Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:59, курсовая работа
Цель данной работы – анализ института брака и семьи, а именно исследование характеристик неполной семьи. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
•исследование современного понятия семьи, её значение в жизни общества, эволюционных изменений института семьи и брака;
•анализ сущности неполных семей;
•исследование причин и негативных факторов неполных семей;
•особенности социальной защиты неполных семей.
Введение 3
Глава 1. Характеристика и актуальные проблемы неполных семей в современном обществе 5
1.1. Современные проблемы семьи 5
1.2. Понятие и сущность неполной семьи 8
Глава 2. Проблемы воспитания детей в неполной семье 17
2.1. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье 17
2.2. Возможные пути решения воспитательных вопросов в неполных семьях 24
Глава 3. Особенности социальной защиты неполной семьи 28
3.1. Проблемы неполных семей 28
3.2. Основные задачи социальной защиты неполных семей в РФ 33
Заключение 45
Список литературы 46
Однако, взаимоотношения матери с ребёнком в 58 случаях из ста характеризуются как тёплые, дружеские. Можно сказать, что основная масса матерей и детей близки друг другу и в этом смысле не одиноки.
Стиль общения матерей со своими детьми различен и связан с характером матери, её культурным уровнем, ценностями, взглядами на жизнь, наличием в семье родственников. В 53 % семей взаимоотношения матери и ребёнка основаны на равноправии и взаимоуважении. В 16 % семей ярко выражено доминирующее положение матери.
В каждой пятой семье отмечается диктат ребёнка, мать оказывается инструментом в руках «маленького деспота». Желания и прихоти ребёнка в таких семьях - закон для матери, испытывающей, возможно, чувство вины за то, что она не смогла создать «полноценную» семью. Доля семей с таким характером взаимоотношений не изменяется от младших классов к старшим, и можно только посочувствовать матерям, поддавшимся слепому чувству материнской любви. Такого рода взаимоотношения - «медвежья услуга» ребёнку, вырастающему инфантильным и беспомощным перед любыми трудностями.
Негативное влияние развода на социальную адаптацию ребенка проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. Эмпирически подтверждено, что дети, растущие, в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов.
В научном мире существует устойчивая точка зрения, неоднократно подтвержденная данными, о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей.
Дети из неполных семей на этапе выбора профессии проявляют больший практический расчет и меньше романтических порывов, чем дети из полных семей. Свидетельством тому могут служить их более высокие требования к оплате труда, гарантиям от безработицы, ее экологической безопасности. Более значимый интерес детей развода к престижу выбираемой профессии, вероятнее всего, связан с развитым у них комплексом неполной семьи и потребностью компенсации уязвленного в детстве самолюбия. Еще более отчетливо определяется влияние неполной семьи на такие требования подростков к профессии, как высокая квалификация и интересная работа. Известно, что высокая квалификация достигается продолжительной профессиональной подготовкой, которая мало доступна детям в неполной семье с ограниченными материальными возможностями.
Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность ребенка. Так, все без исключения практикующие психологии и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям развода.
Во-первых,
тревожность детей как реакция
на объективнее трудности
Первый срез включает показатели: тревога ребенка по причине финансовых трудностей в семье, и беспокойство за здоровье родных. Обостренное беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности10.
Вторая группа причин тревожности связана с их личностными проблемами. Развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности. Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.
Хотя рост числа неполных семей характерен не только для России, в общественном мнении нормой считается полная семья, и отклонение от нормы может восприниматься детьми весьма болезненно, провоцировать низкую самооценку со всеми вытекающими последствиями для социализации ребёнка.
В отношении 10 % детей эксперты с уверенностью могут сказать, что учащиеся испытывают ущемлённость из-за отсутствия в семье отца. Больше всего страдают от этого учащиеся 7-9 классов, девочки и мальчики примерно в равной степени.
Чувство зависти к одноклассникам или просто сверстникам, имеющим отцов, заметно у 11 % учащихся. Возможно, эта доля больше, но внешне данное чувство не проявляется.
Психологи обращают внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. В результате ребенок лишается не только отца, но частично и матери.
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Рассмотрим психологические последствия у детей в неполных семьях. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них возникает чувств собственной неполноценности.
Как показывают наблюдения, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на подростка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и близкие люди. Уникальность семейного воспитания в том, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка-подростка к социальной жизни с учетом его полоролевого репертуара и поэтапного расширения его кругозора и гендерного опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные по возрасту, по полу (женщины и мужчины), по профессии члены семьи. Это позволяет подростку наиболее широко проявлять свои гендерные возможности, быстрее и полнее реализовать потребности полоролевого репертуара.
Распад
семьи меняет её привычный уклад,
что осложняет процесс
Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Это в свою очередь деформирует развитие личности. Идет крен в развитии образа «Я» в сторону феминизации у мальчика/юноши или маскулинизации у девочки/девушки.
Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной, в том числе и материнской, семье это сделать трудно.
Добавим, что, тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка.
Хотя полеролевое поведение людей, в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того. Как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов – их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком.
Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующую систему ценностей, в которой центрально место особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.
Дети из неполной семьи, во что бы то ни стало, пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
В целом, для детей, которых воспитывает только один родитель, вероятность возникновения проблем с психикой и даже суицида вдвое выше по сравнению с их сверстниками, которые растут в благополучных семьях с отцом и матерью. При этом мальчики находятся в большей опасности.
К такому выводу пришли шведские исследователи из Национального совета по здравоохранению и благосостоянию, изучив данные о детях, которые попадали в больницы или умерли.
Также можно отметить, что дети в неполных семьях перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Итак, конечно, развод или смерть одного из родителей, - серьезная драма для ребенка, начало нового периода в его жизни. Даже через несколько лет после развода родителей треть мальчиков и девочек называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям. Легче или труднее, быстрее или медленнее, но - адаптируются. Большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями.
Все
это не означает, однако, что неполная
семья обязательно является неблагополучной
в воспитательном аспекте. Указанные проблемы
могут возникнуть в неполной семье с большей
вероятностью, чем в полной, но из этого
вовсе не следует, что они обязательно
возникнут. В ряде случаев психологическая
атмосфера семьи достаточно благоприятна
и не создает затруднений в формировании
здоровой личности. Бывает и наоборот:
в формально полной, но эмоционально неблагополучной
семье ребенок сталкивается с гораздо
более серьезными психологическими проблемами.
Поэтому родители, утратившие привязанность
друг к другу и живущие вместе лишь «ради
детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и
сталкивается с рядом объективных трудностей,
но тем не менее обладает достаточным
потенциалом для полноценного воспитания
детей. Родителю, в силу обстоятельств
оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо
трезво осознавать психологические особенности
создавшейся ситуации и не допускать,
чтобы они приводили к негативным последствиям.
Опыт множества благополучных неполных
семей свидетельствует, что это возможно.11