Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

  

  

- 65 - 

дениях, школах, научно-исследовательских  институтах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (в колхозах и совхозах), в государственных учреждениях  и организациях, творческих коллективах, союзах, по месту жительства (при  ЖЭКах). Появились народные университеты различных отраслей знаний: университеты естественно-научных знаний (например, физико-математических знаний, научно-технических  знаний, науки и техники и т.д.), университеты педагогических и медицинских  знаний, университеты здоровья, университеты правовых знаний; народные университеты, связанные с повышением производственной квалификации работников промышленности, сельского хозяйства и других отраслей (университеты технического прогресса, технико-экономических знаний, сельскохозяйственных знаний, университеты торговли, повышения квалификации учителей и воспитателей дошкольных учреждений и др.). 

Большую группу составляли народные университеты политической направленности (народные университеты по изучению "марксизма-ленинизма", университеты политических знаний, международных  отношений, коммунистического воспитания, военно-патриотического воспитания, научного атеизма). В период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина стали создаваться Ленинские  народные университеты, ставящие целью  дать слушателям знания в области "ленинского теоретического наследия". 

Некоторые крупные  университеты организовывали свои филиалы  в общежитиях, отдаленных поселках, сельской местности, на предприятиях торговли и бытового обслуживания. Стали создаваться  также университеты широкого профиля, предусматривающие в своих программах преподавание разных по своему характеру  дисциплин. Чаще всего к такой  практике прибегали университеты культуры: в некоторых из них наряду с  факультетами, ставящими своей задачей  пропаганду литературы и искусства, создавались факультеты коммунистического  воспитания, общественно-политических, педагогических знаний, здоровья, а  в ряде случаев даже технические  и экономические факультеты. 

Следует отметить, что  коммунистическая партия придавала  большое значение развитию народных университетов, видя в них один из каналов распространения в массах своей идеологии и способ повышения  людьми своей профессиональной квалификаций. В специальном постановлении  ЦК КПСС от 8 октября 1968 г. отмечалось, что  необходимо признать "дальнейшее развитие и совершенствование народных университе- 

  

  

- 67 - 

тов как одну из важнейших  форм идеологической работы в массах, пропаганды марксизма-ленинизма, политики КПСС и Советского государства, научно-технических  знаний, эффективного использования  трудящимися свободного времени  для повышения своего образования  и культуры" . 

К концу 60-х гг. сложилась  система общественного управления и методического руководства  народными университетами. В соответствии с отмеченным постановлением ЦК КПСС был создан Всероссийский общественный совет по руководству народными  университетами, а также советы в  областях, краях, автономных республиках, городах, районах и народных университетах, к руководству которыми привлекались работники партийного и государственного аппарата, профсоюзные деятели, работники  различных ведомств и общественных организаций, творческих коллективов, ученые из числа активистов общества "Знание". Одновременно проводилась  работа по созданию советов содействия народным университетам при министерствах  и ведомствах РСФСР, а также их организациях на местах. 

Методическая помощь народным университетам оказывалась  Всесоюзным обществом "Знание" посредством  научно-методических советов по различным  отраслям знаний, функционирующих при правлении общества, а также научно-методическими советами и секциями, создаваемыми при местных общественных советах по руководству народными университетами и местных организациях общества "Знание". Общество "Знание" разрабатывало примерные учебные планы и программы для народных университетов, которые затем корректировались на местах в соответствии со спецификой университетов и обучающегося в них контингента слушателей; издавало и рассылало на места необходимую литературу, организовывало занятия и семинары, научно-практические конференции для преподавателей. Надо сказать, что независимо от профиля университета, в любом из них определенное количество учебных занятий отводилось изучению общественно-политических вопросов. 

К преподавании в  народных университетах привлекались на общественных началах партийные  работники, преподаватели вузов, средних  специальных учебных заведений, школ (особенно на селе, где ощущался дефицит в квалифицированных  кадрах), лекторы общества "Знание", инженерно-технические работники, хозяйственные  руководители, специа- 

I. Об улучшении  работы народных университетов:  Пост.ЦК КПСС от 8 октября 1968 г.// КПСС в резолюциях и решениях...- Т.II.- 1966-1970. - М.: Политиздат, 1986.- С.374-378. 

  

  

  

листы сельского  хозяйства. Обычно состав лекторов университета утверждался партийными органами и  научно-методическими советами организации  общества "Знание". 

В 1945-1970 гг. расширились  границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Это было обусловлено  не только ростом числа театров и  концертных организаций, но и возникновением новых форм общения со зрителями  и слушателями. Сразу же после  окончания войны театры Москвы и  Ленинграда стали формировать творческие бригады для обслуживания сельского  населения. В последующем выездные 

I    концерты  и спектакли начинают входить  в практику творческих коллективов  других городов, а с начала 60-х гг. систематические выезды  в село стали предусматриваться  в ежегодных планах всех творческих  организаций. 

Связь с сельской аудиторией осуществлялась и по линии  шефской работы. В 1947 г. при Центральном  комитете работников искусств (Рабис) и его местных органах были созданы специальные шефские  комиссии, которые привлекали отдельных  мастеров и целые коллективы к  оказанию шефской помощи сельским самодеятельным коллективам и их руководителям. Одновременно профессиональные артисты  на безвозмездной основе выступали  со спектаклями и концертами перед  сельскими жителями. 

В орбиту постоянного  внимания творческих коллективов вошли  и работники промышленных предприятий. Начало было положено в мае 1950 г, 

когда при Всероссийском  театральном обществе образовалась постоянная комиссия содействия театральной  самодеятельности. В том же году зародилось творческое содружество  Московского художественного театра им.А.М.Горького и московского станкостроительного  завода "Красный пролетарий". По примеру МХАТа более 200 театров PCФCP и других республик, входящих в состав Советского Союза, подписали договоры о содружестве с коллективами промышленных предприятий. Эти договоры предусматривали наряду с проведением  методической работы с заводскими и  фабричными коллективами художественной самодеятельности организацию творческих встреч артистов с рабочими, показ  спектаклей, концертных программ. 

Наряду со специализированными  учреждениями культуры, функционирующими в сфере досуга, условия для  организованного проведения людьми свободного времени создавались  и по месту их работы, учебы, проживания. Роль организаторов досуговых мероприятий  брали на себя профсоюзные, комсомольские  организации, органы общественного  самоуправления: различные советы, комиссии, комитеты и т.д. 

  

  

- 68 - 

На многих промышленных предприятиях, в учреждениях, учебных  заведениях после окончания работы или занятий проводились лекции, беседы, организовывались экскурсии  на выставки, в музеи, коллективные выезды в театр, в предпраздничные  дни устраивались концерты и вечера отдыха. Придавалось большое значение развитию спортивной работы. При промышленных предприятиях действовали спортивные секции, клубы, секции общей физической подготовки, группы здоровья. С развитием, особенно с середины 50-х гг., массового туризма на предприятиях, в учебных заведениях, прежде всего крупных городов, стали появляться туристские и альпинистские секции. Одними из первых, к примеру, были созданы секции при автомобильном заводе им.Лихачева, 1-ом часовом, "Красном пролетарии" в Москве. Руководство предприятий выделяло средства на строительство загородных баз отдыха, на покупку туристического и спортивного снаряжения. Особую остроту вопрос организации отдыха стал приобретать в связи с переходом рабочих и служащих на 41-часовую рабочую неделю с двумя выходными днями. Органы городского управления приступили к оборудованию зон отдыха в пригородных местах е прокатом инвентаря, передвижными библиотеками, службами общественного питания и т.д. 

В цехах крупных  предприятий организовывались кружки художественной самодеятельности. Как  уже отмечалось, при многих предприятиях, учреждениях и организациях действовали  народные университеты. 

Развивалась работа по месту жительства, прежде всего  в городах. После войны при  домоуправлениях продолжали действовать  красные уголки, в которых можно  было послушать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Развитие массового жилищного строительства  с середины 50-х гг. выдвинуло ряд  новых проблем в организации  досуга. Новые жилые массивы, как  правило, возводились на окраинах городов, что увеличивало расстояние от места  проживания человека до места его  работы или учебы. Это являлось определенным препятствием для посещения людьми Дворцов культуры или студенческих клубов, которые функционировали  на территориях предприятий или  учебных заведений. Строительство  же новых объектов культуры в районах  жилой застройки шло медленными темпами. В новых условиях для  осуществления досуговых занятий  людей домоуправления нередко выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, под  общественные библиотеки и т.д. Использовались свободные площадки близ домов для  проведения всевозможных зрелищных  мероприятий. Уделялось внимание 

  

  

- 69 - 

и работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались "тимуровские" команды, детские  клубы различных направлений, кружки художественно? самодеятельности, а  с середины 60-х гг. оборудовались  специальные "детские комнаты". Организацию культурной работы брали  на себя жен-советы домоуправлений или  домовые комитеты при содействии культурно- досуговых учреждений: Дворцов  и Домов культуры, библиотек, кинотеатров  и др. 

Организацией детской  внешкольной работы занималась также  сеть внешкольных учреждений, принадлежащих  разным ведомствам и общественным организациям: Дворцами и Домами пионеров, станциями  юных техников, юных натуралистов, детскими экскурсионно-туристическими станциями, детскими домами культуры и клубами, клубами юных техников, детскими железными  дорогами. 

Вопросы для самоконтроля 

1. Каковы были  политические, социально-экономические  и культурные условия развития  досуговой деятельности в период 1945 (май) -1970 гг.? 

2. Какие факторы  оказали воздействие на развитие  досуговой деятельности? 

3. Какие тенденции  отличали развитие досуговой  деятельности в течение 1945 (май)-1971 гг.? 

4. Как развивалась  сеть учреждений культуры? 

5. Какова была  структура государственного управления  деятельностью учреждений культуры? 

6. В чем проявлялись  формы общественного участия  в организации досуга населения? 

7. Какие учебные  заведения готовили кадры для  сферы досуга? 

8. В чем заключались  основные партийно-государственные  установки по осуществлению содержательной  деятельности культурно-досуговых  учреждений? Их современная оценка. 

9. Каковы были  основные направления деятельности  клубных учреждений? 

10. Какие формы  принимала массовая работа- с  населением библиотек, музеев, парков  культуры и отдыха, кинотеатров? 

11. Какие произошли  изменения в деятельности театров,  концертных ор ганизаций и  других учреждений культуры, имеющих  в своем составе профессиональные  творческие коллективы? 

  

  

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930