Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

  

  

- 55 - 

Новым явлением для  клубной работы было развитие любительского  движения, начало которого относится  к середине 50-х гг. При Дворцах  и Домах культуры, клубах стали  создаваться устойчивые группы людей  объединенных общим интересом к  какому-либо виду деятельности,- "любительские объединения" и "клубы по интересам". Любительские объединения имели  различную направленность: клубы  любителей музыки, по зии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, Фотолюбителе любителей науки, техники, природы, спорта, туризма. Получили распространение  клубы коллекционеров, объединявшие Филателистов, нумизматов, филуменистов, филокартистов, бонистов и т.д. Под  влиянием телевизионных передач  в начале 60-х гг. появились "клубы  веселых и находчивых", а в  конце 60-х - "клубы путешествий", которые были почт, в каждом клубном  учреждении. К концу 60-х гг. относится  также возникновение первых клубов книголюбов . 

Отдельные клубы  Функционировали как многопрофильные. Так, в Москве получил известность  клуб "Факел", в состав которого входил филателисты, фото- и кинолюбители, любители московской старины. 

Среди молодежи началось движение за создание молодежных клубов Определенным стимулом к их развитию явилось правительственное решение  о проведении в июле-августе 1957 г. в Москве УТ Всемирного фестиваля  молодежи и студентов, а накануне, в сентябре 1956 г., Всесоюзного фестиваля  советской молодежи. 

В период подготовки к молодежным форумам в городских  клубных учреждениях стали создаваться  объединения молодых людей, целью  которых была подготовка к важным событиям, например, "Беспокойные  сердца", "Друзья фестиваля", "Дружба", "Верные друзья", "Клубы девушек  В это же время появились первые студенческие клубы и клубы молодых  рабочих. Большинство подобных объединений  не имело первоначально даже собственного здания, но затем, добившись разрешения властей, они возводили его собственными силами или реконструировали какое-нибудь отданное в их распоряжение старое строение. Так, например, один из первых студенческих клубов возник в г. Ростове-на-Дону, в Ростовском университете. К студентам  университета присоеди 

1. Надо сказать,  что клубы книголюбов появились  во многих городах в Домах  культуры, на заводах, при ЖЭКах,  в школах, книжных магазинах, библиотеках.     Они пропагандировали книги, устраивали  тематические выставки, праздники  книги, читательские конференции,  встречи с писателями, литературные  диспуты. 

  

  

- 56 - 

нились студенты из других вузов, в результате чего образовался городской студенческий клуб, избравший собственное правление. Городской комитет комсомола (молодежной общественной организации) взял над  ними шефство. Общими усилиями молодые  люди убедили городские власти передать в их пользование требующее капитального ремонта здание, которое они впоследствии восстановили и превратили в молодежный клуб. Молодежь проводила в клубе  тематические вечера, вечера-встречи  с интересными людьми, устные альманахи, вечера отдыха и другие мероприятия. 

К первым студенческим клубам относился и клуб педагогического  института им. А.И.Герцена г. Ленинграда. Сначала он был задуман как  литературно-дискуссионный клуб, но вскоре расширил свою деятельность: при  нем действовали музыкальные  лектории, кинолектории, кружки художественной самодеятельности. Подобные клубы создавались  в учебных заведениях и других городов. Одновременно со студенческими  клубами возникали на промышленных предприятиях, стройках клубы молодых  рабочих, объединявшие людей одной  или нескольких специальностей. 

Молодежная инициатива в создании клубов по интересам приобретала  разнообразный характер. Образовывались объединения, в которые входили  молодые люди разного социального  статуса: студенты, рабочие, служащие, крестьяне, учащиеся техникумов, школ. Например, в г.Волгограде был создан городской молодежный клуб, который  имел свои отделения в институтах, школах, на селе. Главной целью этого  клуба было изучение истории своего края. В Ленинграде Функционировали  клубы, объединявшие молодежь района: клуб Петроградской стороны, клуб девушек  Невского района и др. 

Популярными среди  молодежи были "Клубы любознательных", "Клубы интересных встреч", "Клубы  занимательных встреч", которые  ставили своей основной задачей  организацию встреч с интересными  людьми: работниками производства, деятелями науки и культуры и  т.д. С середины 60-х гг. молодежь стала  создавать клубы с широкой  познавательной программой. Нередко  они носили названия "Глобус", "Горизонт", "Кругозор". В  период подготовки к 53-летнему юбилею советской власти и 100-летию со дня  рождения В.И.Ленина в молодежной среде  получили развитие клубы "Красная  гвоздика", члены которых занимались составлением летописи революционных  событий на основании изучения истории  родного края. 

  

- 57 - 

В клубных учреждениях  к работе любительских объединений  привлекались учащиеся школ. Стали  создаваться клубы по интересам, объединявшие старшеклассников, подростковые и детские клубы. Они имели  различные направления и самые  разнообразные названия: клубы юных следопытов, рыболовов, натуралистов, искусствоведов, геологов астрономов; "Клуб любознательных", "Клуб школьника", "Алые паруса" "Орленок", "Красная  гвоздика" (аналогичный по целям  молодежным клубам с идентичным названием). Организовывались детские объединения  технического направления и конструирования, например, клубы юных кораблестроителей, авимоделистов, морские клубы типа "Чайка" и др. Такие клубы  часто возглавляли специалисты - инженеры и техники, привлекавшиеся к работе с детьми на общественных началах. На протяжении 1945-1970 гг. претерпела изменения клубная художественная самодеятельность. Как и в предшествующие десятилетия, главный акцент в клубных  учреждениях делался на развитии театральных, музыкальных и танцевальных кружков. Это было обусловлено теми функциональными задачами, которые  выполняла художественная самодеятельное в советском  государстве с  момента его возникновения, а  именно выступала в качестве средства приобщения населения к искусству, либо через непосредственное участие  в кружках, либо через восприятие спектаклей и концертных программ, создаваемых самодеятельными артистами. В последнем случае, художественная самодеятельность как бы восполняла дефицит общения людей с профессиональным искусством, особенно в российской глубинке, часто недоступной для  профессиональных коллективов. Как  отмечают исследователи, поскольку "самодеятельность во многом взяла на себя функцию  профессиональных творческих учреждений и организаций, наиболее подходящими  оказались и сложившиеся в  профессиональной среде виды и жанры  искусства (театрально го, музыкального, хореографического), а также формы  учебно-репетиционного процесса, лишь несколько адаптированные для самодеятельности" . Ориентация на профессиональное искусство  проявилась и в выборе репертуара для кружков художественной самодеятельности, часто повторяющего репертуар профессиональных коллективов. В этом репертуаре, как  правило, были представлены произведения отечественных и 

I. Михайлова Н.Г.  Социально-культурная природа и  функции художественной самодеятельности.- М., 1967.- С.17. 

  

  

- 58 - 

зарубежных авторов, считавшиеся с позиций официальной  идеологии лучшими достижениями в области культуры. 

Наивысшим общественным признанием уровня исполнительского искусства  самодеятельных художественных коллективов  явилось присуждение им с 1959 г. звания "народный". Первыми его удостоились  театральные коллективы ("народный театр"). Впоследствии звание "народный стало присуждаться оперным и  балетным студиям, театрам музыкальной  комедии и другим самодеятельным коллективам. 

Вместе с тем  в художественной самодеятельности начали пробивать себе дорогу и новые  тенденции, выразившиеся в отходе от сложившихся стереотипов в области  исполнительского творчества в самодеятельных коллективах традиционной направленности, а также в развитии жанров самодеятельного  искусства. Так, например, в 60-е гг. на базе клубных учреждений высших учебных  заведений стали возникать самодеятельные студенческие театры, отличительными особенностями которых явились  создание собственного репертуара, выработка  своей идейно-эстетической платформы  и поиски оригинальных режиссерских решений. Наиболее известными из них  были студенческий театр МГУ, эстрадная  студия МГУ "Наш дом", театр "Манекен" Челябинского политехнического института, студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМы) ряда вузов страны, выросшие из студенческих "капустников". Они  стали предтечей будущих любительских театров и театров-студий. С середины 5С-х гг. получили распространение  агитационно-художественные бригады, восходящие своими корнями к "живым  газетам" и "синим блузам" - своеобразным самодеятельным коллективам, функционировавшим  в 20-30-е гг. Агитационно-художественные бригады представляли собой небольшие  молодежные коллективы, ставящие своей  целью агитационно-пропагандистскую работу, но с использованием разнообразных  видов и жанров художественной самодеятельности. Члены бригад самостоятельно создавали  сценарии своих выступлений, часто  основывающиеся на местном материале, придумывали декоративно-художественное и музыкальное оформление. 

Развитие на рубеже 50-60-х гг. "авторской песни" дало толчок для возникновения в 1970 г. первых клубов самодеятельной песни. Со второй половины 50-х гг. в рамках художественной самодеятельности стали  появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки, сочетающие спортивные элементы с музыкальным  искусст- 

  

  

- 59 

вом: акробатические, художественной гимнастики, в 60-е гг.- ансамбли бального танца, вокально-инструментальные ансамбли, на рубеже 6Э-70-Х гг. - эстрадно-цирковые ансамбли. 

Развитие технических  средств в сфере культуры способствовало появлению новых видов самодеятельного  творчества. С середины 50-х гг. в  клубных учреждениях начинают создаваться  фотокружки, фотостудии, киностудии. Надо сказать, что художественной фотографией  и киносъемкой приверженцы этих видов искусства занимались и  в рамках любительских объединений. Например, в Выборгском Дворце культуры г.Ленинграда начиная с середины 50-х гг. в течение многих лет  функционировал Фотоклуб, члены которого проводили коллективные съемки, вечера-просмотры  лучших семейных и туристических  Фотоальбомов, кон курсы на лучшие изображения скульптуры, пейзажей, отчетные выставки и т.д. . 

Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного  самодеятельного искусства, изменились художественные ориентации участников кружков данных направлений народного  творчества. Так, в противоположность 30-50-м гг., когда в произведениях  самодеятельных художников присутствовали в основном сюжеты, прославлявшие "вождя" реалии "нового строя", а манера их исполнения была нацелена на профессиональное академическое искусство, в 60-е гг. появилось больше самодеятельности, самобытности, заметнее стала связь  с традиционно народной культурой, фольклором . 

Стимулом для развития самодеятельного художественного  творчества служили проводимые в  стране государственными органами совместно  с общественными организациями  смотры, конкурсы, фестивали (например всесоюзные и всероссийские смотры и конкурсы любительских фильмов, народных театров, произведений самодеятельных художников и мастеров народного  творчества, фестивали художественной самодеятельности и т.п.). 

В клубах стало больше уделяться внимания развитию техническое  творчества. Как и некоторые виды самодеятельного искусства, техни- 

1. Клуб и художественная  самодеятельность.- 1965.- № 14.- С.20. 

2. Балдина О.Д. 0 специфике  современного этапа развития  самодеятельного изобразительного  и декоративно-прикладного творчества // Народное творчество: Перспективы  развития и формы социальной  организации.- М., 1990.- С.32-58. 

  

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930