Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
- 60 -
ческие интересы
людей частично удовлетворялись
в любительских объединениях, но развивалась
и кружковая работа: при клубных
учреждениях функционировали
В отличие от предыдущих
лет клубные учреждения значительно
расширили деятельность, связанную
с организацией отдыха населения, особенно
с середины 50-х гг., когда в стране
началось постепенное сокращение рабочего
дня. Изменение режима работы на промышленных
предприятиях и в учреждениях
поставило перед клубами (как, впрочем,
и перед другими культурно-
Развитие самодеятельного
туризма в стране явилось для
клубных учреждений стимулом в поисках
форм оказания помощи туристам-любителям.
При Дворцах, Домах культуры крупных
городов создавались
- 61 -
, осуществляли подготовку
инструкторов-общественников, проводили
семинары, слеты туристов. В масштабе
крупных городов создавались
городские клубы туристов(
Активизировалась
работа клубных учреждений по проведению
всевозможных праздников. С начала
50-х гг. в стране начинает складываться
традиция отмечать дни, посвященные
различным профессиям, Одна из первых
инициатив в этом отношении
принадлежала Рождественскому Дому
культуры Гатчинского района Ленинградской
области, который провел в своих
стенах праздники "День механизатора"
и "День агронома" . На протяжении
50-60-х гг. повсеместно городские
и сельские клубные учреждения налаживают
регулярную работу по организации подобных
трудовых праздников, например, "Дня
железнодорожника", "Дня строителя",
"Дня шахтера", "Дня металлурга",
"Дня рыбака", "Дня животновода",
"Дня зоотехника" и т.д.
В эти же годы в
число праздничных мероприятий
клубных учреждений вошла организация
праздников, связанных с важными
для человека природными циклами, этапами
в трудовой деятельности, например,
"Праздник весны", "Праздник русской
зимы", "Золотая осень", "Русская
березка", "Праздник первой борозды",
"День сева", "День урожая", праздник
"Серпа и молота" и т.д. В
клубных учреждениях в
Клубные учреждения
включались также в проведение крупномасштабных
праздников, организуемых в пределах
города, района (городского и сельского).
В период 1945-1970 гг. значительно
расширили свою деятельность по организации
досуга населения и другие массовые
учреждения куль-
1. Шувалов В., Круглов
В. "День агронома"// Культурно-просветительная
работа,- 1956.- № 3.- С.33.
- 62 -
туры: библиотеки, музеи,
парки культуры и отдыха, кинотеатры.
Новой тенденцией явилось то, что
их работа обогатилась многими клубными
формами. Так, например, библиотеки наряду
с имеющими давние традиции формами
общения с читателями (выдачей
книг, устройством книжных выставок,
громких читок, еще популярных в
послевоенные годы, проведением читательских
конференций) начинают с середины 50-х
гг. проводить тематические вечера,
вечера-встречи с
Претерпели изменения
и некоторые традиционные формы
библиотечной работы. В 1959 г. библиотеки
перешли к открытому доступу
к книгам, что расширило возможности
читателей в самостоятельном
выборе литературы. В канун празднования
юбилейных дат (50-летия Великой
Октябрьской социалистической революции,
50-летия Всесоюзного
Активизировалась
работа библиотек в общежитиях, по
месту жительства, в красных уголках
промышленных и сельскохозяйственных
предприятий.
Новые клубные формы
работы использовали в своей деятельности
и парки культуры и отдыха. Проведение
тематических вечеров, устных журналов
становилось все более частым
явлением в практике работников парков.
Парки предоставляли свою территорию
и здания под функционирование любительских
объединений. Так, один из первых молодежных
клубов возник в 1956 г. в ЦПКиО им. А.М.Горького
в Москве. Инициаторами его создания были
комсомольцы, работники райкомов и крупных
комсомольских организаций столицы. Клуб
устраивал вечера в честь
- 63 -
представителей различных
профессий: молодых машиностроителей,
связистов и др., диспуты и другие
массовые мероприятия в рамках подготовки
к У1 Всемирному фестивалю молодежи.
В последующие годы число любительских
объединений, действующих при парках
культуры и отдыха, постепенно возрастало.
Увеличение количества
свободного времени у рабочих
и служащих стимулировало поиски
работниками парков новых видов
организации отдыха населения. Во многих
парках крупных городов проводились
"дни отдыха" заводов, цехов, бригад,
работников однородной профессии или
од ной отрасли промышленности. В
праздничные и выходные дни стали
чаще устраиваться массовые гулянья, в
программах которых предусматривались
концерты, карнавалы, факельные шествия,
спортивные соревнования. Праздничную
окраску приобретали
В рассматриваемый
период возросла роль музеев в системе
организованного досуга. Уже в
первые послевоенные годы музеи в
соответствии с рекомендациями партийно-государственных
органов стали уделять
Начавшееся в 50-е
гг. туристское движение, возрастание
интереса людей к отечественной
истории, культуре подтолкнули музеи
к расширению форм культурно-массовой
работы. К концу 50-х гг. музеи стали
про водить "дни открытых дверей",
"дни" обслуживания определенных
категорий населения, тематические
вечера, вечера-встречи и т.п. На базе
музеев возникали любительские объединения
и клубы по интересам, например, "Клубы
интересных встреч" и др.
- 64 -
Музеи вели поиски в
направлении расширения контингента
посетителей. Наиболее приемлемым в
этом отношении оказалось создание
передвижных выставок, передвижных
лекториев и передвижных
Разнообразнее стали
формы деятельности кинотеатров. Начиная
с середины 50-х гг. расширился диапазон
их общения со зрителями. Кинотеатры
крупных городов стали
В конце 50-х гг. в
сфере досуга возродилась форма
самообразования людей, действовавшая
в России еще в дооктябрьский(до
1917 г.)пе-риод и в первые годы существования
советской власти,- народные университеты.
Первые университеты возникли при клубных
учреждениях ряда крупных городов
(Ленинграда, Волгограда, Вологды и
некоторых других) и ставили своей
задачей художественное развитие людей:
музыкальное, литературоведческое, искусствоведческое.
Они получили названия университетов
культуры, художественного воспитания,
в отдельных случаях
В последующие годы
количество народных университетов
постепенно увеличивалось, расширялся
профиль их деятельности. Университеты
создавались в городской и
сельской местности на базе культурно-просветительных
учреждений, при высших и средних
специальных учебных заве-
1. Андреев А. Инициатива
кинотеатров Свердловска // Культурно-просветительная
работа.- 1956.- № 3.- С.20-21.
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930