Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

Культурно-досуговая  деятельность и способы ее социальной организации в период май  1945 - 1970 гг.

4. Политические, социально-экономические  и духовные предпосылки развития  культурно-досуговой деятельности

В настоящее время  процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается  в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили  в аналогичные периоды в индустриально  развитых странах. 

Современные взгляды  на исторические явления и факты  дают основание утверждать, что жизнедеятельность  российского общества на протяжении 1945-1970 гг. была отмечена рядом противоречивых тенденций. 

Победа СССР в  Великой Отечественной войне, доставшаяся  народу ценой огромных усилий, не внесла изменений в сложившуюся в  стране еще в 20-30-е гг. политическую систему. По сути своей Советский  Союз, в составе которого находилась Россия, представлял собою тоталитарное государство со всеми присущими  такому типу общественного устройства особенностями: наличием сильной центральной  власти, командно-бюрократическим подходом к решению общенациональных проблем, стремлением со стороны правящих верхов осуществлять полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества, для чего использовались различные  рычаги: давление на средства массовой информации, репрессивные органы, организация  тайной слежки за гражданами, массовый террор. Дополнительными признаками, характеризующими советское государство  в отличие от других с тоталитарными  режимами, являлись отсутствие частной  собственности на орудия и средства производства, господство моноидеологии, носителем которой выступала 

  

- 18 - 

единственная в  стране политическая партия (коммунистическая), фактическая подмена партийным  аппаратом органов государственного управления . 

Экономическая сфера  отличалась мощнейшей концентрацией  в руках государства средств  и результатов общественного  производства, централизованно-плановой организацией хозяйственной деятельности, распределительным способом дележа созданного народом богатства» 

Послевоенная ситуация, рост авторитета СССР на международной  арене были использованы внутренними  политическими силами для укрепления режима личной власти, усиления роли партийно-государственных  структур в управлении обществом. Непомерно  возвеличивалась роль главы советского государства И.Сталина. 

Через небольшой  промежуток времени после окончания  войны в стране возобновились  политические репрессии. Самыми шумными  и разнузданными кампаниями, развязанными правящей верхушкой, явились "борьба с космополитизмом" (1949-1953 гг.), так  называемые "ленинградское дело" (1949-1952 гг.) и"дело врачей" (I95I-I953 гг.), приведшие к арестам и ссылкам, Физическому уничтожению большого числа научной и художественной интеллигенции, работников партийного и государственного аппарата. 

После смерти Сталина  в 1953 г. обстановка в стране начала меняться. Наступил период, вошедший в современный  лексикон под названием "оттепели" . Он вызвал у людей надежды на возможность обновления стратегии  и тактики в области внутренней и внешней политики 
 

советского государства. Это имело под собой определенные основания. Был разоблачен культ  личности Сталина, положено начало работе по реабилитации людей, невинно осужденных по политическим мотивам. Начиная с 1953 г., высшим партийным руководством страны выдвигались задачи демократизации советского государственного аппарата, делались попытки заложить демократические  принципы в основу деятельности партийных  органов, принимались меры по преодолению  сверхнационализма в управлении политической и хозяйственной жизнью страны. С 1962 г. началась подготовка к  хозяйственной реформе, предусматривающей  использование новых стимулов для  развития производства, основанных на личной заинтересованности в результатах  труда. 

  

I. Период "оттепели" связывают с личностью Н.С.Хрущева,  генерального секретаря ЦК КПСС  с 1953 по 1964 гг. 

  

  

- 19 - 

Произошли некоторые  изменения во внешнеполитическом курсе  СССР. Страна постепенно выходила из состояния  изоляции от государств, имевших отличные oi СССР формы политического устройства. На смену «железному занавесу» сталинского  периода пришел принцип «мирного сосуществования». С зарубежными  государствами укреплялись политические, экономические и культурные контакты 

Вместе с тем  кардинальных перемен в жизни  страны добиться не удалось. Причина  заключалась в том, что незыблемым оставался сам характер утвердившегося в СССР общественного строя и  идеологические основы, на которых  он зиждился. Наиболее ярким показателем  этого явились события в Венгрии 1956 г., использование СССР своих войск  для подавления восстания венгерского  народа в защиту демократических  свобод и последовавшее затем  внутри государства преследование  тех, кто открыто высказывал свое возмущение карательной акцией. 

С 1964 г. с приходом к власти нового руководства началось постепенное отступление от всего  того, что намечалось и делалось в предыдущий период. Прекратились демократические преобразования в  области политики и экономики. Проект хозяйственной реформы, обсуждавшийся  на пленуме ЦК КПСС в сентябре 1965 г., фактически не получил поддержки  со стороны руководства и остался  нереализованным. Предпринимались  попытки политической реабилитации Сталина. Продолжалась борьба с «инакомыслием», хотя возвращения к сталинским репрессиям не произошло. Взятые новым руководством на вооружение методы и средства управления обществом предопределили его политическую стагнацию, которая наиболее отчетливо  проявилась уже в последующие  годы. 

Экономическое развитие страны, несмотря на все издержки «советского» способа хозяйствования, до второй половины 60-х гг. оста-валось достаточно устойчивым. Было восстановлено разрушенное  войной хозяйство, увеличен производственный потенциал страны, значительно возросла военная мощь. Повысился уровень  потребления народа, хотя качество   его жизни во многом уступало западным стандартам. Удалось решить ряд социальных проблем были повышены зарплаты низкооплачиваемым  категориям трудящихся, упорядочено  пенсионное обеспечение и, что особенно важно, введена выплата пенсий колхозному крестьянству; со второй половины 50-х  гг. началось развертывание массового  жилищного строительства, поселенное сокращение трудового дня для  рабочих и служащих и др. Однако административно-властный характер управления экономикой, приведший к перекосам  в развитии 

  

- 21 - 

основных ее направлений, расточительству природных ресурсов; отсутствие устойчивых стимулов к труду, ставка на силу приказа, на безвозмездное  использование в труде энтузиазма и самоотверженности людей в  конце рассматриваемого периода  стали обнаруживать свою несостоятельность. Со второй половины 60-х гг. наблюдалось  постепенное снижение темпов развития общественного производства, производительности труда, уровня национального дохода и реальных размеров заработной платы, т.е, основных показателей, свидетельствующих  о благосостоянии нации. Это были первые симптомы надвигающегося экономического кризиса. 

Административно-командные  методы руководства и идеологически  диктат особенно пагубно отражались на духовной жизни российского общества. Коммунистическая партия рассматривала  культуру прежде всего как средство обслуживания идеологической сФеры  и особенно зорко следила за тем, чтобы в ней не обнаружились явления, противоречащие официальным идеологическим установкам. Еще в период сталинского  правления, в 1946 г., центральный комитет  коммунистической партии принял ряд  постановления о литературе, музыке, театре, кино ("О журналах "Звезде" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров к мерах  по его улучшению", "Об опере  В.Мурадели "Великая дружба", "О  кинофильме "Большая жизнь" и  др.). преследующих цель борьбы с "формализмом" в художественно-/ культуре как течением, чуждым принципам "социалистического  реализма". В адрес видных деятелей литературы и искусства (среди них  были имена А.Ахматовой, М.Зощенко. Д.Шостаковича, С.Прокофьева) выдвигались обвинения  в "аполитичности" и "безыдейности" . Началась травля ряда талантливых  отечественных художников (С.Герасимова, М.Сарьяна, Р.калька, П.Кончаловского, А.Дейнеки, В.Фаворского, А.Осмеркина и др.). творчество которых подводили под  определения "натурализм", "примитивизм", "эстетство", "ремесленничество". Все, что не вписывалось в рамки  официально признанных представлений  о "советском искусстве", обозначалось терминами "формализм", "модернизм", "импрессионизм4. В эти годы был  ликвидирован Музей нового западного  искусства, содержащий великолепную коллекцию  Французских художников-импрессионистов  конца Х1Х-начала XX вв., закрыт музей  скульптора А.Голубкиной, упразднен  институт прикладного и декоративного  искусства, руководимый А.Дейнекой к т.д. Упоминавшаяся нами ранее  борьба с "космополитизмом" развернулась первоначально также в области  культуры. Поводом послужила опубликованная 28 января 1949 г. в газете "Правда" статья под заголовком "Об 

одной антипатриотической группе театральных критиков". В  ней группа искусствоведов подверглась  жестокой критике за скептицизм и  неверие в возможности советского театра. Они представлялись как "безродные  космополиты", проявляющие "низкопоклонничество"перед  Западом" и растлевающие своими идеями театральную молодежь, С театра "борьба с космополитизмом" перекинулась затем и на другие сферы искусства. 

Требование слепого  подчинения идеологическим постулатам в сочетании со строгим надзором со стороны партийного аппарата за деятельностью ученых нанесли огромный ущерб отечественной науке, затормози  на долгие годы развитие отдельных  ее направлений. По словам видного ученого  В.П.Эфроимсона, "...Авторитарная система в тридцатые годы породила собственную матрицу - авторитарную же систему управления наукой. Было достигнуто огосударствливание, обюрокрачивание науки, полное подчинение ее тому, что мы теперь называем административно-командной системой... Старые "индивидуалистические" формы научной работы... провозглашались тормозом, сдерживающим новую, социалистическую науку, рвущуюся к сияющим высотам светлого будущего". Как замечает ученый, устранение "конкурирующих профессорских школ" зало жило фундамент для здания управляемой науки. В результате в ней возобладал монополизм, облегчивший проведение в научной среде партийной линии . Такой подход к науке имел свое продолжение и в последующий период. Наиболее концентрированным его выражением явился разгром в конце 40-х гг. биологической науки, следствием чего была ликвидация отечественной "школы генетиков", осуществленная под предлогом борьбы "за чистоту материалистического учения". 

Период "оттепели", несмотря на некоторые послабления  в духовной сфере, не изменил существенным образом позиций идеологов компа  тии по отношению к культуре. Одновременно с появлением таких проис ведений, как "Оттепель" И.Эренбурга, "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына, "Не хлебом единым" В.Дудинцева, которые  по старым "сталинским" меркам относились к разряду "крамольных", имело  месте и политическое преследование  поэта Б.Пастернака (1959-1960 гг.) за опубликование  им за рубежом романа "Доктор Живаго". 1962 г. вошел в историю отечественной  культуры печальным событием «разгромом вые 

I. Эфроимсон В.П.  Авторитет, а не авторитарность // Огонек.- 1989. - № 11. - С. 10-12. 

- 22 - 

ставки в Манеже, в результате чего подверглись "остракизму" художники-авангардисты. Среди них  был получивший в последующие  годы широкое общественное признание  скульптор Э.Неизвестный. 

Как и в прежние  времена, в жестких идеологических тисках находилась наука, особенно ее гуманитарные области. Так в 1957 г. на историческом факультете МГУ были арестованы и заключены в тюрьмы члены  группы молодых историков, которые  пытались внести свежую струю в развитие теоретических представлений в  области истории, экономики, политики, юриспруденции. Как вспоминал впоследствии один из участников этих трагических  событий, оставалась одна крепость - область  идеологической догматики марксизма-ленинизма  и основанной на ней политики КПСС. Здесь даже ограниченные попытки  самостоятельного подхода автоматически  выбрасывали человека из науки и  общественной жизни, а отрицание  хотя бы части догм и основанных на них политических действий государства - из обычной жизни за лагерный забор. Репрессивные санкции были применены  к научной молодежи, исповедующей идеи "очищения" от сталинизма, и  других университетов страны: Ленинградского,     Киевского и т.д. 

Неизменным оставалось стремление властей осуществлять тотальный  контроль за мыслями и чувствами  людей, их художественными вкусами  и пристрастиями. Под особо пристальным  вниманием находилась молодежь как  наиболее восприимчивая ко всяким переменам  и чутко реагирующая на новые  жизненные явления часть общества. 

С конца 40-х - начала 50-х гг. в молодежной среде стал постепенно назревать внутренний протест  против сложившейся в стране под  давлением авторитарного режима системы общественных отношений. Он проявлялся в различных формах: от стремления, как уже говорилось, критически переосмыслить навязываемые сверху идеологические догмы, чтения запрещенной  литературы до повышенного интереса к западной культуре, подражания принятым на Западе стандартам поведения и  общения. Желание молодежи жить "по-новому" не находило понимания и поддержки  со-стороны официальных кругов, более  того, становилось предметом сурового осуждения. В 1956 г. в массовой печати появился ряд статей, в которых  подвергались уничижительной критике  молодые люди, осмелившиеся своей  одеждой и внешним видом показать приверженность западной моде. За ними утвердилась презрительная кличка "плесень" (по названию одной из статей). 

- 23 - 

Не вызывало одобрения  увлечение молодежи джазовой музыкой. Считалось, что джаз советскому человеку не нужен, что он "развращает молодежь". В журналах и газетах того времени  можно было прочитать наставления  вроде следующего: "Часто ли кто-нибудь из руководителей! клуба пытается растолковать юношам и девушкам, одетым кричаще, с претензией, подражающим дурным образцам зарубежной моды, что их внешний  вид свидетельствует лишь об отсутствии элементарного вкуса и культуры?" и далее: "Пагубно влияют на музыкальные  вкусы молодежи широко расплодившиеся в последнее время низкопробные джазы, культивирующие на клубных вечерах  разухабистую, ресторанную музыку". 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930