Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

I. Подробнее об  этом см.в разделе 7. 

  

  

- 34 - 

еще к начальному периоду существования советской  власти. В 50-60-е гг. политическое самообразование  осуществлялось под лозунгом выдвинутой компартией очередной демагогической идеи "построения коммунистического  общества" и необходимостью в  связи с этим "сознательного" отношения к ее реализации всех граждан, что требовало, по мнению идеологов, в первую очередь усвоения политических знаний. Поэтому с данных позиций  политическое самообразование в  рассматриваемых конкретных исторических условиях вряд ли можно отнести к  разряду добровольной деятельности, что является одним из главных  признаков досуга. 

В некоторой степени  подобное замечание можно сделать  и по отношению к виду занятий, которые определяются, как "общественная деятельность" или "общественная работа". Этот вид деятельности также  имел тенденцию к расширению своих  масштабов, особенно с начала 50-х  гг., в связи с предпринятыми  правящими властями попытками проведения демократических преобразований в  обществе. Увеличилось число людей, функционировавших в разного  рода общественных организациях: по линии  профсоюзов, в женсоветах, товарищеских судах, группах народного контроля, в пенсионных советах, во всевозможных комиссиях типа: по новым обрядам, по социальному страхованию, по технической  безопасности и т.п.; в различных  советах при образовательных, культурно-воспитательных учреждениях, органах государственного управления и т.д. Однако занятия  общественной деятельностью могли  осуществляться лишь в строго допустимых рамках и строго контролировались со стороны партийно-государственного аппарата. Вовлечение людей в общественную работу было целенаправленной политикой  коммунистической партии, в которой  она опиралась на профсоюзные  и комсомольские организации - свои "приводные ремни" и "первых помощников". Эта политика базировалсь  на высказанной еще Лениным идее строительства нового социалистического  общества как "живого творчества масс", а в 60-е гг. на одном из постулатов принятой на ХХП съезде КПСС (1961 г.) новой  программы построения коммунизма в  стране, смысл которого заключался в том, что по мере перехода от социализма к коммунизму государство будет  отмирать и произойдет постепенное  превращение органов государственной  власти в органы общественного самоуправления. В соответствии с этим партией  выдвигалась задача широкого вовлечения граждан в управление делами страны. Безвозмездная общественная деятельность поощрялась официальными властями и  нередко открывала перед человеком  перспективы продвижения по службе, получения определенных льгот 

- 35 - 

для повышения своего образования и т.п. В силу названных  причин общественная деятельность зачастую осуществлялась людьми под давлением  складывающихся обстоятельств и  являлась скорее выражением конформизма, чем чисто бескорыстного служения общественным идеалам. 

Последовательное  сокращение рабочего дня, начатое государством • с 50-х гг., стимулировало развитие традиционного внесемейного общения  в сйере досуга, принимавшего формы "гостевания" (прием и хождение в гости), а также "мужских", "женских", "молодежных" компаний, 1  собиравшихся на дому и за его  пределами, на улицах близ мест прожиния, в парках, садах, скверах. В зависимости  от возраста, уровня образования, семейного  положения людей времяпрепровождение  в таких капаниях варьировалось  от участия в играх неспортивного  характера (лото, домино, что особенно было  распространено в городской  среде среди лиц с невысоким  уровнем образования); танцев (привлекательны  для молодежи) до деятельности более  интеллектуального содержания, отличавшую людей образованных: совместного  посещения театров, кино выставок и  других учреждений культуры, спортивных занятий, туристических поездок  и т.п. 

Увеличилось количество времени, затрачиваемого людьми на активные формы отдыха. Расширились масштабы туристской деятельности и в виде самодеятельного туризма, и в  его организованных формах. При предприятиях, спортивных организациях, в учебных  заведениях, учреждениях культуры возникали  туристические секции, клубы туристов, организовывались туристские походы и  экскурсии. Новым направлением туристской деятельности явилось развитие иностранного туризма, чем способствовало создание в стране Всесоюзного акционерного обществе "Интурист". 

Среди жителей в  особенности крупных городов  становились популярными загордные  прогулки, разнообразные виды семейного  отдыха. Наиболее благоприятные условия  для этого наметились к концу 60-х гг. с началом перехода рабочих  и служащих на 41-часовую рабочую  недели с двумя выходными днями. Л.Гордон и В.Левин, например, на основании  анализа результатов социологического исследования, проведенного в 1965-1967 гг. на ряде промышленных предприятий, которые  вошли в число экспериментальных  объектов по отработке нового режима работ: установили, что появление  сравнительно длинных периодов свободной  времени заключало в себе дополнительные возможности для семейного 

  

  

- 36 - 

отдыха, туризма, загородных прогулок. Однако наиболее явно последствия  новых условий трудовой деятельности проявились в последующие годы. 

Наряду с появлением новых и расширением некоторых  бытовавших ранее форм досуговой  деятельности в обозначенный период происходил одновременно и процесс  угасания и даже полного исчезновения традиций в досуговом времяпрепровождении, имеющих глубокие исторические корни. В подавляющем большинстве научных  исследований, затрагивающих проблемы свободного времени и быта людей, отмечалось, что по сравнению с 20-30-ми гг. на протяжении 1945-1970-х гг. значительно  сократилось время, затрачиваемое  на отправление религиозных обрядов. Основной причиной данного явления  была антирелигиозная борьба, развернувшаяся в государстве практически сразу  после событий октября 1917 г. Репрессии  против духовенства, уничтожение культовых  сооружений - храмов, церквей, особенно активно осуществлявшееся в 30-е гг., проводившаяся в стране целенаправленная работа по ослаблению влияния церкви на умы и чувства людей повлияли на отношение населения к религии. Антирелигиозной пропаганде коммунистическая партия придавала большое значение и в послевоенный период, что получило отражение в специальных постановлениях ЦК КПСС, а также в партийных  документах, затрагивающих вопросы  идеологии . В течение 1945-1970 гг. количество верующих в стране значительно сократилось. Приверженцами религии оставались преимущественно старые люди. 

С ослаблением религиозного влияния уходили в прошлое  и некоторые обычаи и обряды, связанные, в частности, с праздничной культурой. Особенно это было заметно на селе, где в силу проживания населения  в условиях локальной территории традиционные формы времяпрепровождения  сохранялись дольше, чем в городе. Старые праздники, освященные в прошлом  церковью, уступали место новым, "советским". Еще в 30-е гг. в селах и деревнях начали проводиться собрания колхозников, на которых принимались решения, запрещавшие проведение религиозных  праздников. Одновременно велась работа по созданию отвечающей коммунисти- 

1. Гордон Л., Левин  Б. Пятидневка: культура и быт.- М.: Профиздат, 1967.- С.59. 

2. 0 крупных недостатках  в научно-атеистической пропаганде  и мерах ее улучшениям Пост.ЦК  КПСС от 7 июля 1954г.//КПСС в резолюциях  и решениях съездов, конференций  и пленумов ЦК.- Т.8,- М.: Политиздат. С.428-432; Об ошибках в проведении  научно-атеистической пропаганды  среди населения: Пост.ЦК КПСС  от 10 нояб.1954г.//Там же. - С.446-450. 

  

  

- 37 - 

ческой идеологии "советской" праздничной системы. Все более привычными становились  для людей праздники, которых  деревня раньше не знс ла, например, такие, как "День сева", "День урожая", "Проводы русской зимы", "Праздник русской березки", праздники, посвященные  отдельным профессиям, вроде: "День агронома", "День животновода", "День зоотехника" и т.п. Они  постепенно вытесняли традиционные формы праздничной культуры. Так, этнографы Л.А.Анохина и М.Н.Шмелева, изучая жизнь и быт колхозников  Калининской области в конце 50-х  гг., заметили, что старые праздники, относящиеся к религиозно-обрядовому циклу занимали небольшое место  в жизни колхозной деревни . Подтверждение  этому содержится и в ряде других исследований, осуществленных в 50-60 гг.2. 

Постепенно стирались  в памяти народа и некоторые традиционные виды досуга, бытовавшие еще в недалеком  прошлом и не связанные напрямую с религией. Все большей редкостью, например, становились так называемые "молодежные посиделки", "капустники", танцы и песни под гармонь  на улице, составлявшие когда-то необходимую  атрибутику деревенской жизни. Этому  было немало причин. Главная из них - сильное влияние города на сельский быт и образ мышления селян, о  чем упоминалось ранее, когда  речь шла о миграционных процессах. Через канал непосредственной связи - родственников, друзей, знакомых, мигрировших  в город, деревенские жители получали представления о быте, поведении, досуговом времяпрепровождении  горожан. Сведения о городской жизни  поступали и из других источников: средств массовой информаци1 непосредственных личных наблюдений, чему способствовало развитие средств передвижения: автомобильного, железнодорожного, авиационного транспорта. Новые черты в деревенский  быт вносили и представите  ли сельской интеллигенции, численность  которых заметно увеличилась  в 60-е гг. Все это оказывало  воздействие на сознание сельского  населения, изменяя привычные, устоявшиеся  взгляды и представления. Усвоению городских стандартов поведения  способствовала и государственная  культурная политика, проводившаяся  под девизом "ликвидации культурно-бытовых  различий между городом и деревней" и выражавшаяся в 

1. Анохина Л.А., Шмелева  М.Н. Указ.раб.-'С.306. 

2. Байкова В.Г., Дучал  А.С, Земцов А.А. Указ.раб.- С.220; Опыт исторщш-социологического изучения  села "Молдино".- М.: Моск.ра бочий, 1968.- С.342; Социально-экономические преобразования  в Воронежской деревне (I9I7-I967).- Воронеж: Изд-во Воронежского  ун-та, 1967 и др. 

  

- 38 - 

насаждении в сельский быт образцов городской культуры. На их фоне прежние, сложившиеся под  влиянием вековых традиций формы  проведения досуга, нередко казались крестьянам устаревшими и потерявшими  свою значимость. Так, любопытен факт, описанный в одной из статей журнала "Культурно-просветительная работа". "Колхозник одного из сел Белогринского  района Краснодарского края упрекнул секретаря парткома колхоза в  недостаточном внимании к организации  молодежного досуга. В подтверждение  правоты своих слов он рассказал  о том, что на краю села "бог  весть, что делается". Девчата  сняли хату на зиму, и теперь каждый вечер безобразия творятся. Хозяйка  хаты взяла с каждой из девчат по пуду хлеба и по три литра керосина". 

В силу отмеченных причин сельская досуговая сфера постепенно трансформировалась, "подстраиваясь" под город и теряя свои традиционные черты. Писатель И.Васильев в 1987 г. описал эту особенность следующими словами: "Когда говорят о сегодняшней  культурной жизни российской деревни, то не обходятся без ссылок на день вчерашний (лет этак 20-30), отмечая  в нем большую активность самодеятельного  начала. Не обойтись без сравнения  и нам. 

Разделим (условно, конечно) содержание деревенской культуры на две составляющие: самодеятельное, или народное, и организованное, или ведомственное. К первой половине отнесем все, что рождалось стихийно, как бы само по себе, в силу потребности  человека в выражении чувств: песни, сказки, частушки, посиделки, вечеринки, гулянья, празднества, обряды и т.д. и т.п. Ко второй - все, что принято  называть культпросветработой, то есть всю деятельность Министерства культуры на селе. Если "объект" в целом  представить как круг, а составляющие секторами, то сия диаграмма предстанет в такой динамике (на протяжении, скажем, последнего полувека): народное с 80-90 процентов сократится до 5-10, ведомственное  возрастет в обратном порядке. Фак  тически о самодеятельной части  сегодня говорить не приходится - орга низованная вытеснила ее целиком". 

1.Ильченко В. Клуб  и посиделки // Культурно-просветительная  работа-- 

1956 -№ 12.- С. 16 

2. Васильев И. И  нам плохо, и вам не сладко // Сов.культура.- 1987. 25 июля .- С.3. 

  

6. Развитие социально-культурной  инфраструктуры

После окончания  Великой Отечественной войны  в мае 1945 г. в стране была продолжена работа по восстановлению разрушенных  объектов культуры, начатая еще в  период освобождения оккупированных войсками гитлеровской Германией территорий. 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930