Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.

Работа содержит 1 файл

реферат скд2.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

Подозрительное отношение  сопровождало новое явление в  культурной жизни, зародившееся в конце 50-х - начале 60-х гг. - авторскую песню  по той причине, что она по содержанию и манере исполнения шла вразрез  с песнями, которые распевали, как  метко заметила Н.Матвеева "колонны  демонстрантов, марширующих по площадям и радующихся окружающему изобилию". "Зона молчания" окружала ее первых создателей и исполнителей: Ю.Визбора, В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Кима, Н.Матвееву, Б.Окуджаву и др. 

Вторая половина 60-х гг. ознаменовалась новой волной наступления на культуру. В 1966 г. состоялся  громкий процесс над поэтом-переводчиком Ю.Даниэлем и литературоведом А.Синявским, напомнивший процессы над "врагами  народа" 30-х гг. Подсудимых обвиняли в опубликовании в западных издательствах  произведений, которые в обвинительных  актах характеризовались как "грязные пасквили", содержащие клевету на советскую действительность и призыв к свержению существующего строя. Писателей представляли изменниками и предателями родины. По приговору суда Ю.Даниэль и А.Синявский были осуждены на долгие годы лишения свободы и ссылки. Властями пресекались всякие попытки общественности выступить в их защиту. Была разогнана демонстрация молодежи, состоявшаяся сразу же после ареста Ю.Даниэля и А.Синявского в декабре 1965 г. Не принимались во внимание многочисленные письма от представителей творческой интеллигенции (в официальных кругах их презрительно называли "подписантами") с требованиями пересмотреть решение суда. Именно в те годы в политический лексикон вошло слово "диссидент", которым клеймили всех тех, кто 

1. Клуб.- 1958,- № 3.- С.2. 

2. Авторская песня  жива // Сов.культура.- 1989.- 9 февр.- С.4. 

- 24 - 

высказывал свое несогласие с существующими порядками  и которое воспринималось как  синоним понятия "враг народа". 

В том же году на ХХШ  съезде коммунистическая партия еще  раз подтвердила свою верность "принципам  партийности искусства", "классовому подходу к оценке всего того, что  делается в области искусства": "Партия направляла и будет направлять деятельность творческих организаций  и учреждений" . Скованные идеологическими  путами, литература и искусство получали однобокое развитие. Имели шансы  увидеть свет лишь те художественные творения, которые укладывались в "прокрустово  ложе" партийной идеологии. ХХШ  съезд, например, констатировал: "Очень  важно, что современность, проблемы коммунистического строительства  в нашей стране стали главенствующим содержанием произведений советской  литературы и кинематографии, театра и живописи, музыки и скульптуры . 

Все, что выходило за пределы "дозволенного", отбрасывалось, запрещалось, замалчивалось. Закрытые архивы, спецхраны библиотек были неотъемлемыми атрибутами советского общества. На протяжении всего советского периода в стране производились  массовые чистки библиотек от неугодной  литературы, не имевшие по своим  масштабам аналогов нигде и никогда. Из круга чтения людей исключались  по идеологическим соображениям миллионы видающихся произведений. Изъятые из обращения книги в небольшом  количестве экземпляров поступали  в спецхраны ряда крупных библиотек, доступ в которые был затруднен. Наибольший размах массовые чистки библиотек  приобрели в 30-е гг. и в конце 40-х - начале 50-х гг. в связи с  репрессиями против политических лидеров  и творческой интеллигенции. Библиотеки лишились книг репрессированных авторов, а также изданий, в которых  содержались какие-либо сведения о  них, фотоснимки и т.п. В последующие годы общая тенденция  контроля за книжными фондами библиотек со стороны партийно-государственных органов сохранилась. Это выражалось в различных инструкциях и предписаниях, поступающих в библиотеки от управленческих структур, в которых рекомендовалось укомплектовывать их в первую очередь произведениями классиков марксизма-ленинизма, деятелей партии, общественно-политической литерату- 

1. Материалы ХХШ  съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1966.- С.68. 

2. Материалы ХХШ  съезда КПСС. - С.67. 

- 25 - 

рой, указывалось, какие  другие книги и журналы должны приобретаться библиотеками . 

Проводившаяся в  советском государстве политика "дозирования" в приобщении народа к культурным благам пагубно отражалась на духовном развитии общества. Она  отторгала народ от многих достижений мировой и отечественной культуры, ограничивала их творческий потенциал, мешала получению полноценного образования, сужала духовную базу культурно-досуговой  деятельности. 

5. Тенденции в  развитии досуговой деятельности

Окончание Великой  Отечественной войны в мае 1945 г. открыло новые перспективы  в упорядочении жизнедеятельности  российского общества. Постепенно ослабевала напряженность трудовой деятельности в сфере общественного производства, вызванная экстремальными условиями  военного времени, налаживался быт  людей, возобновлялись прерванные войной семейные и дружеские связи. Обретала нормальные условия для своего развития и досуговая деятельность. 

По сравнению с 20-30-ми гг. на протяжении рассматриваемого периода культурные потребности  людей, способы проведения ими своего свободного времени подвергались значительному  изменению. Этому способствовал  целый комплекс факторов: социально-экономических, политических, духовных. Существенное значение имело создание предпосылок  для увеличения резерва свободного времени. Как известно, накануне войны (в 1940 г.) в связи с угрозой нападения  на страну фашистской Германии официальными властями был введен 8-часовой рабочий  день. Однако с 1956 г. по мере укрепления экономики страны началось постепенное  его сокращение: сначала для работающих подростков, а затем для всех трудящихся на промышленных предприятиях в предвыходные и предпраздничные дни. С последнего квартала 1956 г. стал осуществляться перевод рабочих и служащих на 7-ми и 6-часовую рабочую неделю, завершившийся к I960 г. В 1967 г. в стране в законодательном порядке был установлен новый режим работы для всех рабочих 

  

I. Библиотека в  контексте истории: Тез.докл.и  сообщ. науч.конф. Моеква,8-10 июня 1995 г.- М., 1995 (Абрамов К.И. "Белые пятна"  советской истории библиотечного  дела.- С. 5-6; Абрамов К.И. У истоков  формирования советской цензуры  библиотечного дела.- С. 7-8. 

2. Сальникова Л.И.  Национализация библиотек: Взгляд -из современности,- С. 27-29). 

  

- 26 - 

и служащих государственный  предприятий, учреждений и организаций: 41-часовая рабочая неделя с 2-мя выходными  днями . 

Другим важнейшим  фактором, воздействующим на сферу  досуга, явилось повышение образовательного уровня населения в эти годы. В  послевоенный период завершилось решение  выдвинутой еще в 30-е гг. задачи обязательного  семилетнего образования для  всего населения страны: в течение 1959-1965 гг. была в основном реализована  идея обязательного 8-летнего обучения детей и положено начало переходу к всеобщему обязательному среднему политехническому образованию в  городе и деревне, которое предполагалось осуществить в период с 1966 по 1970 гг. Намеченных целей добивались путем  увеличения дневных общеобразовательных  школ, создания школ вечернего и  заочного обучения. 

Специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. было санкционировано  расширение заочного и вечернего  высшего и среднего специального образования за счет расширения существующих учебных заведений и создания новых филиалов, отделений и учебно-консультационных пунктов высших и средних специальных  учебных заведений при промышленных предприятиях, стройках, крупных совхозах, научно-исследовательских институтах и других организациях . Повышению  образовательного ценза населения  способствовала отмена с середины 50-х  гг. платы за обучение в старших  классах средней школы, в средних  специальных и высших учебных  заведениях. Материальные расходы по обучению целиком взяло на себя государство. По данным официальной статистики, в РСФСР на 1000 человек населения в возрасте 10 лет и старше приходилось лиц с высшим и средним (полным и неполным образованием) в 1939 г. - 109 чел., в 1959 - 489 чел.3. 

Наряду с отмеченными  факторами немаловажную роль в развитии досуговой деятельности сыграли  процессы урбанизации. С середины 50-х  гг. усилилась миграция сельского  населения в города, чему способст- 

  

1. Постановление  ЦК КПСС, Совета Министров СССР  и ВЦСПС о переводе рабочих  и служащих предприятий, учреждений  и организаций на пяти- 

дневную рабочую  неделю с 2-мя выходными днями.- 7 марта 1967 г.// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М.: Политиздат, 1986.- С.156-158. 

2. О мерах по  дальнейшему развитию высшего  и среднего специального образования:  Пост.мЦК КПСС и Совмина СССР  от 9 мая 1963 г.// КПСС в резолюциях  и решениях съездов, конференций  и пленумов ЦК.-T.I0.- М.: Политиздат, 1986.- С.344. 

3. Народное хозяйство  СССР: Юбилейный статистический  ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1987,- С.525. 

  

  

- 27 - 

вовало введение паспортного режима для крестьян. В России особенно бурно происходил отток сельского населения в  Северо-Западном, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Поволжском районах  Европейской части, Уральском районе, во многих районах Сибири и Дальнего Востока. Сельские мигранты привносили в бытовую жизнь города многие черты сельского образа жизни. Взаимопроникновение городского и сельского образа жизни, переплетение отдельных их элементов отражалось на досуговой сфере. 

В рассматриваемое  время происходили и значительные перемещения людей в пределах страны в связи с развернувшейся с 1954 г. кампанией по освоению целинных и залежных земель, а также начавшимся (особенно с 1959 г.) крупным промышленным строительством в районах Сибири и Дальнего Востока. В процессе освоения новых территорий происходило и  образование новых социальных общностей, в структуре досуга которых нередко  наличествовали различные культурные образцы, формы деятельности и общения, усвоенные людьми в условиях прежних  мест своего пребывания. 

Огромное влияние  на досуг населения оказало развитие средств массовой информации: была достигнута практически полная радиофикация страны, увеличился выпуск печатной продукции (газет, журналов, художественной и  другого вида литературы), появились  новые аудиовизуальные средства в сфере культуры. С 1948 г. в стране были организованы первые передачи по телевидению, а с 50-х гг. началось его массовое распространение. Параллельно  шло развитие звукозаписывающей  и звуковоспроизводящей техники: радиол, магнитофонов. Стало входить в  жизнь цветное, широкоэкранное, стереофоническое кино. Все это стимулировало появление  новых видов культурно-досуговой  деятельности. 

Отмеченные выше процессы, хотя и не исчерпывали  собою всю совокупность факторов, воздействующих на сферу досуга, тем  не менее явились весьма важными, определившими на многие годы приоритеты в потреблении культурных благ, предпочтения, области применения людьми своих  творческих возможностей, усилий в  свободное от работы время. 

Переходя к рассмотрению тенденций развития досуга населения  в период 1945-1970 гг., следует заметить, что наиболее полному воспроизведению  картины этой стороны человеческой жизнедеятельности помогают научные  исследования, особенно прикладного  характера, которые стали проводиться  в стране со второй половины 50-х гг. 

  

  

- 28 - 

Одним из результатов  хрущевской "оттепели" было воссоздание  отнесенной во времена культа личности Сталина к рангу "буржуазных наук" социологии, и в числе первых объектов, на которые устремилось внимание ученых, оказалась сфера свободного времени. Первоначально проблемы свободного времени затрагивались в контексте  изучения бюджетов различных категорий  трудового населения, которое велось в чисто экономических целях. Первыми из них можно назвать  исследования, начатые Институтом экономики  и организации промышленного  производства АН СССР в 1958 г. в ряде регионов Урала и Сибири» несколько  позже к данным вопросам обратились ученые Москвы, Ленинграда, Урала. 

В 1963 г. была предпринята  первая попытка социологического анализа  собственно свободного времени в  Институте общественного мнения газеты "Комсомольская правда", которая вылилась в крупномасштабное социологическое исследование, охватившее практически всю страну. В результате были получены данные о структуре  свободного времени всех основных групп  городского населения . 

Ко второй половине 50-х гг. относятся первые социологические  исследования жизни и быта крестьян. Хотя их замысел был связан с изучением  социальной структуры сельского  населения, однако в них затрагивался и культурный аспект, что проливает  свет на досуговые формы деятельности сельских жителей . 

В 60-е гг. социологические  исследования получили дальнейшее развитие. Свободное время предстает в  них как самостоятельная категория, равноправная с другими сферами  человеческой жизнедеятельности. Среди  них наиболее интересными являются исследования, отраженные в работах  В.Байковой, Л.А.Гордона, Э.В.Клопова, Б.Г.Колпакова  и В.Д. Патрушева, Б.Левина, И.Т.Левыкина и др. . 

Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930