Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

В марте 1946 г. высший орган государственной власти Верховный  Совет СССР принял "Закон о  пятилетнем плане восстановления и  развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 г.". Наряду с ликвидацией  разрушительных последствий войны  в области экономики и социальной сферы закон предусматривал приведение в порядок выведенных из строя  учреждений культуры и дальнейшее возрастание  их численности. Предполагалось увеличить  количество постоянных театров, клубов, библиотек в городе и деревне, районных Домов культуры, обеспечить каждый райцентр, поселок городского типа киноустановкой. Этот закон послужил основанием для принятия высшими  органами государственной влася  союзных республик ряда соответствующих  постановлений. Совмин РСФСР 

в 1946 г. принял постановление  по укреплению районных и сельских библиотек, в котором выдвигалась  задача повышения довоенных показателе в развитии библиотечной сети, создания в каждом райцентре районной библиотеки с читальным залом, передвижным  фондом и детским отделением. 21 сентября 1946 г. Совмин РСФСР принял постановление "0 мерах помощи сельским клубам и  избам-читальням", где областным, краевым исполкомам советов рабочих  и крестьянских депутатов, совминам автономных республик указывалось  на необходимость финансового обеспечения  проведения восстановительных работ, давались рекомендации колхозам принять  участие в восстановлении довоенной  сети сельских учреждений культуры, в  радиофикации клубов и изб-читален, вменялось в обязанность местным  исполнительным органам в 1947 г. проведение на местах семинаров по подготовке руководителей драматических, хоровых  музыкальных коллективов сельской художественной самодеятельности. 

Аналогичные решения  принимались высшими органами общественных организаций, в частности, профсоюзных. Состоявшийся 12 апреля 1946 ХУ пленум ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов) в постановлении о задачах  профсоюзных организаций по выполнению пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства  СССР на 1946-1950 гг. утвердил конкретные показатели численности профсоюзных  клубов, красных уголков, киноустановок, библиотек, которых нужно было достигнуть к 1953 г. 

Вопросы восстановления учреждений культуры стали предметом  обсуждения на I Всероссийском совещании  по культурно-просветительной работе, состоявшемся  летом  1945 г., и Всероссийском  совещании культурно-просветительных  работников II-14 июля 1947 г. На них, в частности, высказывались мнения о необходимости  создания в деревне государственных  сельских клубов, которые должны прийти на смену избам-читальням . 

Первые послевоенные годы характеризовались усиленной  работой по восстановлению разрушенных  в ходе войны учреждений культуры, одновременно при наличии финансовых средств осуществлялось и строительство  новых объектов. По государственным  планам предусматривалось в каждом областном центре иметь областную  библиотеку и методический центр - Дом  народного творчества, в райцентре - районный дом культуры и библиотеку, в селах - клуб или избу-читальню, а также библиотеку. 

В восстановлении и  строительстве учреждений культуры государство опиралось на добровольную безвозмездную помощь населения, особенно молодежи. Такой подход к трудовому  участию получил название "метод  народной стройки". В ходе восстановительных  работ ремонтировались разрушенные  здания, проводились в порядок  пустующие помещения, в которых  открывались клубы, читальни, красные  уголки. Уже в самом начале восстановительного периода отдельные сельскохозяйственные артели стали выделять средства под  строительство новых культурно-досуговых  учреждений. Так в 1946 г. в Горьковской, Ленинградской, Пензенской, Смоленской областях, Ставропольском крае началось строительство клубных учреждений. 

В городах на восстановление и строительство массовых учреждений 

культуры (Дворцов, Домов  культуры, клубов, библиотек) наряду с  государством выделяли средства профсоюзные  организации. 

К концу 40-х - началу 50-х гг. в основном завершились  восстановительные работы, а с  середины 50-х гг. строительство учреждений культуры приняло массовый характер. В связи с особой значимостью, которая придавалась партийно-государственным  руководством начиная с 1953 г. проблеме подъема сельскохозяйственного  производства, развитие на селе социально-культурной инфраструктуры рассматривалось в  качестве одной из первоочередных задач. С середины 50-х гг. в строительст- 

I. Культурно-просветительная  работа.- 1946. -№ 1-2. - C.17. 

  

  

- 41 - 

во объектов культуры активно включились колхозы: к этому  времени их экономическое положение  улучшилось. Сельскохозяйственными  предприятиями выделялись финансовые средства, ставился вопрос о передаче на баланс этих предприятий части  сельских учреждений культуры и взятии ими на себя расходов по содержанию и ремонту их зданий. 

Дополнительным стимулом к строительству объектов культуры явилось развернувшееся  в  стране с 1956 г. массовое движение за благоустройство  сел, начало которому было положено в  Щебекинском районе Белгородской области. Смысл его заключался в создании на селе целого комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений (клубов, библиотек, школ, детских садов, бань), повсеместном устройстве питьевых колодцев, посадке  деревьев и кустарников на улицах и т.д. Работа по благоустройству  сел опиралась на широкую общественную инициативу. Наряду с платными работниками  в ней принимали участие на общественных началах представители  различных категорий сельского  населения. Возведение объектов культуры осуществлялось в соответствии с  получившей популярность в рассматриваемый  период идеей создания "нового облика села". Как правило, они располагались  в одном месте, рядом с административными  зданиями, Домом сельскохозяйственной культу магазинами, бытовыми учреждениями и другими жизненно важными для  сельских жителей объектами, составляя  в совокупности с ними единый архитектурный  ансамбль. Это место несло определенную, нехарактерную для прежних времен функциональную нагрузку: выступало  как общественно-политический центр  села, предназначенный для проведения митингов и демонстраций в торжественные  и праздничные дни, шествий, гуляний  т.д. 

Развернувшееся на селе строительство учреждений культуры стимулировало развитие проектных  работ, выполнявшихся различными специализированными  организациями (Гипросельетроем, Гипротеатром, Институтом архитектуры сельских зданий и сооружений Академии архитектуры  и др.). Однако предлагаемые проекты  не всегда удовлетворяли заказчиков: их реализация нередко предполагала возведение сложных конструкций, использование  дефицитных материалов, что было трудноосуществимой задачей в сельских условиях и  требовало немалых Финансовых за трат. В силу этих причин сельскохозяйственные артели часто обращали к "кустарным  проектам" или начинали строить  здания вовсе без проект что не лучшим образом сказывалось на их архитектуре. Экономия финансовых средств  определяла выбор зданий с более  упрощенными формами. Определенную роль в этом сыграли и официальные  установки в области 

- 42 - 

  

строительства, получившие свое обоснование в специальном  постановлении ЦК КПСС и Совета Министров  СССР от 4 ноября 1955 г. В нем была выдвинута  задача разработки экономических типовых проектов. "Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений",- отмечалось в постановлении. Всевозможные декоративные элементы в оформлении жилых домов и общественных зданий: башенные надстройки, колоннады и т.п.- квалифицировались как "архитектурные излишества, заимствованные из прошлого" . 

Новый импульс в  развитии архитектурного решения сельских культурно-просветительных учреждений был получен в начале 60-х гг. в связи с развернувшейся в  стране кампанией по преобразованию деревень и сел в укрупненные  населенные пункты городского типа. Повышалась роль центральной усадьбы колхоза  и совхоза, где увеличивалась  численность населения за счет переселения  в нее жителей из мелких населенных пунктов. В крупных колхозах и  совхозах, имевших значительные доходы, стали строиться клубные здания, совмещенные с библиотекой, со стеклянным Фасадом, переходящим в зрительный зал, с кружковыми комнатами, складскими помещениями. При таких клубных  учреждениях разбивались сельские парки с детскими площадками и  аттракционами. 

В 1965 г. было положено начало преобразованию сельских клубов, находящихся на центральной усадьбе  колхоза, совхоза, сельсовета, в сельские Дома культуры. Последнему придавалось  значение головного клубного учреждения, центра методической помощи остальным, находящимся в рамках сельскохозяйственных предприятий или сельсовета клубам. В отличие от сельского клуба, штатным расписанием которого предусматривался лишь директор, сельскому Дому культуры полагался еще и художественный руководитель. 

В 60-е гг. партийно-государственными органами была выдвинута задача создания в пределах сельского районного  центра комплекса учреждений культуры, включающего районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую  музыкальную школу, народный театр, народный музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и  отдыха, художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы. Придавалось  значение развитию передвижных средств  обслуживания - автоклубов. 

I. Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров  СССР "Об устранении излишеств  в проектировании и строительстве"  от 4 нояб.1955 г.// КПСС в резолюциях ...- Т.8.- С.532-536. 

  

  

- 43 - 

В городах и поселках городского типа строительство массовых учреждений культуры производилось  за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов. 

По данным официальной  статистики, общее количество массовых учреждений культуры в течение 1945-1970 гг. увеличилось. Так, если в 1940 г. в РСФСР  было 56,1 тыс. библиотек, насчитывающих  в своем фонде 124,5 млн. экз. книг и  журналов, то в 1970 г. эти показатели равнялись соответственно 61,6 тыс. и 732,9 млн. ; клубных учреждений в 1940 г. было 74,1 тыс., в 1970 г. - 78,7 тыс. ; киноустановок  в 1940 г. насчитывалось 17,6 тыс., в 1970 г. - 96,7 тыс. . 

Показатели развития музейной сети за период 1945-1970 гг. по сравнению  с 1940 г. имели тенденцию к понижению. Если в 1940 г. в РСФСР имелось 592 музея, то в 1970 г. - 582 . В первые послевоенные годы и начале 50-х это было связано  с отсутствием фондов, штатов, условий  для научно-просветительной работы. Некоторые музеи закрывались  по идеологическим соображениям (как  упомянутый ранее Музей нового западного  искусства и др.). После 1962 г. сокращение музейной сети яви лось следствием разоблачения культа личности Сталина: закрывались и реорганизовывались мемориальные музеи Сталина и  его соратников. Сокращение музеев было обусловлено также преобразованием  ряда музеев в музеи-заповедники. Появление  последних было связано с возрастанием интереса населения к памятникам истории и культуры, туристской деятельности. Первыми заповедниками в республике в соответствии с распоряжением  Совета Министров РСФСР стали  в 1958 г. Новгородский, Костромской, Горьковский  историко-архитектурные музеи-заповедники  и Владимире- Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Музеи-заповедники включали в свой состав, кроме музейных коллекций  и экспозиций, памятники истории  и культуры и исторически связанную  с ними территорию . 

С 60-х гг. интенсивнее  стало развертываться строительство  театров. Так, в I960 г. количество театров  равнялось 288, в 1970 г. -310 

1. Народное хозяйство  СССР за 70 лет: Юбилейный статистический  ежегодник.- М.: Финансы и статистика, 1987.- С.561. 

2. Там же.- С.564. 

3. Там же.- С.569. 

4. Там же.- С.567. 

5. Златоустова В.И.  Государственная политика в области  музейного дел (1945-1985 гг.)//Музей  и власть: Государственная политика  в облает музейного дела (ХУШ-ХХ  вв.).-4.1.:Сб.науч.тр.НИИ культуры.-М.,1992 - С.255-256. 

6. Народное хозяйство  СССР ... С.568. 

  

  

- 44 - 

В течение 40-50-х гг. происходила реорганизация органов  управления деятельностью культурно-досуговых  учреждений. Еще в военное время  по постановлению Совнаркома СССР от 6 февраля 1945 г. в Российской Федерации  был создан Комитет по делам культурно-просветительных  учреждений при Совнаркоме (с марта  при Совете Министров РСФСР) с  системой местных органов: краевых, областных и районных отделов  культурно-просветительной работы при исполкомах местных советов  и управлений при Советах Министров  автономных республик. В его ведении  находились клубные учреждения, библиотеки, музеи различного профиля, кроме  художественных. Художественные музеи, учреждения культуры, имеющие в своем  составе профессиональные творческие коллективы (театры, цирки, концертные организации), выставочные залы, подчинялись  Комитету по делам искусств при Совмине  РСФСР. Кинопрокатные организации  и киностудии находились в распоряжении Министерства кинематографии РСФСР. В 1953 г. в результате укрупнения управленческого  аппарата было образовано Министерство культуры СССР и Министерства культуры союзных республик, в том числе  и Министерство культуры РСФСР (в  результате объединения Министерства кинематографии, Комитетов по делам  искусств и культурно-просветительных  учреждений, Управления по делам полиграфии и издательств). На местах управленческие функции по отношению к учреждениям  культуры осуществляли органы культуры исполкомов областных (краевых, АССР), районных и городских советов  народных депутатов. Управление деятельностью  учреждений культуры опиралось на административные методы. Основные направления работы структурных подразделений министерства заключались в планировании, в  направлении деятельности к единой цели, организации учебы кадров, подготовке конференций, совещаний, семинаров, разработке нормативных документов, доведения до местных органов  решений вышестоящих организаций. 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930