатив  создания клуба на общественных началах  родилась в селе Павловка Богатовского района Кубышевской области, где  руководство клубом взял на себя секретарь  местной молодежной (комсомольской) организации . Начинание было подхвачено и в других местах. Наряду с клубными учреждениями стали возникать общественные библиотеки и их филиалы, библиотеки-читальни, общественные музеи (получившие впоследствии название "народных"), общественные редакции районного радиовещания; на общественных началах создавались  самодеятельные театры, симфонические  оркестры, хоры, оперные, вокальные  и балетные студии, областные народные филармонии и т.п. 

В системе управленческих органов создавались общественные районные (городские и сельские) отделы культуры, общественные отделы куль туры и искусств при областных, краевых управлениях культуры, в  министерствах культуры автономных республик, постоянные комиссии по куль туре при исполкомах местных советов, которым передавались права и  функции отделов культуры (право  распоряжаться финансовыми средствами, формировать кадровый состав). Нередко  в составе отделов и комиссий действовали сектора по отдельным  направлениям работы учреждений культуры. В качестве руководителей этих органов  и инспекторов на общественных началах  привлекались люди, имеющие опыт работы в учреждениях культуры. В общественных учреждениях культуры и административное руководство, и организация различных направлений деятельности осуществлялись силами активистов (например, руководство самодеятельными и профессиональными коллективами, формирование книжного фонда и обслуживание читателей библиотек, создание экспозиций, их охрана, проведение экскурсий, краеведческая работа в музеях и т.д.). Более широко стали использоваться разнообразные формы общественных совещательных органов; советы клубов, библиотек, музеев. В 60-х гг. появились новые виды "советов": советы народных университетов; советы по работе с молодея советы при детских секторах клубных учреждений; советы культуры в колхозах и совхозах; районные и городские советы при органах управление и др. Общественники привлекались к методической работе, к руководству 

1. Клуб.- 1959.- № 1.-C. 17. 

  

  

- 46 - 

различными методическими  кабинетами. На предприятиях создавались  инициативные группы из числа работающих для выполнения отдельных поручений: подготовки массовых мероприятий, проведения праздников и т.д. В коллективах  художественной самодеятельности избирался  общественный актив для ведения  текущих дел: старосты, члены бюро кружков и т.п. В состав советов  входили представители городской  и сельской интеллигенции, работники  общественных организаций (партийных, профсоюзных, комсомольских), хозяйственные  работники и другие категории  людей, заинтересованные в организации  культурной работы. 

Развитие общественной инициативы всячески поощрялось партийно-властными  структурами, более того, нередко  сознательно форсировались. Это  вызывало неоднозначную реакцию  у работников культуры. В средствах  массовой информации развернулась дискуссия. Наряду с одобрительными мнениями высказывались  мысли о том, что замена государственных  форм управления общественными преждевременна, поскольку для этого еще не созрели условия. В качестве аргументации указывалось на то, что управленческая и творческая деятельность требует  от человека затраты большого количества времени и усилий, что не всегда возможно для тех, кто занят профессиональным трудом. К тому же общественники  сталкиваются с трудностями материального  порядка, например, при приобретении книг для библиотек, инвентаря для  клубов, решении вопросов о ремонте  и строительстве помещений и  т.д. 

Жизнь впоследствии сама подтвердила справедливость тех  или иных мнений, "отсортировав" формы общественной инициативы. Так, внештатные органы управления (общественные отделы культуры и искусства, общественные комиссии и т.п.) в структуре государственного аппарата после недолгого существования  были заменены штатными, не выдержали  проверку временем многие общественные учреждения культуры. Наиболее "жизнеспособными" оказались народные музеи, а также  всевозможные общественные советы при  учреждениях культуры и органах  управления. 

50-60-е гг. ознаменовались  усилением роли общественного  контроля за деятельностью культурно-досуговых  учреждений. В конце 1955 г. руководители  всех сельских культурно-досуговых  учреждений Мурыгинского сельского  совета Смоленской области проявили  инициативу, выступив перед населением  с отчетами о своей работе. Вскоре регулярные отчеты перед  населением стали нормой деятельности  учреждений культуры во всех  областях Российской Федерации. 

Развитие социально-культурной инфраструктуры, повышение внимания населения к учреждениям культуры остро поставили вопрос о подго- 

  

- 85 - 

области Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Урала, Поволжья, Черноземного Центра. 

В 1978 г. централизация  сельских клубных учреждений была поддержана высшим партийным руководством страны, что нашло отражение в специальном  постановлении , Это послужило началом  повсеместного создания централизованных клубных систем (ЦКС). I сентября 1980 г. коллегия Министерства культуры СССР и Секретариата ВЦСПС утвердила  Положение о сельской централизованной клубной системе . 

К середине 70-х гг. относится первый опыт организации  культурных комплексов. Инициатором  выступила Свердловская область. В 1975 г. в Г.Серове, а затем в сельской местности: на племзаводе "Пионер" Талицкого района и в Печеркинском сельсовете Пышминского района области - возникли добровольные объединения  культурно-досуговых и культурно-воспитательных учреждений различной ведомственной  принадлежности с целью создания более благоприятных условий  для проведения людьми свободного времени. Они получили название культурных комплексов. Идея была подхвачена другими регионами  страны. Привлекательность ее заключалась  в том, что появилась возможность  для кооперирования сил и средств  учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установления более тесных контактов между работниками досуговой сферы. 

Структура культурных комплексов была различной, но наиболее типичными являлись объединения  учреждений культуры, народного образования, спортивных, оздоровительных, бытовых  учреждений и организаций. В зависимости  от набора последних и месторасположения  культурных комплексов они именовались  сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными. 

С 1983 г. преобладающей  формой интеграции учреждений и организаций, функционирующих в сфере досуга, стали культурно-спортивные комплексы. Решающую роль в стимулировании этого  процесса сыграли 

I.Постановление ЦК  КПСС "0 мерах по дальнейшему  развитию самодеятельного художественного  творчества"//КПСС в резолюциях  и решениях съездов, конференций  и пленумов ЦК.- Т. 13.- М, 1987.- С.253-256. 

  

2. Об утверждении  Положения о сельской централизованной  клубной сис-теме: Пост.коллегии  Министерства культ.СССР и Секретариата  ВЦСПС от I сентября 1980 г.№159(14-12)/Сборник  постановлений ВЦСПС Июль-сентябрь 1980.- М., 1981.- С.121-127. 

  

  

- 86 - 

установки июньского (1983 г.) пленума центрального комитета компартии о распространении  опыта новой формы организации  досуга населения, особенно в рамках создаваемых в то время в сельской местности агропромышленных объединений (РАПО)1 . 

Культурно-спортивные комплексы образовывались в селах, сельских районах, городах, районах  города, на предприятиях в качестве филиалов городских или районных КСК. 

Специфика культурно-спортивных комплексов определялась не только характером входящих в них "элементов", но и тем, какое учреждение выступало  как головное, ведущее. Чаще всего  в качестве такового оказывался клуб, Дом или Дворец культуры. Однако в практике работы встречались и  другие типы "центров" культурно-спортивных комплексов: парки культуры и отдыха, физкультурно-оздоровительные комбинаты, районные, сельские, спортивные клубы, имеющие хорошую материальную базу, и др. 

Культурно-спортивные комплексы создавались на основании  постановлений местных исполнительных органов: исполкомов городских и  районных советов народных депутатов, профсоюзов работников конкретных отраслей хозяйства. В них определялась структура  КСК, утверждалось положение о них, состав органов управления. 

Для руководства  такими комплексами избирались координационные  советы, которые, как правило, возглавлялись  заместителями председателей исполкомов местных советов народных депутатов; в сельских КСК председателями координационных  советов являлись председатели или  секретари сельсоветов, руководители хозяйств, реже - секретари партийных  комитетов хозяйств, в культурных комплексах предприятий - директора  последних. В состав координационных  советов входили руководители местных  партийных и общественных организаций, работники культурных, спортивных и  других учреждений - членов добровольных объединений (КСК). 

Работа культурно-спортивных комплексов строилась по единому  плану; денежные средства, отчисляемые  организациями и учреждениями, поступали  на счет местных исполнительных органов (райисполкомов и горисполкомов) , которые распределяли их на различные  культурные нужды в соответствии с решениями координационных  советов. 

1. Материалы Пленума  Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., 1983. 

  

  

- 49 - 

ной самодеятельности, учреждений культуры, смотров самодеятельных народных театров, любительских фильмов  и т.п.; устройства выставок работ  самодеятельных художников и т.д. в  пределах страны в целом и отдельных  регионов. 

В конце 60-х гг. началась работа по созданию системы специализированных учебных заведений, предназначенных  для совершенствования профессионального  мастерства работников культуры. Постановлением Совета Министров от 10 октября 1969 г. было санкционировано создание Всесоюзного  и республиканских институтов повышения  квалификации руководящих и творческих работников, однако в полном объеме их деятельность развернулась уже в 70-80-е гг. 

В повседневной работе организаторам досуга оказывалась  непосредственная помощь республиканскими и областными методическими кабинетами культпросветработы и Домами народного  творчества, всесоюзной, республиканскими и областными библиотеками. Для сельских учреждений культуры методическими  центрами являлись также районные Дома культуры и районные библиотеки. 

7. Общественно организованные  формы культурно-досуговой деятельности

В создании условий  для организованного времяпрепровождения  людей за пределами трудового  дня значительное место принадлежало культурно-досуговым учреждениям. Специфика  тоталитарного режима обусловила особый характер их функционирования. Еще  в первые годы советской власти идеологи большевизма определили магистральное  направление деятельности учреждений культуры - всеми средствами и методами способствовать распространению в  массах "коммунистических идей". Эта установка сохраняла свою значимость и в последующие годы, получая в различных партийных  документах новые обоснования и  конкретные содержательные характеристики в зависимости от решения очередных  задач по "строительству нового общества". 

В рассматриваемый  период времени компартия неоднократно указывала на то, что в учреждениях  культуры она видит прежде всего  опорные базы своей массово-политической работали выдвигала перед ними задачу идеологического обеспечения проводимой в стране политики. Особенно это  касалось массовых культурно-досуговых  учреждений, рассчитанных на повседневную работу с людьми. Любые предпринимаемые  в государстве кампании в области  экономики, социальной жизни, культуры должны были 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930