Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

  

- 60 - 

ческие интересы людей частично удовлетворялись  в любительских объединениях, но развивалась  и кружковая работа: при клубных  учреждениях функционировали радиокружки, кружки авиамоделирования, конструирования  и др. Особое значение придавалось  развитию детского технического творчества. Среди младших школьников и подростков пользовались популярностью кружки под названием "Умелые руки". 

В отличие от предыдущих лет клубные учреждения значительно  расширили деятельность, связанную  с организацией отдыха населения, особенно с середины 50-х гг., когда в стране началось постепенное сокращение рабочего дня. Изменение режима работы на промышленных предприятиях и в учреждениях  поставило перед клубами (как, впрочем, и перед другими культурно-досуговыми учреждениями) вопрос об изменении  графика и перестройке работы с учетом увеличения количества свободного времени у рабочих и служащих. Появилось больше возможностей для  проведения мероприятий релаксационного  характера. Во Дворцах, Домах культуры, клубах стали чаще устраиваться вечера отдыха, балы, карнавалы, организовывались прогулки на природу. Популярность у  населения завоевали семейные вечера отдыха. К концу 50-х гг. проведение таких вечеров становится уже  традицией. Семейные вечера часто посвящались  трудовым успехам (например, вечера отдыха старейших производственников и  др.), приурочивались к праздникам, но также проводились и просто как  вечера отдыха. Имелся опыт создания "кафе" в рабочих клубах, которое становилось  местом отдыха рабочих и их семей, центром товарищеского общения. По аналогии с популярной телевизионной  передачей "Голубой огонек" в  клубных учреждениях стали устраиваться вечера отдыха с идентичным названием, в селах они иногда назывались "Колхозные огоньки". С 60-х гг. стали создаваться "Клубы выходного  дня", предусматривающие организованный отдых для детей и взрослых. 

Развитие самодеятельного  туризма в стране явилось для  клубных учреждений стимулом в поисках  форм оказания помощи туристам-любителям. При Дворцах, Домах культуры крупных  городов создавались самодеятельные туристские клубы. Так, первыми из них  были клубы при Дворце культуры им. С.М.Кирова и Выборгском Дворце культура г.Ленинграда. Вся работа в клубах осуществлялась на общественных началах: прокат снаряжения, разработка походных маршрутов, организация экскурсий, соревнований, походов выходного  дня. Совместно с городскими комитетами по физической культуре и спорту туристические  клубы 

  

  

- 61 - 

, осуществляли подготовку  инструкторов-общественников, проводили  семинары, слеты туристов. В масштабе  крупных городов создавались  городские клубы туристов(например, в Москве, Ленинграде, Горьком), которые  нередко выступали в качестве  координирующих центров по отношению  к туристским клубам, действовавшим  в районах городов. 

Активизировалась  работа клубных учреждений по проведению всевозможных праздников. С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные  различным профессиям, Одна из первых инициатив в  этом  отношении  принадлежала Рождественскому Дому культуры Гатчинского района Ленинградской  области, который провел в своих  стенах праздники "День механизатора" и "День агронома" . На протяжении 50-60-х гг. повсеместно городские  и сельские клубные учреждения налаживают регулярную работу по организации подобных трудовых праздников, например, "Дня  железнодорожника", "Дня строителя", "Дня шахтера", "Дня металлурга", "Дня рыбака", "Дня животновода", "Дня зоотехника" и т.д. 

В эти же годы в  число праздничных мероприятий  клубных учреждений вошла организация  праздников, связанных с важными  для человека природными циклами, этапами  в трудовой деятельности, например, "Праздник весны", "Праздник русской  зимы", "Золотая осень", "Русская  березка", "Праздник первой борозды", "День сева", "День урожая", праздник "Серпа и молота" и т.д. В  клубных учреждениях в праздничной  обстановке отмечались' поворотные в  жизни человека события: дни "совершеннолетия", "получения паспорта", "окончания  школы", "посвящения в рабочие", "посвящения в хлеборобы", бракосочетания молодых людей и др. При организации  этих праздников клубные работники  уделяли внимание обрядовой стороне, внося в нее элементы, согласующиеся  с "коммунистическими" принципами. Участие в создании "новой советской  обрядности" входило в круг задач  работников клубов, определяемых высшими  руководящими органами, особенно как  средство противостояния религии. 

Клубные учреждения включались также в проведение крупномасштабных праздников, организуемых в пределах города, района (городского и сельского). 

В период 1945-1970 гг. значительно  расширили свою деятельность по организации  досуга населения и другие массовые учреждения куль- 

1. Шувалов В., Круглов  В. "День агронома"// Культурно-просветительная  работа,- 1956.- № 3.- С.33. 

  

  

- 62 - 

туры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Новой тенденцией явилось то, что  их работа обогатилась многими клубными формами. Так, например, библиотеки наряду с имеющими давние традиции формами  общения с читателями (выдачей  книг, устройством книжных выставок, громких читок, еще популярных в  послевоенные годы, проведением читательских конференций) начинают с середины 50-х  гг. проводить тематические вечера, вечера-встречи с производственниками, учеными, писателями, деятелями искусства, участниками знаменательных событий, вечера боевой славы и т.п., включаются в проведение массовых праздников, устраиваемых на базе клубов, парков культуры и отдыха. Они дополняли праздничные  мероприятия устройством книжных  выставок, консультациями по экспонируемой  литературе, подготавливали материал для конкурсов, викторин и т.п. По аналогии с "Днями", "неделями", "декадами" техники библиотеки организовывали "Дни технической  книги", "Декады пропаганды технической  книги", заканчивающиеся читательскими  конференциями. При библиотеках  стали возникать любительские объединения, например, "Друзья книги" и др. 

Претерпели изменения  и некоторые традиционные формы  библиотечной работы. В 1959 г. библиотеки перешли к открытому доступу  к книгам, что расширило возможности  читателей в самостоятельном  выборе литературы. В канун празднования юбилейных дат (50-летия Великой  Октябрьской социалистической революции, 50-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи, 100-летия со дня рождения В.И.Ленина) библиотеки ввели в практику проведение заочных читательских конференций  по одной или нескольким книгам, объединенным одной темой. Читатели в письменной форме присылали  в библиотеки свои отзывы о прочитанных  книгах. 

Активизировалась  работа библиотек в общежитиях, по месту жительства, в красных уголках  промышленных и сельскохозяйственных предприятий. 

Новые клубные формы  работы использовали в своей деятельности и парки культуры и отдыха. Проведение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников парков. Парки предоставляли свою территорию и здания под функционирование любительских объединений. Так, один из первых молодежных клубов возник в 1956 г. в ЦПКиО им. А.М.Горького в Москве. Инициаторами его создания были комсомольцы, работники райкомов и крупных комсомольских организаций столицы. Клуб устраивал вечера в честь 

  

  

- 63 - 

представителей различных  профессий: молодых машиностроителей, связистов и др., диспуты и другие массовые мероприятия в рамках подготовки к У1 Всемирному фестивалю молодежи. В последующие годы число любительских объединений, действующих при парках культуры и отдыха, постепенно возрастало. 

Увеличение количества свободного времени у рабочих  и служащих стимулировало поиски работниками парков новых видов  организации отдыха населения. Во многих парках крупных городов проводились "дни отдыха" заводов, цехов, бригад, работников однородной профессии или  од ной отрасли промышленности. В  праздничные и выходные дни стали  чаще устраиваться массовые гулянья, в  программах которых предусматривались  концерты, карнавалы, факельные шествия, спортивные соревнования. Праздничную  окраску приобретали мероприятия, нацеленные на прославление трудовых успехов (например, праздники под  названием "Слава труду" дл людей  разных профессий и т.п.), крупные  спортивные мероприятия. С на чала 60-х  гг. в парках стали проводиться  праздники искусства, эстрады, кино, театра, народного творчества и т.д. Праздничная обстановка сопутствовала  вечерам, посвященным жителям улиц, носивших имена великих писателей  и т.п. В средствах массовой информации отмечалось, что уже во второй половине 60-х гг. в парках можно было увидеть  все: от большого тематического вечера до народного гулянья, от лекции до фейерверка. 

В рассматриваемый  период  возросла роль музеев в системе  организованного досуга. Уже в  первые послевоенные годы музеи в  соответствии с рекомендациями партийно-государственных  органов стали уделять значительное внимание краеведческой работе. В  дальнейшем по мере укрепления материальной базы, комплектования профессиональными  кадрами музеи постепенно превращались в подлинные центры собирательской деятельности в краях, областях, автономных республиках, стремясь  вовлечь в  нее на общественных началах широкий  круг людей разных специальностей, учащихся школ, средних и высших учебных заведений. 

Начавшееся в 50-е  гг. туристское движение, возрастание  интереса людей к отечественной  истории, культуре подтолкнули музеи  к расширению форм культурно-массовой работы. К концу 50-х гг. музеи стали  про водить "дни открытых дверей", "дни" обслуживания определенных категорий населения, тематические вечера, вечера-встречи и т.п. На базе музеев возникали любительские объединения  и клубы по интересам, например, "Клубы  интересных встреч" и др. 

  

  

- 64 - 

Музеи вели поиски в  направлении расширения контингента  посетителей. Наиболее приемлемым в  этом отношении оказалось создание передвижных выставок, передвижных  лекториев и передвижных музеев, особенно для обслуживания сельского  населения. 

Разнообразнее стали  формы деятельности кинотеатров. Начиная  с середины 50-х гг. расширился диапазон их общения со зрителями. Кинотеатры крупных городов стали показывать фильмы непосредственно в цехах  промышленных предприятий, в рабочих  общежитиях по определенной тематике, регулярно оповещать рабочих  о новых фильмах через специальных  культуполномоченных заводов и  фабрик. Одними из первых с подобной инициативой выступили кинотеатры г.Свердловска . Велась работа по расширению детской аудитории. Некоторые кинотеатры устанавливали прочные контакты с родителями детей; во время зимних и летних каникул работники кинотеатров  рассылали извещения о предстоящих  демонстрациях детских фильмов. В кинотеатрах устраивались встречи  зрителей с актерами, режиссерами  фильмов, стали создаваться любительские объединения, ориентированные на более  глубокое познание их членами киноискусства, типа "Клуба любителей кино" и др. 

В конце 50-х гг. в  сфере досуга возродилась форма  самообразования людей, действовавшая  в России еще в дооктябрьский(до 1917 г.)пе-риод и в первые годы существования  советской власти,- народные университеты. Первые университеты возникли при клубных  учреждениях ряда крупных городов (Ленинграда, Волгограда, Вологды и  некоторых других) и ставили своей  задачей художественное развитие людей: музыкальное, литературоведческое, искусствоведческое. Они получили названия университетов  культуры, художественного воспитания, в отдельных случаях именовались  Домами художественного воспитания. В организации занятий эти  университеты ориентировались на учебные  заведения и создавали в своих  рамках факультеты, на которых слушатели могли пополнить свои знания в области различных видов искусства и литературы, например, театральный, музыкальный, живописи и т.п. 

В последующие годы количество народных университетов  постепенно увеличивалось, расширялся профиль их деятельности. Университеты создавались в городской и  сельской местности на базе культурно-просветительных  учреждений, при высших и средних  специальных учебных заве- 

1. Андреев А. Инициатива  кинотеатров Свердловска // Культурно-просветительная  работа.- 1956.- № 3.- С.20-21. 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930