Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
I. Подробнее об
этом см.в разделе 7.
- 34 -
еще к начальному
периоду существования
В некоторой степени
подобное замечание можно сделать
и по отношению к виду занятий,
которые определяются, как "общественная
деятельность" или "общественная
работа". Этот вид деятельности также
имел тенденцию к расширению своих
масштабов, особенно с начала 50-х
гг., в связи с предпринятыми
правящими властями попытками проведения
демократических преобразований в
обществе. Увеличилось число людей,
функционировавших в разного
рода общественных организациях: по линии
профсоюзов, в женсоветах, товарищеских
судах, группах народного контроля,
в пенсионных советах, во всевозможных
комиссиях типа: по новым обрядам,
по социальному страхованию, по технической
безопасности и т.п.; в различных
советах при образовательных, культурно-воспитательных
учреждениях, органах государственного
управления и т.д. Однако занятия
общественной деятельностью могли
осуществляться лишь в строго допустимых
рамках и строго контролировались со
стороны партийно-
- 35 -
для повышения своего
образования и т.п. В силу названных
причин общественная деятельность зачастую
осуществлялась людьми под давлением
складывающихся обстоятельств и
являлась скорее выражением конформизма,
чем чисто бескорыстного
Последовательное
сокращение рабочего дня, начатое государством
• с 50-х гг., стимулировало развитие
традиционного внесемейного общения
в сйере досуга, принимавшего формы
"гостевания" (прием и хождение
в гости), а также "мужских",
"женских", "молодежных" компаний,
1 собиравшихся на дому и за его
пределами, на улицах близ мест прожиния,
в парках, садах, скверах. В зависимости
от возраста, уровня образования, семейного
положения людей
Увеличилось количество
времени, затрачиваемого людьми на активные
формы отдыха. Расширились масштабы
туристской деятельности и в виде
самодеятельного туризма, и в
его организованных формах. При предприятиях,
спортивных организациях, в учебных
заведениях, учреждениях культуры возникали
туристические секции, клубы туристов,
организовывались туристские походы и
экскурсии. Новым направлением туристской
деятельности явилось развитие иностранного
туризма, чем способствовало создание
в стране Всесоюзного акционерного
обществе "Интурист".
Среди жителей в
особенности крупных городов
становились популярными
- 36 -
отдыха, туризма, загородных
прогулок. Однако наиболее явно последствия
новых условий трудовой деятельности
проявились в последующие годы.
Наряду с появлением
новых и расширением некоторых
бытовавших ранее форм досуговой
деятельности в обозначенный период
происходил одновременно и процесс
угасания и даже полного исчезновения
традиций в досуговом
С ослаблением религиозного
влияния уходили в прошлое
и некоторые обычаи и обряды, связанные,
в частности, с праздничной культурой.
Особенно это было заметно на селе,
где в силу проживания населения
в условиях локальной территории
традиционные формы времяпрепровождения
сохранялись дольше, чем в городе.
Старые праздники, освященные в прошлом
церковью, уступали место новым, "советским".
Еще в 30-е гг. в селах и деревнях
начали проводиться собрания колхозников,
на которых принимались решения,
запрещавшие проведение религиозных
праздников. Одновременно велась работа
по созданию отвечающей коммунисти-
1. Гордон Л., Левин
Б. Пятидневка: культура и быт.-
М.: Профиздат, 1967.- С.59.
2. 0 крупных недостатках
в научно-атеистической
- 37 -
ческой идеологии
"советской" праздничной системы.
Все более привычными становились
для людей праздники, которых
деревня раньше не знс ла, например,
такие, как "День сева", "День урожая",
"Проводы русской зимы", "Праздник
русской березки", праздники, посвященные
отдельным профессиям, вроде: "День
агронома", "День животновода",
"День зоотехника" и т.п. Они
постепенно вытесняли традиционные
формы праздничной культуры. Так,
этнографы Л.А.Анохина и М.Н.
Постепенно стирались
в памяти народа и некоторые традиционные
виды досуга, бытовавшие еще в недалеком
прошлом и не связанные напрямую
с религией. Все большей редкостью,
например, становились так называемые
"молодежные посиделки", "капустники",
танцы и песни под гармонь
на улице, составлявшие когда-то необходимую
атрибутику деревенской жизни. Этому
было немало причин. Главная из них
- сильное влияние города на сельский
быт и образ мышления селян, о
чем упоминалось ранее, когда
речь шла о миграционных процессах.
Через канал непосредственной связи
- родственников, друзей, знакомых, мигрировших
в город, деревенские жители получали
представления о быте, поведении,
досуговом времяпрепровождении
горожан. Сведения о городской жизни
поступали и из других источников:
средств массовой информаци1 непосредственных
личных наблюдений, чему способствовало
развитие средств передвижения: автомобильного,
железнодорожного, авиационного транспорта.
Новые черты в деревенский
быт вносили и представите
ли сельской интеллигенции, численность
которых заметно увеличилась
в 60-е гг. Все это оказывало
воздействие на сознание сельского
населения, изменяя привычные, устоявшиеся
взгляды и представления. Усвоению
городских стандартов поведения
способствовала и государственная
культурная политика, проводившаяся
под девизом "ликвидации культурно-бытовых
различий между городом и деревней"
и выражавшаяся в
1. Анохина Л.А., Шмелева
М.Н. Указ.раб.-'С.306.
2. Байкова В.Г., Дучал
А.С, Земцов А.А. Указ.раб.- С.220;
Опыт исторщш-социологического
- 38 -
насаждении в сельский
быт образцов городской культуры.
На их фоне прежние, сложившиеся под
влиянием вековых традиций формы
проведения досуга, нередко казались
крестьянам устаревшими и потерявшими
свою значимость. Так, любопытен факт,
описанный в одной из статей журнала
"Культурно-просветительная
В силу отмеченных причин
сельская досуговая сфера постепенно
трансформировалась, "подстраиваясь"
под город и теряя свои традиционные
черты. Писатель И.Васильев в 1987 г. описал
эту особенность следующими словами:
"Когда говорят о сегодняшней
культурной жизни российской деревни,
то не обходятся без ссылок на день
вчерашний (лет этак 20-30), отмечая
в нем большую активность самодеятельного
начала. Не обойтись без сравнения
и нам.
Разделим (условно, конечно)
содержание деревенской культуры на
две составляющие: самодеятельное,
или народное, и организованное,
или ведомственное. К первой половине
отнесем все, что рождалось стихийно,
как бы само по себе, в силу потребности
человека в выражении чувств: песни,
сказки, частушки, посиделки, вечеринки,
гулянья, празднества, обряды и т.д.
и т.п. Ко второй - все, что принято
называть культпросветработой, то есть
всю деятельность Министерства культуры
на селе. Если "объект" в целом
представить как круг, а составляющие
секторами, то сия диаграмма предстанет
в такой динамике (на протяжении,
скажем, последнего полувека): народное
с 80-90 процентов сократится до 5-10, ведомственное
возрастет в обратном порядке. Фак
тически о самодеятельной части
сегодня говорить не приходится - орга
низованная вытеснила ее целиком".
1.Ильченко В. Клуб
и посиделки // Культурно-просветительная
работа--
1956 -№ 12.- С. 16
2. Васильев И. И
нам плохо, и вам не сладко
// Сов.культура.- 1987. 25 июля .- С.3.
6. Развитие социально-культурной инфраструктуры
После окончания
Великой Отечественной войны
в мае 1945 г. в стране была продолжена
работа по восстановлению разрушенных
объектов культуры, начатая еще в
период освобождения оккупированных войсками
гитлеровской Германией территорий.
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930