Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать систему социальной помощи неполным семьям.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей.
Метод исследования - теоретический анализ литературы по теме.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 55.62 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования

     Трансформация социальных отношений в современном  обществе порождает новые формы  семейных отношений. Возрастает число  внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких  показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного  возраста. Наблюдается приоритет  гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.

     Подобные  тенденции появились еще в 70-х  годах XX века, когда нуклеарная семья вступила в полосу кризиса. Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост неполных семей.  
        Неполные     семьи - это    категории      семей,   где одинокий    родитель проживает   с   ребенком    (детьми)     несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность.

     В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В  неполных семьях ежегодно остаются более  полумиллиона детей.[20;64]

     Произошедшие  изменения ослабили традиционные функции  семьи, регулятивный характер половой  морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной  и самостоятельной. Женщины вынуждены  не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне  с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством.

     Материнство в неполной семье сопряжено с  рядом жизненных затруднений, преодоление  которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей.  
Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям.  
        Все более наглядным становится противоречие между возрастающими социальными и личностными проблемами одиноких матерей и содержанием деятельности социальных служб, призванных оказывать им помощь и осуществлять социальную защиту.

     Разработанность темы исследования

Социально-педагогическим проблемам неполных семей посвящены  работы Агеевой О.В., Бахуташвили Т.В., Рубан М. Л. и Медяной Н.В. Психологическим проблемам посвящены работы Суворовой О.В., Тамоновой Д.М.,Шабельниковой В.К., Лидерс А.Г. и Макаренко. Агеева О.В.изучала  влияние неполной семьи на развитие личности ребенка. Бахуташвили Татьяна Викторовна рассматривала формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений. Медяная Н.В. занималась изучением особенностей работы социального педагога по социальной адаптации детей из неполных семей А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. Он считал, от того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Тенсин М.О. изучал состояние здоровья несовершеннолетних из неполных семей. Рубан М. Л. рассматривала неполную семью как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы. Суворова О.В. и Тамонова Д.М. изучали особенности я-концепции младших школьников из неполных семей.

     Объект  исследования - неполная семья. 

     Предмет исследования - технология социальной работы с неполной семьёй.

     Цель  данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.

     Задачи  работы:  
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.  
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.  
3. Проанализировать систему социальной помощи неполным семьям.  
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.  
5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей.  
Метод исследования - теоретический анализ литературы по теме.

     Структура курсовой работы состоит из:

     - введения;

     - основной части, которая содержит 2 главы;

     - заключения;

     - списка используемой литературы.

    Общий объем работы составляет 27 страниц. Первая глава посвящена социально-психологической характеристике семей. В ней дается понятие неполной семьи и определяются источники формирования данной семьи. Также в первой главе рассмотрены проблемы, стоящие перед неполной семьей.

    Вторая  глава посвящена технологиям  социальной работы с неполными семьями. В ней описываются направления  социальной работы с неполной семьей и система социальной помощи неполным семьям. 
 
 

Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей

1.1. Понятие неполной  семьи. Источники формирования неполной семьи

    Неполная  семья - это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья -  это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать- отец- ребенок». [13;27]

    Неполная  семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним  детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада  семейных отношений при их юридическом  сохранении.

    Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение  моральных норм в области взаимоотношений  полов; 

- распространение  добрачных связей,

- изменение  традиционных ролей (семейных) мужчины  и женщины; 

- утрата  семей своей производственной  функции; 

- неподготовленность  молодежи к браку; 

- завышенные  требования по отношению к  брачному партнеру; - алкоголизм  и наркомания. [15;42]

    Выделяют  несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

    В связи с изменением моральных  норм в области взаимоотношений  полов, распространением добрачных  связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к  брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.  

1.2. Проблемы неполных  семей 

       Семья выполняет следующие функции:

- воспитательная  функция; 

- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная  функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

- функция  духовного общения - совместное  проведение досуга, взаимное духовное  обогащение (данная функция играет  значительную роль духовном развитии человека);

- функция  первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных  норм членами семьи и др. [15;53]

    Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

    Существует  ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.

      Среди проблем неполных семей  в большинстве случаев особенно  остро стоит проблема экономического  характера (материальные трудности,  испытываемые семьей). Совокупный  бюджет семьи складывается из  индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных  выплат и льгот, определяемых  государством, алиментов на детей  после развода, подарков в деньгах  или вещами, продуктов от родственников  и друзей.

       Так как, чаще всего, главой  такой семьи является женщина,  то стоит обратить внимание  на политику занятости в стране  в настоящее время.       Сегодня идет вытеснение женщин  с рабочих мест на биржу  труда или в сферу низкооплачиваемых  бюджетных учреждений. Необходимость  содержания и воспитания ребенка/детей  чаще побуждают женщин быть  активнее и предприимчивее в  поисках более оплачиваемой работы  или дополнительного заработка.

       В последнее время значительно  сократился перечень социальных  гарантий и снизился уровень  социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая  ребенка без отца, сама должна  нести ответственность за благосостояние  своей семьи. Особенную нужду  испытывают неполные семьи, в  которых растут дети с отклонениями  от нормы в физическом или  нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

       Необходимость ухода за ребенком  в отсутствие помощи со стороны,  разрушение сферы бытовых услуг  не позволяют женщине проявить  себя в профессиональной сфере:  решающее значение на их выбор  и формирования поведения оказывает  материальная ответственность. Многие  женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

       Среди проблем неполных семей  особенно остро стоит проблема  ее функционирования как института  воспитания и социализации детей.  Правы те, кто полагает, что издержки  воспитания детей в неполной  семье связаны, прежде всего,  с воздействием негативных экономических  факторов Специфический образ  жизни семьи с одним родителем  ощутимо отражается на воспитательном  процессе. [2;242]

       Отсутствие одного родителя в  семье может явиться причиной  неполноценного, неудачного воспитания  детей. В материнских неполных  семьях мальчики не видят примера  мужского поведения в семье,  что способствует формированию  в процессе их социализации  неадекватного представления о  ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери  в семье во многом обусловлено  отсутствием второго родителя. Это  влияет и на социализацию воспитывающихся  в материнских неполных семьях  девочек, искажает их представления  о ролевых функциях женщины,  жены, матери.

       Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями