Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

Социологические исследования позволили более дифференцированно  подойти к анализу структуры  культурно-досуговой деятельности, выя- 

  

1. Пруденский Г.А.  Время и труд.- М.: Мысль, 1964: Внерабочее  время трудящихся/ Под общ.ред.Г.А.Пруденского.- И., 1961. 

2. Грушин Б. Свободное  время. Актуальные проблемы.- М.: Мысль, 1967. 

3. Арутюнян Ю.В.  Опыт социологического изучения  села.- М.: Изд-во Моек.ун-та, 1968. 

4. Байкова В. Рабочее  и свободное время инженера.- Красноярск, 1965; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек  после работы: Социальные проблемы  быта и внерабочего времени.-М., 1972; Гордон Л.А., Левин Б.М. Пятидневка: культура и быт.- М., 1967; Бюджет  времени городского населения/  Под.ред. Б.Г.Колпакова и В.Д.Патрушева/  М., 1971; Сельская молодежь: Социологический  очерк.- М., 1970. 

  

  

- 29 - 

вить зависимость  ее от ряда социальных характеристик  человека, наиболее значимые из которых: возраст, образование, семейное положение  характер трудовой деятельности, социальный статус, место проживания 

Наряду с социологическими исследованиями некоторое представление  о сфере досуга дают исторические, историко-социологические, этнографические  исследования, оживление которых  также приходится на период второй половины 50-60-х гг. . 

Дополнительным источником являются также статистические обследования бюджетов времени разных групп населения  в городах и селах России, которые  стали проводиться ЦСУ РСФСР  с 1959 г. . 

Сопоставление результатов  научных исследований с другими  источниками (статистикой, архивными  материалами, публикациями прессы, мемуарной  литературой и т.д.) дает возможность  обнаружить некоторые тенденции, отличавшие развитие культурно-досуговой деятельности населения в обозначенные годы. 

Одна из основных тенденций - увеличение по сравнению  с 20-30-м: гг. удельного веса культурно-досуговой  деятельности в общем объеме жизнедеятельности  российского населения, что было обусловлено в пер вую очередь  целенаправленной государственной  политикой по сокращению рабочего дня . По данным различных обследований, у жителей городов в конце 50-60-х  гг. свободное время составляло до 3-х часов в будний день. Однако данная цифра характеризовала далеко не все категории городского населения. Так, например, жители малых городов в силу худших бытовых условий, наличия огородных участков, нередко используемых как дополнительный источник получения средств пропитания обладали меньшим количеством свободного времени. 

1. Рязанское село  Кораблино /история, экономика,  быт, культура, люди села.- Рязань, 1957; Село Вирятино в прошлом  и настоящем: Опыт этнографического  изучения русской колхозной деревни.- М.: Изд-во АН СССР, 1958; Анохина  Л.А., Шмелева М.Н. Культура и  быт колхозников Калининской  области.- М.: Наука, 1964; Байкова В.Г., Дучал А.С, Земцов А.А. Свободное  время и всестороннее развитие  личное ти.- М.: Мысль, 1965; Опыт историко-социологического  изучения села Молдино.-М.:Моск.рабочий,1868. 

2. Об основных  итогах изучения бюджета времени  жителей Пскова. -Новосибирск, 1968. 

3. Первые исследования  бюджетов свободного времени  различных категорий трудящихся (крестьян, рабочих, служащих, учащихся) были проведены акад. С.Г. Струмлиным  в 20-е гг. Он же исследовал  время русского крестьянина в  1934 г. См.: Струмлин С.Г. Проблемы  экономики труда.- М., 1957. Ряд обследовании  свободного времени был осуществлен  в 30-е гг. 

  

  

- 30 - 

Меньшим резервом свободного времени по сравнению с городским  населением располагали крестьяне. Рабочий день колхозников определялся  уставом сельскохозяйственной артели и общим собранием колхозников. Его продолжительность зависела от установленного минимума трудодней  или выхододней на каждого члена  колхоза, что было связано с различными формами оплаты труда: натурально-денежной или денежной. Особенностью крестьянского  труда была сезонность: основная трудовая нагрузка, которая поглощала почти  все суточное время, приходилась  на весенне-летне-осенний период. В  этот период у крестьян свободного времени почти не было. Большое  количество времени занимала у сельских жителей работа на приусадебном участке. Ряд ученых, исследовавших внепроизводственную  сферу жизни крестьянства, указывали  на то, что сравнение суточного  бюджета времени крестьянина  в конце 50-60-х гг. с аналогичными показателями, полученными академиком С.Г.Струмилиным в 20-е гг., свидетельствует о том, что общие затраты времени на домашний труд за это время почти не изменились . 

Существенная разница  в количестве свободного времени  просматривалась у мужчин и женщин, так как последние несли на себе основную тяжесть семейных забот, и это было характерно для любой  социальной среды. Г.А.Пруденский, например, отмечал, что у жительниц крупных  городов - работниц промышленных предприятий - свободного времени на 25-30% меньше, чем у представителей противоположного пола, т.е. отклонение от среднестатистического  показателя свободного времени на одного человека в будни, равного 3-м часам, в сторону большей величины наблюдалось  у мужчин и меньшей - у женщин . 

Л.Гордон и В.Левин  указывали на то, что у мужчин, работающих на промышленных предприятиях крупных городов, свободное время  в будние дни колебалось в пределах 4-х часов в зависимости от 5-дневной  или 6-дневной рабочей недели, у  женщин почти в два раза меньше . 

По подсчетам ученых, занимавшихся проблемами села, средний  бюджет свободного времени в будни  за год у крестьян-мужчин составлял  чуть более 3-х часов, у женщин менее 2-х. 

Другая тенденция, отличавшая досуговую деятельность населения России в отмеченное время, заключалась в возрастании ее общественно-организованных йорм. Это  объяснялось рядом причин. Одна из них - по- 

1. Арутюнян Ю.Е.  Указ.раб.; Байкова В.Г., Дучал А.С,  Земцов А.А. Указ.раб.- С. 239. 

2. Пруденский Г.А.  Указ.раб.- С. 316. 

3. Гордон Л., Левин  Б. Указ.раб.- С. 18-19. 

  

- 31 - 

зитивные сдвиги, произошедшие в образовании людей  в 50-60-е гг., В.Байкова, например, исследовав особенности досуга инженерно-технических  работников (ИТР) в конце 50-х - начале 60-х гг., обратила внимание на тот факт, что повышение образования имеет своим следствием повышение интереса людей к посещению театров, музеев, выставок . Эту же закономерность подметил в рабочей среде и А,А.Земцов . 

Увеличению количества организованных форм в структуре  досуга способствовала и государственная  политика по развитию социально-культурной инфраструктуры. Начиная с середины 50-х гг. в стране развернулось широкое  строительство учреждений культуры: клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров, музеев; в городах  и крупных селах при клубных  учреждениях создавались парки  культуры и отдыха, оборудовались  скверы, танцевальные и спортивные площадки и т.д. 

Организованному времяпрепровождению  людей в свободное время содействовала  и проводимая государством социальная политика: в 50-60-е гг. увеличилось  число санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристско-спортивных баз, административным персоналом которых  для отдыхающих устраивались всевозможные экскурсии, посещения различных  публично-зрелищных мероприятий  и другие культурные акции. 

Вместе с тем  к концу 60-х гг. указанная выше тенденция начала ослабевать (мощным конкурентом учреждениям культуры выступило телевидение). Это отчетливо  проявилось в падении посещаемости населением кинотеатров. Так, если в 50-е - начале и середине 60-х гг. наблю  дался бурный рост числа кинозрителей, то в 1968 г. в городах и поселках городского типа он сменился сначала  стабилизацией, а в 1969-1970 гг.   стал сокращаться. С опозданием на 2-3 года этот процесс стал обнаруживать себя и в сельской местности . 

Следует отметить и  следующее: несмотря на то, что общественно  организованные формы досуга приобретали  все большую популярность у населения, они не заняли главенствующего положения  в совокупности досуговых занятий  людей. 

1. Байкова В. Рабочее  и свободное время инженера.- Красноярск, 1965 С. 72. 

2. Байкова В.Г., Дучал  А.С, Земцов А.А. Указ.раб.- С. 133. 

3. Гордон Л.А., Клопов  Э.В. Указ.раб.- С. 178; Кино и зритель:  Опыт социологического исследования.- М.: Искусство, 1968.- С. 107. 

  

  

- 32- 

Социологические исследования показали, что духовные интересы как  городского, так и сельского населения  удовлетворялись преимущественно  в сфере домашнего досуга. 

Важной тенденцией, характеризовавшей развитие досуга населения в период 1945-1970 гг., являлось повышение в его структуре  доли занятий интеллектуального  содержания. По сравнению с предшествующими  десятилетиями возросли затраты  времени людей на чтение газет, журналов, художественной литературы, прослушивание  радио, просмотр телепередач, на посещение, как уже говорилось, кино, театров, музеев, концертных и выставочных  залов. "Интеллектуализация" досуга была особенностью, свойственной практически  всем категориям населения России. Б.Грушин, например, анализируя результаты социологического исследования, проведенного в первой половине 60-х гг., отмечал, что по сравнению с 20-ми гг. по подавляющему большинству городского населения  неизменно высокими являются цифры, отмечающие распространенность таких  занятий, как чтение газет, журналов, книг, прослушивание радио, просмотр телепередач . Несколько позже, в 1965-1968 гг., Л.А.Гордон и Э.В.Клопов, изучив свободное  время рабочих крупных промышленных предприятий ряда городов страны, выявили, что занятия, связанные  с культурой, составляли одну из самых  продолжительных категорий времяпрепровождения  женщин и мужчин-рабочих, жителей  больших городов (у городских  рабочих на них приходилось от 2/3 до 3/4 соответствующих затрат времени) . Изменение структуры досуга в  сторону увеличения затрат времени  на культурное потребление было отличительной  чертой и сельского населения, особенно его молодой части, имевшей более  высокий образовательный ценз, чем  представители старшего поколения . 

Новым по сравнению  с предшествующими годами явилось  повышение интереса населения к  разного рода любительским занятиям. Эта тенденция обнаружила себя с  середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно усиливалась. Стихийно и  при различных учреждениях культуры (Домах и Дворцах культуры, клубах, библиотеках, музеях и др.) стали  возникать объединения любителей  поэзии, театра, музыки, кино, лю- 

1. Грушин Б. Указ.раб.- С. 78. 

2. Гордон Л.А., Клопов  Э.В. Указ.раб.- С. 156. 

3. Байкова В.Г., Дучал  А.С, Земцов А.А. Указ.раб.- С. 22С.  Сельская молодежь: Социологический  очерк.- М.: Сов.Россия, 1970.- С. 79-81. 

- 33 - 

бителей-еадоводов, огородников, рыболовов, охотников, объединения  коллекционеров разного профиля  и т.д. Увеличилось число людей, увлекающихся техническим творчеством. Расширился контингент участников художественной самодеятельности при клубных учреждениях, на пре приятиях, в колхозах и  совхозах; стали возникать фотостудии, киностудии и т.д. Развитие самодеятельного  творчества стимулировалось государственными и общественными организациями. Для этого выделялис специальные  средства, устраивались всевозможные смотры, фестивали, выставки, слеты  и т.д. 

Среди досуговых  занятий населения возросло количество занятий, имеющих целью самообразование. В значительной мере этому способство вало появление в сфере досуга различных образовательных структур: университетов культуры, эстетического  воспитания, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний и т.п., ставящих своей задачей помочь человеку в его художественном, научном  развитии, в приобретении необходимых  сведений и навыков в воспитании детей и т.д. . В социологических  исследованиях рассматриваемого периода  при характеристике содержательного  аспекта самообразовательной деятельности населения указывается на большое  количество занятий, связанных с  политическим самообразованием. Однако современная оценка общественно-политической жизни страны 1945-1970 гг. позволяет  по иному взглянуть на данную сторону  самообразования. В условиях советского государства "политическое самообразование" навязывалось населению правящей коммунистической партией и сводилось к изучению "марксистско-ленинской" теории и  основанных на ее постулатах внутренней и внешней политики государства. В стране была создана целая система  политического просвещения масс, включавшая в себя комплекс специализированных учреждений: дома и кабинеты политического  просвещения крайкомов, горкомов, райкомов КПСС, партийных комитетов, первичных  партийных организаций марксизма-ленинизма. На промышленных предприятиях, в организациях, учебных заведениях, колхозах и совхозах действовали политические кружки, проводились  семинары, политинформации, устраивались дискуссии на политические темы, теоретические  конференции, собеседования. В этом особенно отчетливо проявилось стремление со стороны партийного аппарата использовать сферу досуга для идеологической обработки людей, восходящее своими традициям 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930