Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
- 65 -
дениях, школах, научно-исследовательских
институтах, на промышленных и сельскохозяйственных
предприятиях (в колхозах и совхозах),
в государственных учреждениях
и организациях, творческих коллективах,
союзах, по месту жительства (при
ЖЭКах). Появились народные университеты
различных отраслей знаний: университеты
естественно-научных знаний (например,
физико-математических знаний, научно-технических
знаний, науки и техники и т.д.),
университеты педагогических и медицинских
знаний, университеты здоровья, университеты
правовых знаний; народные университеты,
связанные с повышением производственной
квалификации работников промышленности,
сельского хозяйства и других
отраслей (университеты технического
прогресса, технико-экономических знаний,
сельскохозяйственных знаний, университеты
торговли, повышения квалификации учителей
и воспитателей дошкольных учреждений
и др.).
Большую группу составляли
народные университеты политической направленности
(народные университеты по изучению "марксизма-ленинизма",
университеты политических знаний, международных
отношений, коммунистического воспитания,
военно-патриотического
Некоторые крупные
университеты организовывали свои филиалы
в общежитиях, отдаленных поселках,
сельской местности, на предприятиях торговли
и бытового обслуживания. Стали создаваться
также университеты широкого профиля,
предусматривающие в своих
Следует отметить, что
коммунистическая партия придавала
большое значение развитию народных
университетов, видя в них один из
каналов распространения в
- 67 -
тов как одну из важнейших
форм идеологической работы в массах,
пропаганды марксизма-ленинизма, политики
КПСС и Советского государства, научно-технических
знаний, эффективного использования
трудящимися свободного времени
для повышения своего образования
и культуры" .
К концу 60-х гг. сложилась
система общественного
Методическая помощь
народным университетам оказывалась
Всесоюзным обществом "Знание" посредством
научно-методических советов по различным
отраслям знаний, функционирующих при
правлении общества, а также научно-методическими
советами и секциями, создаваемыми при
местных общественных советах по руководству
народными университетами и местных организациях
общества "Знание". Общество "Знание"
разрабатывало примерные учебные планы
и программы для народных университетов,
которые затем корректировались на местах
в соответствии со спецификой университетов
и обучающегося в них контингента слушателей;
издавало и рассылало на места необходимую
литературу, организовывало занятия и
семинары, научно-практические конференции
для преподавателей. Надо сказать, что
независимо от профиля университета, в
любом из них определенное количество
учебных занятий отводилось изучению
общественно-политических вопросов.
К преподавании в
народных университетах привлекались
на общественных началах партийные
работники, преподаватели вузов, средних
специальных учебных заведений,
школ (особенно на селе, где ощущался
дефицит в квалифицированных
кадрах), лекторы общества "Знание",
инженерно-технические
I. Об улучшении
работы народных университетов:
листы сельского
хозяйства. Обычно состав лекторов университета
утверждался партийными органами и
научно-методическими советами организации
общества "Знание".
В 1945-1970 гг. расширились
границы деятельности профессиональных
творческих коллективов. Это было обусловлено
не только ростом числа театров и
концертных организаций, но и возникновением
новых форм общения со зрителями
и слушателями. Сразу же после
окончания войны театры Москвы и
Ленинграда стали формировать творческие
бригады для обслуживания сельского
населения. В последующем выездные
I концерты
и спектакли начинают входить
в практику творческих
Связь с сельской
аудиторией осуществлялась и по линии
шефской работы. В 1947 г. при Центральном
комитете работников искусств (Рабис)
и его местных органах были
созданы специальные шефские
комиссии, которые привлекали отдельных
мастеров и целые коллективы к
оказанию шефской помощи сельским самодеятельным
коллективам и их руководителям.
Одновременно профессиональные артисты
на безвозмездной основе выступали
со спектаклями и концертами перед
сельскими жителями.
В орбиту постоянного
внимания творческих коллективов вошли
и работники промышленных предприятий.
Начало было положено в мае 1950 г,
когда при Всероссийском
театральном обществе образовалась
постоянная комиссия содействия театральной
самодеятельности. В том же году
зародилось творческое содружество
Московского художественного
Наряду со специализированными
учреждениями культуры, функционирующими
в сфере досуга, условия для
организованного проведения людьми
свободного времени создавались
и по месту их работы, учебы, проживания.
Роль организаторов досуговых
- 68 -
На многих промышленных
предприятиях, в учреждениях, учебных
заведениях после окончания работы
или занятий проводились
В цехах крупных
предприятий организовывались кружки
художественной самодеятельности. Как
уже отмечалось, при многих предприятиях,
учреждениях и организациях действовали
народные университеты.
Развивалась работа
по месту жительства, прежде всего
в городах. После войны при
домоуправлениях продолжали действовать
красные уголки, в которых можно
было послушать лекцию, посмотреть
концерт художественной самодеятельности.
Развитие массового жилищного
- 69 -
и работе с детьми.
Во дворах жилых домов создавались
"тимуровские" команды, детские
клубы различных направлений, кружки
художественно? самодеятельности, а
с середины 60-х гг. оборудовались
специальные "детские комнаты".
Организацию культурной работы брали
на себя жен-советы домоуправлений или
домовые комитеты при содействии
культурно- досуговых учреждений: Дворцов
и Домов культуры, библиотек, кинотеатров
и др.
Организацией детской
внешкольной работы занималась также
сеть внешкольных учреждений, принадлежащих
разным ведомствам и общественным организациям:
Дворцами и Домами пионеров, станциями
юных техников, юных натуралистов, детскими
экскурсионно-туристическими станциями,
детскими домами культуры и клубами,
клубами юных техников, детскими железными
дорогами.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы были
политические, социально-экономические
и культурные условия развития
досуговой деятельности в
2. Какие факторы
оказали воздействие на
3. Какие тенденции
отличали развитие досуговой
деятельности в течение 1945 (май)-1971
гг.?
4. Как развивалась
сеть учреждений культуры?
5. Какова была
структура государственного
6. В чем проявлялись
формы общественного участия
в организации досуга
7. Какие учебные
заведения готовили кадры для
сферы досуга?
8. В чем заключались
основные партийно-
9. Каковы были
основные направления
10. Какие формы
принимала массовая работа- с
населением библиотек, музеев, парков
культуры и отдыха, кинотеатров?
11. Какие произошли
изменения в деятельности
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930