Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
- 50 -
находить отражение
в деятельности клубов, библиотек, музеев,
парков культуры и отдыха и др. Демократические
процессы, наметившиеся в стране в
первой половине 50-х гг., хотя и оказали
некоторое влияние на содержательную
сторону работы учреждений культуры, но
не коснулись главных требований, предъявляемых
к ним со стороны официальных властей,
После принятия на ХХII
съезде КПСС в 1961 г. "программы развернутого
строительства
Втиснутые в жесткие
идеологические рамки учреждения культуры
вынуждены были значительную часть
своих усилий тратить на поиски новых
подходов в пропаганде партийных
идей, избранной стратегии и тактики
управления страной. Эта работа усиливалась
в период подготовки и проведения
съездов компартии, пленумов ее центрального
комитета, празднования различных официально
утвержденных юбилейных дат (например,
30-летия, 40-летия Великой Октябрьской
социалистической революции, 20-летия
со дня победы СССР в Великой Отечественной
войне и др.). Особенно шумные кампании
были развернуты в связи с празднованием
50-летнего юбилея советской власти
и 100-летия со дня рождения основателя
советского государства В.И.Ленина.
Почти в четырехлетний срок подготовки
к этим юбилеям были втянуты практически
все государственные
Под влиянием идеологических
установок в 50-60-е гг. сложился
I. Материалы ХХШ
съезда КПСС- М.: Политиздат, 1966.- С. 166.
- 51 -
своеобразный стереотип
в деятельности массовых культурно-досуговых
учреждений, проявившийся в одинаковых
приоритетах в выборе ее направлений,
единообразном подходе
Закреплению данного
стереотипа в деятельности культурно-досуговых
учреждений способствовали соответствующие
директивные материалы высших государственных
органов, различные нормативные
документы (положения и др.), методические
материалы, рекомендации, пособия, единый
подход к оценке результатов работы.
Например, в средствах массовой информации
нередко можно было прочитать
и услышать примерно следующее: "Надо
сказать прямо: критерием оценки
работы клуба не может быть только
количество проведенных вечеров, лекций,
бесед. Надо, в первую очередь, учитывать
политическую направленность деятельности
клуба, ее воздействие на человека,
на результаты его труда, на решение
основных задач, в первую очередь, экономических.
Мы не можем мириться
с проявлением формализма, пустой
развлекательности, аполитичности
в жизни учреждений культуры"
.
Смещение центра
тяжести в деятельности учреждений
культуры в сторону дел, нацеленных
на помощь государству в решении
политических и экономических задач,
по существу, отодвигало на второй план
личное конкретного человека с его
индивидуальными потребностями
и интересами. В системе общественно
организованного досуга сужались возможном
для осуществления человеком
подлинно свободной, нерегламентированнок
творческой деятельности. И все же
по сравнению с предыдущими
I. Клуб и художественная
самодеятельность.- 1965.- № I.- С.8.
- 52
ативы вне каких-либо
институциональных рамок, что толкало
организаторов досуга на поиски их
социальной поддержки.
Если попытаться
дать общую характеристику деятельности
культурно-досуговых
В общем объеме деятельности
клубных учреждений большое место
занимали массовые мероприятия. Уже
в первые послевоенные годы в клубах
стала усиленно развиваться лекционная
работа. Тематика лекций охватывала вопросы
политики, экономики, науки, искусства,
морали и др. В значительной степени
оживлению лекционной работы способствовало
возникновение в 1947 г. "Общества по
распространению политических и
научных знаний" (в дальнейшем
общество "Знание"), которое стало
создавать свои отделения на местах.
Надо сказать, что данное направление
клубной деятельности находилось под
особо пристальным вниманием
партийных органов. Рассматривая лекционную
работу как одно из важнейших средств
пропаганды и агитации, партийное
руководство стремилось охватить ею
практически все население
Со второй половины
50-х гг. в клубных учреждениях
стала активно использоваться форма
работы, зародившаяся еще в 30-е гг.,
но по разным причинам не получившая в
те времена широкого распространения,
-тематический вечер. Его сценарий предусматривал
сочетание различных приемов
общения с посетителями клубов: лекций,
небольших выступлений,
- 53 -
консультаций, иллюстративных
и книжных выставок, конкурсов, викторин
концертов художественной самодеятельности,
показа кинофильмов, объединенных одной
темой. В зависимости от специфики
организационной фор мы этих вечеров
и основной целевой установки
они носили разные названия: вечера-встречи,
вечера-чествования, вечера-портреты,
вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги,
вечера-репортажи и т.п. В дни
торжественных юбилеев, связанных
с особо важными датами в жизни
страны, устраивались вечера-встречи
с участниками знаменательных событий
(например, Великой Октябрьской
Организовывались
также вечера на темы искусства, литературы,
вечера поэзии, музыки, вечера-концерты,
киновечера, вечера-встречи с деятелями
культуры и др. На молодежную аудиторию
были ориентированы вечера, поднимавшие
вопросы морали, дружбы, любви, выбора
профессии Нередко подобные вечера
проводились в форме диспутов
("Поговорим о любви и дружбе",
"Поспорим о вкусах", "Береги
честь смолоду", "Кем быть"
- вечер для старшеклассников"
и т.д.).
Одной из разновидностей
тематического вечера были вечера вопросов
и ответов, проводившиеся в виде
диалога между ведущими вечера и
аудиторией на какую-либо определенную
тему (например, "Мир сегодня" "От
мысли к машине", "Как поднять
потолок урожая" и т.д.).
В рассматриваемые
годы получила новую жизнь такая
форма работы как устный журнал".
После многолетнего перерыва она
была впервые возобновлена во Дворце
строителей Кубышевской ГЭС в
г. Жигулевске1. Последовательность поднимаемых
проблем и их соответствующее
художественное оформление как бы символизировали
собой страницы журнала. Чаще всего
содержание устных журналов составляли
события политической и экономической
жизни страны и мира в целом ("Пульс
планеты", "Чем живет планета",
"Мир сегодня" и др.).
1. Клуб. 1958.- № 1.- С.7-8.
- 54 -
В клубных учреждениях
практиковалось также проведение "световых
газет", в которых нередко освещались
негативные явления в поведении
людей в сфере производства и
быта (вроде "На рога" и т.п.).
С началом в стране
в конце 50-х гг. массового движения
под названием "бригады коммунистического
труда", девиз которых был "работать
, учиться и жить по-коммунистически",
в клубах стали создаваться "школы
новаторов". В рамках этих школ организовывались
встречи молодых рабочих с
передовиками производства, рационализаторами
и изобретателями, встречи "бригад
коммунистического труда", позднее
в 60-х гг. клубы проводили марши
и слеты "ударников коммунистического
труда" и т.п.
В целях пропаганды
научно-технического прогресса клубы
часто выступали в качестве инициаторов
или активно включались в проведение
так называемых "Дней техники",
"Технических декад", "Недель
технического прогресса" и т.п., рассчитанных
на жителей разных по масштабу территорий:
городских и сельских районов, городов,
сел. Такие "дни", "декады", "недели"
представляли собой комплекс мероприятий,
состоящих из лекций, встреч с руководителями
предприятий, учеными, показа кинофильмов
и др. В завершение всего посетителям
предлагалось посмотреть выступление
агитбригады или концерт
В конце 50-х гг. возродились
возникшие еще в первые послеоктябрьские
годы "воскресные чтения". Инициатором
"второго рождения" этой уже
полузабытой формы клубной
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930