Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

- 50 - 

находить отражение  в деятельности клубов, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха и др. Демократические  процессы, наметившиеся в стране в  первой половине 50-х гг., хотя и оказали  некоторое влияние на содержательную сторону работы учреждений культуры, но не коснулись главных требований, предъявляемых к ним со стороны официальных властей, 

После принятия на ХХII съезде КПСС в 1961 г. "программы развернутого строительства коммунистического  общества" был сделан еще больший  акцент на роли учреждений культуры в "коммунистическом воспитании" трудящихся. Это было связано с высказанной  на съезде идеей о необходимости  формирования "нового человека" - "строителя коммунизма", который  должен обладать определенным набором  общественно значимых качеств:  "политической убежденностью", "коммунистической сознательностью" , глубоким усвоением "учения марксизма-ленинизма". "Вся  разветвленная сеть театров, клубов, Дворцов и Домов культуры, библиотек, музеев и других культурно-просветительных  учреждений в городе и на селе должна эффективно служить делу коммунистического  воспитания трудящихся ...",- говорилось в одном из партийных документов. 

Втиснутые в жесткие  идеологические рамки учреждения культуры вынуждены были значительную часть  своих усилий тратить на поиски новых  подходов в пропаганде партийных  идей, избранной стратегии и тактики  управления страной. Эта работа усиливалась  в период подготовки и проведения съездов компартии, пленумов ее центрального комитета, празднования различных официально утвержденных юбилейных дат (например, 30-летия, 40-летия Великой Октябрьской  социалистической революции, 20-летия  со дня победы СССР в Великой Отечественной  войне и др.). Особенно шумные кампании были развернуты в связи с празднованием 50-летнего юбилея советской власти и 100-летия со дня рождения основателя советского государства В.И.Ленина. Почти в четырехлетний срок подготовки к этим юбилеям были втянуты практически  все государственные предприятия  и учреждения, общественные организации, учебные заведения. Большая роль в этих кампаниях отводилась учреждениям  культуры. К торжественным датам  приурочивались смотры учреждений культуры, фестивали самодеятельного искусства, выставки народного творчества, слеты  и т.д. 

Под влиянием идеологических установок в 50-60-е гг. сложился 

I. Материалы ХХШ  съезда КПСС- М.: Политиздат, 1966.- С. 166. 

  

  

- 51 - 

своеобразный стереотип  в деятельности массовых культурно-досуговых  учреждений, проявившийся в одинаковых приоритетах в выборе ее направлений, единообразном подходе организаторов  досуга к текущему и перспективному планированию проводимых мероприятий, а также характеру самих мероприятий. На первое место выдвигались массово-политическая работа, производственно-техническая  и научно-просветительная пропаганда, которые осуществлялись в специфических  для каждого конкретного учреждения формах. Так, для клубных учреждений наиболее подходящей Формой являлся  набор соответствующих массовых мероприятий, для библиотек - комплектование специализированного книжного фонда  и его популяризация среди  населения, для музеев - концентрирование внимания на создании отделов истории  советского периода, собирание и  экспонирование материалов, отражающих этапы "коммунистического строительства", расширение массово-просветительной  работы и т.д. 

Закреплению данного  стереотипа в деятельности культурно-досуговых  учреждений способствовали соответствующие  директивные материалы высших государственных  органов, различные нормативные  документы (положения и др.), методические материалы, рекомендации, пособия, единый подход к оценке результатов работы. Например, в средствах массовой информации нередко можно было прочитать  и услышать примерно следующее: "Надо сказать прямо: критерием оценки работы клуба не может быть только количество проведенных вечеров, лекций, бесед. Надо, в первую очередь, учитывать  политическую направленность деятельности клуба, ее воздействие на человека, на результаты его труда, на решение  основных задач, в первую очередь, экономических. 

Мы не можем мириться с проявлением формализма, пустой развлекательности, аполитичности  в жизни учреждений культуры" . 

Смещение центра тяжести в деятельности учреждений культуры в сторону дел, нацеленных на помощь государству в решении  политических и экономических задач, по существу, отодвигало на второй план личное конкретного человека с его  индивидуальными потребностями  и интересами. В системе общественно  организованного досуга сужались возможном  для осуществления человеком  подлинно свободной, нерегламентированнок творческой деятельности. И все же по сравнению с предыдущими десятилетиями  в анализируемый период масштабы ее несколько расширились. Причина  заключалась в изменениях, произошедших в ориентациях и сознании людей, в возникновении разнообразных  групп самодеятельной иници- 

I. Клуб и художественная  самодеятельность.- 1965.- № I.- С.8. 

  

- 52 

ативы вне каких-либо институциональных рамок, что толкало  организаторов досуга на поиски их социальной поддержки. 

Если попытаться дать общую характеристику деятельности культурно-досуговых учреждений, то следует отметить, что в течение 1945-1970 гг. она обогатилась новыми находками во всех своих направлениях, которые имели продолжение и  в последующие годы. 

В общем объеме деятельности клубных учреждений большое место  занимали массовые мероприятия. Уже  в первые послевоенные годы в клубах стала усиленно развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы  политики, экономики, науки, искусства, морали и др. В значительной степени  оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 г. "Общества по распространению политических и  научных знаний" (в дальнейшем общество "Знание"), которое стало  создавать свои отделения на местах. Надо сказать, что данное направление  клубной деятельности находилось под  особо пристальным вниманием  партийных органов. Рассматривая лекционную работу как одно из важнейших средств  пропаганды и агитации, партийное  руководство стремилось охватить ею практически все население страны: при местных партийных, государственных, общественных органах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях образовывались лекторские группы и  объединения; в областях, краях, крупных  городах действовали лекционные бюро. С середины 50-х гг. на отдельных  территориях страны стал применяться  метод составления единого плана  лекционной пропаганды. К его разработке наряду с отделами пропаганды и агитации обкомов, крайкомов, райкомов компартии  привлекались органы управления культурой, местные отделения общества "Знание". Эти планы предусматривали проведение значительного количества лекций в  клубных учреждениях. Читались как  отдельные лекции, так и циклы  лекций по определенной тематике, получившие названия лекториев. Особой популярностью  среди слушателей пользовались кинолектории, педагогические лектории, циклы лекций, посвященные вопросам здоровья (например, на темы "Как помочь детям хорошо учиться", "Как выработать и  направлять интересы ребят", "Как  укрепить здоровье" и т.п.). 

Со второй половины 50-х гг. в клубных учреждениях  стала активно использоваться форма  работы, зародившаяся еще в 30-е гг., но по разным причинам не получившая в  те времена широкого распространения, -тематический вечер. Его сценарий предусматривал сочетание различных приемов  общения с посетителями клубов: лекций, небольших выступлений, 

- 53 - 

консультаций, иллюстративных и книжных выставок, конкурсов, викторин концертов художественной самодеятельности, показа кинофильмов, объединенных одной  темой. В зависимости от специфики  организационной фор мы этих вечеров  и основной целевой установки  они носили разные названия: вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи и т.п. В дни  торжественных юбилеев, связанных  с особо важными датами в жизни  страны, устраивались вечера-встречи  с участниками знаменательных событий (например, Великой Октябрьской социалистической революции, Великой Отечественной  войны и т.д.). Много вечеров  посвящалось производственным темам, в частности, "социалистическому  соревнованию", которое рассматривалось  властями как способ повышения производительности тру да, улучшения качества продукции  и т.п., например, вечера по профессиям (вечера-посвящения в рабочий класс, вечера животноводов, механизаторов - в сельской местности и др.), вечера-чествования  передо! ков производства, вечера коллективов  предприятий, цехов и бригад, соревнующихся  между собой, вечера победителей  соревнования и т.п. 

Организовывались  также вечера на темы искусства, литературы, вечера поэзии, музыки, вечера-концерты, киновечера, вечера-встречи с деятелями  культуры и др. На молодежную аудиторию  были ориентированы вечера, поднимавшие  вопросы морали, дружбы, любви, выбора профессии Нередко подобные вечера проводились в форме диспутов ("Поговорим о любви и дружбе", "Поспорим о вкусах", "Береги честь смолоду", "Кем быть" - вечер для старшеклассников" и т.д.). 

Одной из разновидностей тематического вечера были вечера вопросов и ответов, проводившиеся в виде диалога между ведущими вечера и  аудиторией на какую-либо определенную тему (например, "Мир сегодня" "От мысли к машине", "Как поднять  потолок урожая" и т.д.). 

В рассматриваемые  годы получила новую жизнь такая  форма работы как устный журнал". После многолетнего перерыва она  была впервые возобновлена во Дворце строителей Кубышевской ГЭС в  г. Жигулевске1. Последовательность поднимаемых  проблем и их соответствующее  художественное оформление как бы символизировали  собой страницы журнала. Чаще всего  содержание устных журналов составляли события политической и экономической  жизни страны и мира в целом ("Пульс  планеты", "Чем живет планета", "Мир сегодня" и др.). 

1. Клуб. 1958.- № 1.- С.7-8. 

  

  

- 54 - 

В клубных учреждениях  практиковалось также проведение "световых газет", в которых нередко освещались негативные явления в поведении  людей в сфере производства и  быта (вроде "На рога" и т.п.). 

С началом в стране в конце 50-х гг. массового движения под названием "бригады коммунистического  труда", девиз которых был "работать , учиться и жить по-коммунистически", в клубах стали создаваться "школы  новаторов". В рамках этих школ организовывались встречи молодых рабочих с  передовиками производства, рационализаторами  и изобретателями, встречи "бригад коммунистического труда", позднее  в 60-х гг. клубы проводили марши  и слеты "ударников коммунистического  труда" и т.п. 

В целях пропаганды научно-технического прогресса клубы  часто выступали в качестве инициаторов  или активно включались в проведение так называемых "Дней техники", "Технических декад", "Недель технического прогресса" и т.п., рассчитанных на жителей разных по масштабу территорий: городских и сельских районов, городов, сел. Такие "дни", "декады", "недели" представляли собой комплекс мероприятий, состоящих из лекций, встреч с руководителями предприятий, учеными, показа кинофильмов  и др. В завершение всего посетителям  предлагалось посмотреть выступление  агитбригады или концерт художественной самодеятельности. В сельской местности  на базе клубных учреждений в целях  пропаганды агротехнических знаний нередко создавались Дома сельскохозяйственной культуры. 

В конце 50-х гг. возродились  возникшие еще в первые послеоктябрьские годы "воскресные чтения". Инициатором "второго рождения" этой уже  полузабытой формы клубной работы явились Дворцы, Дома культуры,  клубы  и  краснее  уголки г. Ленинграда. Вскоре эта инициатива была подхвачена клубными учреждениями и других городов. "Чтения" посвящались различным  темам и включали лекции, доклады, сообщения о событиях внутри страны и за рубежом, сведения из области  литературы и искусства, вопросы  и ответы, чтение вслух, встречи посетителей "чтений" с представителями  власти, партийных органов, учеными, деятелями искусства, писателями, поэтами, показ новых фильмов и концертов  художественной самодеятельности. "Воскресные чтения" проводились регулярно (еженедельно  или 2-3 раза в месяц в установленные  воскресные дни). В канун празднования 50-летия "Великой Октябрьской  социалистической революции" и 100-летия  со дня рождения В.И.Ленина повсеместно  стали проводиться так называемые "Ленинские" и "Октябрьские  чтения". 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930